Урок русского языка в 4-м классе

Составили: Баранцева О.В., Марининова Г.М., учителя нач.классов

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен

существительных.

Цели урока:

  • Развивать умения писать существительные с шипящим на конце.

  • Развивать память, мышление, внимание.

  • Воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

  • Воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее отношение к вам.

Это очень важно!

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слова грамотно писать.

II. Чистописание.

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу.

— Кто внимательно слушал, тот попробует ответить, группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других? (Шипящие согласные звуки).

— Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.

(карточки вывешиваются на доску).

— Какими буквами эти согласные звуки обозначим на письме?

— Я предлагаю вам написать вот такую цепочку: жшчщ жшчщ.

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.

III. Языковая разминка.

— Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.

Укажите склонение и падеж имён существительных.

(Над) р . кой, наклонясь, что-то шепчет к . мыш?,

а кругом (на) п . лях непр . будн . я тиш?.

— Какова роль мягкого знака в словах данного предложения?

— Запишите 2 слова на тот случай употребления мягкого знака, который отсутствует

в словах этого предложения?

— Как написали слово камыш? тишь? Почему? (вывешивается опора)

— Сформулируйте тему нашего урока.

IV. Упражнения в написании мягкого знака на конце существительных.

1. На доске записана транскрипция слов:

[дрош], [стр’ш], [брош], [плащ’], [в’эщ’], [п’эч’], [суш], [роскаш], [помащ’]

— Записать слова, обозначить орфограммы (комментированное письмо).

2. Физминутка.

Потрудились – отдохнуть

Нужно, без сомненья.

Дружно, быстро мы встаём,

Выполняем движения.

— Если я называю имена существительные мужского рода с шипящими на конце, то вы делаете хлопок над головой, а если женского рода – за спиной.

Ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ландыш, помощь, полночь, багаж.

3. – Определите, как образовалось слово в скобках верхнего ряда. Таким же образом составьте

слово в скобках нижнего ряда.

ольха (слон) снег плуг (луч) мучной глушь (мышь) камыш

шубка (……..) тьма смял (……) речка ночь (…….) гудок

— Какие слова вы напишите с мягким знаком на конце, а какие – без мягкого знака? Почему?

— Запишите слова в два столбика. Дополните каждую группу, дописав ещё по два слова.

Тему урока поняли все?

Ответьте с помощью нескольких слов

Вашими карточками разных цветов.

4. Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями (по выбору учащихся).

Карточка № 1 (низкий уровень).

Задание: Напишите данные имена существительные в ед.ч. Обозначьте изученные

орфограммы, определите род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Карточка № 2 (высокий уровень).

Задание: Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими

на конце. Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Карточка № 3 (средний уровень).

Задание: Образуйте от данных слов имена существительные в единственном числе.

Обозначьте изученные орфограммы, определите род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожить, сильный.

— Проверять будем одновременно. Хоть вы выполняли разные задания, ответы должны

получиться одинаковые (вывешивается карточка с правильными ответами).

5. — Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного…

а) пишется между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется ь знак;

б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется ь знак;

б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

в) на падеж.

Проверка (взаимопроверка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.

V. Итог урока. Рефлексия.

Что было легко? Что было трудно?

Что понравилось?

Кого из учеников могли бы отметить за помощь?

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  • Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).

  • Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

  • Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here