Соболевская Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
ЛГ МБОУ «СОШ №1» города Лангепаса
Тюменской области
Предмет: русский язык
Класс: 4 (система Л. В. Занкова)
Тема урока «Правописание наречий с приставками»
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели:
-
образовательная: формировать навык правописания суффиксов –о-, -а- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-, в-, на-, за-;
-
развивающая: развивать у обучающихся умение ставить учебную проблему, находить пути ее решения; структурировать знания; развивать навык самоконтроля;
-
воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование к уроку:
-
мультимедийная установка;
-
презентация к уроку;
-
Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы 2 часть/ А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2005 г.
-
карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Методическое обеспечение:
-
Рабочая программа
-
Конспект урока
-
Учебные пособия
-
Приемы технологии проблемного обучения
Дидактический материал:
-
мультимедийная презентация для обучающихся по теме «Правописание наречий с приставками»
-
раздаточный материал
Ход урока
1 этап. Организационный момент
Цель:обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.
Чтение детьми стихотворении:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
— Ребята, я предлагаю вам улыбнуться друг другу. Надеюсь, что у всех прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям.
— Вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?
— А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.
2 этап. Актуализация объективного опыта обучающихся
Цель:вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания.
— Запишите в тетрадь число, классная работа, выделите орфограммы.
— Прочитайте отрывки из стихов известных авторов, восстанавливая пропущенные слова.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
… качается.
(К. Бальмонт, «Снежинка»)
— Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей.
— О нет! Все … в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
(В. Жуковский, «Лесной царь»)
Он срывал пучки смолистыхигол.
Глупый, для чего-то их жевал.
И …, … ко мне запрыгал.
И еще смешнее закричал.
(Н. Гумелев, «Кенгуру»)
— Назовите восстановленные слова.
(Светло, спокойно, смешно.)
— Что их объединяет?
(Все они являются наречиями.)
— Как вы думаете, почему вам было предложено это задание?
(Сегодня на уроке продолжим изучать наречие.)
— Вспомните, что вы знаете о наречии.
Я буду вам читать высказывания ученика. Послушайте внимательно утверждения. Цифрой 1 обозначьте верные утверждения, цифрой 0 — неверные
1. Наречие – изменяемая часть речи.
2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?
3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные, наречия.
4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.
5. Наречия имеют окончания.
6. В предложении наречия – обстоятельства.
7. Наречия делают нашу речь более яркой, образной, конкретной, точной.
(Проверка работы — сравнение своих ответов с образцом. ( 0 0 1 1 0 1 1)
Подведение итогов.)
3 этап. Организация восприятия учебного материала
Цель: содействовать усвоению обучающимися способов, средств, которые приведут к определенному содержательному выводу, обобщению.
— Итак, мы уже многое знаем о наречиях. Но это не все его секреты.
— Как вы думаете, для чего мы их раскрываем?
(Они помогут избежать ошибок при письме.)
— Сегодня мы попытаемся узнать что-то новое, пока нам неизвестное. Но для этого нужно будет выполнить несколько интересных заданий. Вы готовы? Тогда приступаем.
Орфографическая работа
Цель: активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием.
— Начинаем работу с игры «Четвертый лишний».
Расшифруйте слова и запишите их: жвпс, ктлг, хрш, грзнт.
(Живопись, каталог, хорошо, горизонт.)
— Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Подчеркните его и обоснуйте свой ответ.
(1 мнение – лишнее слово живопись – есть сочетание –жи.
2 мнение — лишнее слово хорошо, так как в нем все гласные «о».
3 мнение — лишнее слово хорошо – это наречие.)
— Вижу, вы удивлены. Почему?
(Мнения разошлись)
— Давайте подумаем над этим вопросом.
(Проходит диалог, доказательство выбора слова.)
— Какой из вариантов ответов более точный?
(Хорошо – это наречие, остальные – имена существительные.)
— Выделите орфограммы этого слова. Составьте и запишите предложение с этим наречием.(Самостоятельная работа обучающихся)
— Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.
-
Упражнения для глаз по тренажеру.
4 этап. Формулирование проблемы. Определение темы и целей урока.
Цель:создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.
Сегодня, ребята, вы выступите в роли исследователей. Работа эта очень ответственная. Поэтому прошу всех быть внимательным.
(На доске записаны два столбика слов)
— В русском языке много наречий. Вот некоторые из них.
