Ромашева Елена Александровна

МОУ лицей №7 г. Волгоград

Учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс — 4

Тема урока: Правописание наречий.

Цель урока:

Создать условия для формирования навыков написания суффиксов -а- и -о- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок.

Задачи:

1. Способствовать развитию таких мыслительных операций, как сравнение, классификация, наблюдательность, орфографическая зоркость.

2. Развивать умения работать самостоятельно, способствовать формированию коммуникативных навыков при организации парной работы.

Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для составления схемы-опоры.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: метод проблемного обучения.

Ход урока:

I. Орг. момент. Мотивация.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно.

-Урок русского языка мы начнём со слов русского писателя А.Н.Толстого «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

— Какие мысли у вас возникли после прочтения слов великого русского писателя? (Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь).

II. Словарная работа.

— Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи.

Вспомним написание словарных слов. По лексическому значению подобрать и записать словарные слова.

— место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные (заповедник)

— творческое отражение, воспроизведение деятельности в художественных образах (искусство).

— Неожиданно, внезапно, сразу (вдруг).

— поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно

для ознакомления или отдыха) (путешествие).

— скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события) (памятник)

— действие, совершающееся с небольшой скоростью, неторопливо (медленно)

— противоположное по значению (быстро).

III. Актуализация опорных знаний.

-На какие 2 группы можно разбить слова? По каким признакам?

(сущ. и наречие).

— Какие наречия встретились?

-Что такое наречие?

— Какие части речи они поясняют?

— На какие вопросы отвечают?

(Наречие – неизменяемые слова – несклоняемые и неспрягаемые).

IV. Постановка темы и целей урока.

На доске карточки со словами:

снова, заново, издавна, начисто, добела, вправо.

Прочитайте слова. Что общего? (наречия, с приставками, образованы от прилагательных)

Разделите эти слова (наречия) на 2 группы.

По какому признаку вы разделили? Объясните своё решение. (Одинаковые суффиксы).

снова, издавна, добела,

заново, начисто, вправо, (на доске слова).

— Запишите в тетрадь в два столбика. Выделите суффикс.

-Почему в 1 столбике у наречий суффикс –а-, а во 2 столбике суффикс -о?

Проблема.

— У нас с вами возникла проблема.

— Нам эту проблему предстоит решить сегодня на уроке.

— Давайте сформулируем более чётко, какую проблему нам необходимо решить сегодня на уроке? (правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях).

— Тема нашего урока: Правописание наречий.

V. Работа над новым материалом.

Решение проблемы.

-Мы выделили суффикс, что ещё можно выделить в словах? (разобрать по составу).

Учащиеся в тетрадях и на доске по очереди разбирают слова)

— Посмотрите на слова, что заметили? (что во всех словах есть приставки).

— Какие приставки имеют наречия с суффиксом а- на конце? (с-, из-, до-)

— Какие приставки имеют наречия с суффиксом -о- на конце? (в-, на-, за-)

— Какой вывод можно сделать?

Вывешивается на доску: Учащиеся самостоятельно составляют схему – опору.

из- в-

до- а на- о

с- за-

— Какой можно сделать вывод? Когда в наречиях с приставками пишется суффикс -а-, а когда -о-?

— Суффикс -а- пишется в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется, если наречие образовано при помощи приставок за-, на-, в-

— Давайте проверим по учебнику верный мы сделали вывод или нет.

-Сравните свой вывод с правилом на странице учебника (стр.10). (Чтение правила).

В учебнике (Буква а и о на конце наречий с приставками – это орфограммы).

— А зачем нам надо знать это правило?

— Мы решили с вами эту проблему.

Работа с учебником.

— Посмотрим, какое задание нам предлагают авторы учебника.

Упражнение 212 (1-3) стр.10.

Читают задание.

Учитель уточняет задание. Выполняют 1,2,3 предложения.

1 предложение на доске выполняют, а далее самостоятельно.

Учащиеся работают на доске и в тетрадях. Выполняют упражнение.

Проверка. Объясняют правописание наречий.

VI. ФИЗМИНУТКА.

Музыкальная (Выполняют упражнения под музыку).

VII. Закрепление изученного материала.

Творческая работа:

— А сейчас нам с вами предстоит выполнить творческую работу.

1. От данных прилагательных образуйте и запишите наречия. Где возможно, применяя нашу схему.

(На доске — прилагательные, уч-ся записывают наречия, выделяют суффикс и приставку)

Яркий – ярко левый – слева

Лёгкий – слегка радостный — радостно

Весёлый – весело

— Запишите в тетрадь, выделите суффикс и приставку.

Парная работа.

— А теперь я предлагаю вам поработать в парах.

— Цель нашей работы: — правильно написать суффиксы -а — или -о в наречиях.

— Помните, что при работе в парах, необходимо уметь договариваться между собой.

(задание у каждой пары на листочках).

1 ученик работает чёрным цветом, 2 ученик работает зелёным цветом.

-Договаривайтесь между собой, кто каким цветом работает.

Вставить пропущенные буквы, выделить приставку и суффикс.

Построить занов…, накормить досыт…, обойти справ…, закрыть наглух…, прийти снов…, приехать издалек…, вернуться засветл… .

Проверка выполнения работы в парах.

Итог урока:

-У нас сегодня на уроке была очередная проблема.

— Какая проблема была у нас на уроке? (правописание суффикса -а и -о в наречиях).

— Так как же писать суффикс –а и –о в наречиях?

— Какое решение этой проблемы мы нашли? (Когда в наречиях мы пишем суффикс а, когда о?)

— Вывод. (Правило).

— А зачем нам надо знать это правило? (чтобы орфографически грамотно писать. Чтобы наша письменная речь была красивой, чёткой, правильной).

Рефлексия:

— А вот что вам больше всего понравилось и запомнилось, я прошу вас высказать свое мнение.

на уроке мне было…

потому что….

особенно …

На доске записаны наречия: хорошо, интересно, скучно, страшно, дружно, сначала, сегодня, правильно, изредка, навсегда, отлично, бесполезно.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here