Урок русского языка в 4-м классе
Составили: Баранцева О.В., Марининова Г.М., учителя нач.классов
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен
существительных.
Цели урока:
-
Развивать умения писать существительные с шипящим на конце.
-
Развивать память, мышление, внимание.
-
Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
-
Воспитывать уважение к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее отношение к вам.
Это очень важно!
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Слова грамотно писать.
II. Чистописание.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
— Кто внимательно слушал, тот попробует ответить, группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? (Шипящие согласные звуки).
— Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
(карточки вывешиваются на доску).
— Какими буквами эти согласные звуки обозначим на письме?
— Я предлагаю вам написать вот такую цепочку: жшчщ жшчщ.
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
III. Языковая разминка.
— Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
Укажите склонение и падеж имён существительных.
(Над) р . кой, наклонясь, что-то шепчет к . мыш?,
а кругом (на) п . лях непр . будн . я тиш?.
— Какова роль мягкого знака в словах данного предложения?
— Запишите 2 слова на тот случай употребления мягкого знака, который отсутствует
в словах этого предложения?
— Как написали слово камыш? тишь? Почему? (вывешивается опора)
— Сформулируйте тему нашего урока.
IV. Упражнения в написании мягкого знака на конце существительных.
1. На доске записана транскрипция слов:
[дрош], [стр’ш], [брош], [плащ’], [в’эщ’], [п’эч’], [суш], [роскаш], [помащ’]
— Записать слова, обозначить орфограммы (комментированное письмо).
2. Физминутка.
Потрудились – отдохнуть
Нужно, без сомненья.
Дружно, быстро мы встаём,
Выполняем движения.
— Если я называю имена существительные мужского рода с шипящими на конце, то вы делаете хлопок над головой, а если женского рода – за спиной.
— Ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ландыш, помощь, полночь, багаж.
3. – Определите, как образовалось слово в скобках верхнего ряда. Таким же образом составьте
слово в скобках нижнего ряда.
ольха (слон) снег плуг (луч) мучной глушь (мышь) камыш
шубка (……..) тьма смял (……) речка ночь (…….) гудок
— Какие слова вы напишите с мягким знаком на конце, а какие – без мягкого знака? Почему?
— Запишите слова в два столбика. Дополните каждую группу, дописав ещё по два слова.
Тему урока поняли все?
Ответьте с помощью нескольких слов
Вашими карточками разных цветов.
4. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).
Карточка № 1 (низкий уровень).
Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные
орфограммы, определите род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Карточка № 2 (высокий уровень).
Задание: Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими
на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Карточка № 3 (средний уровень).
Задание: Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе.
Обозначьте изученные орфограммы, определите род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.
— Проверять будем одновременно. Хоть вы выполняли разные задания, ответы должны
получиться одинаковые (вывешивается карточка с правильными ответами).
5. — Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного…
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется ь знак;
б) пишется ь знак.
5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
в) на падеж.
Проверка (взаимопроверка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.
V. Итог урока. Рефлексия.
Что было легко? Что было трудно?
Что понравилось?
Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
-
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
-
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
-
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.