Задание №1
Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. (У доски работают двое обучающихся, остальные – в тетради.)
издавн. вправ.
докрасн. начист.
слев. засветл.
Методический комментарий: во время работы у обучающихся сразу возникли сомнения в правильности выполнения задания. Однако, им было предложено выполнить его так, как они думают. В результате, действительно, возникли расхождения.
— Что интересного заметили?
(Вставлены разные буквы.)
— Почему же так вышло?
— Какой вопрос у вас возникает? (Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс –а-, а когда суффикс –о-)
Учитель выставляет?
— Это и есть тема сегодняшнего урока.
Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание. (Задание №2)
Для исследования я предлагаю вам разделить наречия досуха, влево, слегка, наглухо, издавна, заново на две группы.
— По какому признаку начнете работать?
— Какие знания применили?
(1 группа – суффикс –о-, 2 группа – суффикс –а-)
— Запишите слова,
— Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.
— Какие есть идеи?
(Формулировка правила)
Составление опорного сигнала по теме
приставки | суффиксы
|
из- до- с- | -а-
|
в- на- за- | -о-
|
В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.
— Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с..10.
— Мы решили поставленную задачу?
-Можно убирать знак вопроса?
— Что получили в результате работы?
(Алгоритм работы по правописанию суффиксов -а-, -о- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок.)
— Для чего он нужен? (Ответы обучающихся)
— Исправьте ошибки в задании №1, если они имеются.
-
Физминутка
Цель:сменить вид деятельности обучающихся во время урока.
(Использование мультимедийной паузы.)
5 этап. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.
Подсказка учителя.
В трудных случаях при написании орфограмм мы часто пользуемся словами-помощниками. И в этом случае есть такое слово – окно.
Проверим его помощь.
вправо заново досуха слева издалека набело | в окно за окно до окна с окна из окна на окно |
— К какому выводу пришли?
(Ответы обучающихся)
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
Работа по учебнику: с.11, упр.216.
Задание: к данным наречиям подберите наречия с противоположным значением. Выделите приставки.
(Самостоятельная работа.Взаимопроверка)
6 этап. Обобщение усвоенного материала.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.
-
Дифференцированная работа
Чтобы выяснить, все ли вам понятно по теме, я предлагаю выполнить задания для самостоятельной работы на выбор по мере их сложности.
I уровень
Дописать суффиксы наречий, выделить приставки.
наглух___ | запрост___
| снов___ | |
изредк___
| слев___
| направ___ | докрасн___ |
влев___
| досыт___ | издавн___ | засветл___ |
II уровень
Записать сочетания слов в два столбика:
а) с гласнойа на концеслова;
б) с гласной она концеслова.
Глубокое озер…, яблок… зелёное, вытереть насух…, выучить занов…, лёгкое облак…, видеть изредк…, дерев… молодое, вымыть дочист…, начать сначал…, старое кресл…, увидеть слев… .
III уровень
Дописать в предложения подходящие по смыслу наречия с приставками. Выделить приставки, суффиксы.
1. __________ от дороги лежали большие камни. 2. Сельчане ___________ строили плотину, разрушенную паводком. 3. Вот и __________ наступила весна. 4. В лесу _______ были слышны птичьи голоса.
(Предполагаемые наречия: слева, заново, снова, изредка)
(Выполнение самостоятельной работы.Проверка выполненной работы.)
-
Творческая работа.
Сегодня мы много работали над наречием. Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.
__________________ издалека __________________ набело
__________________ наверняка _________________внимательно
__________________ свысока __________________ засветло
__________________ слегка ____________________ старательно
(Чтение того, что получилось)
7 этап. Домашнее задание (на выбор).
Цель: учить детей применять полученные знания при выполнении учебного задания.
1 вариант — с. 10 правило, упр. 214.
2 вариант – творческая работа. Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Используйте наречия с приставками.
8 этап. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Цель:подвести итог совместной деятельности.
— Ребята, так о каком секрете наречия вы расскажите дома своим родителям? (Ответы обучающихся.)
— На следующем уроке выузнаете, какие еще есть тайны у наречия.
— Оцените себя, как вы усвоили новый материал: по нашей шкале:
-
Отлично все усвоил.
-
Хорошо усвоил.
-
Половину усвоил.
-
Чуть-чуть понял.
-
Совсем не понял.
Подсчет результатов.
Мне очень понравилась ваша работа на уроке.
— Оценивание работы обучающихся учителем.
Я благодарю вас за сотрудничество.