Соболевская Татьяна Семеновна,

учитель начальных классов

ЛГ МБОУ «СОШ №1» города Лангепаса

Тюменской области

Предмет: русский язык

Класс: 4 (система Л. В. Занкова)

Тема урока «Правописание наречий с приставками»

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели:

  • образовательная: формировать навык правописания суффиксов –о-, -а- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-, в-, на-, за-;

  • развивающая: развивать у обучающихся умение ставить учебную проблему, находить пути ее решения; структурировать знания; развивать навык самоконтроля;

  • воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование к уроку:

  • мультимедийная установка;

  • презентация к уроку;

  • Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы 2 часть/ А. В. Полякова. – М.: Просвещение, 2005 г.

  • карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Методическое обеспечение:

  • Рабочая программа

  • Конспект урока

  • Учебные пособия

  • Приемы технологии проблемного обучения

Дидактический материал:

  • мультимедийная презентация для обучающихся по теме «Правописание наречий с приставками»

  • раздаточный материал

Ход урока

1 этап. Организационный момент

Цель:обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.

Чтение детьми стихотворении:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ребята, я предлагаю вам улыбнуться друг другу. Надеюсь, что у всех прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям.

Вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?

— А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.

2 этап. Актуализация объективного опыта обучающихся

Цель:вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания.

— Запишите в тетрадь число, классная работа, выделите орфограммы.

— Прочитайте отрывки из стихов известных авторов, восстанавливая пропущенные слова.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается.

На нем, лелеющем,

качается.

(К. Бальмонт, «Снежинка»)

— Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей.

— О нет! Все … в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне.

(В. Жуковский, «Лесной царь»)

Он срывал пучки смолистыхигол.

Глупый, для чего-то их жевал.

И …, … ко мне запрыгал.

И еще смешнее закричал.

(Н. Гумелев, «Кенгуру»)

— Назовите восстановленные слова.

(Светло, спокойно, смешно.)

— Что их объединяет?

(Все они являются наречиями.)

— Как вы думаете, почему вам было предложено это задание?

(Сегодня на уроке продолжим изучать наречие.)

— Вспомните, что вы знаете о наречии.

Я буду вам читать высказывания ученика. Послушайте внимательно утверждения. Цифрой 1 обозначьте верные утверждения, цифрой 0 — неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные, наречия.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Наречия делают нашу речь более яркой, образной, конкретной, точной.

(Проверка работы — сравнение своих ответов с образцом. ( 0 0 1 1 0 1 1)

Подведение итогов.)

3 этап. Организация восприятия учебного материала

Цель: содействовать усвоению обучающимися способов, средств, которые приведут к определенному содержательному выводу, обобщению.

— Итак, мы уже многое знаем о наречиях. Но это не все его секреты.

— Как вы думаете, для чего мы их раскрываем?

(Они помогут избежать ошибок при письме.)

— Сегодня мы попытаемся узнать что-то новое, пока нам неизвестное. Но для этого нужно будет выполнить несколько интересных заданий. Вы готовы? Тогда приступаем.

Орфографическая работа

Цель: активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием.

— Начинаем работу с игры «Четвертый лишний».

Расшифруйте слова и запишите их: жвпс, ктлг, хрш, грзнт.

(Живопись, каталог, хорошо, горизонт.)

— Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Подчеркните его и обоснуйте свой ответ.

(1 мнение – лишнее слово живопись – есть сочетание –жи.

2 мнение — лишнее слово хорошо, так как в нем все гласные «о».

3 мнение — лишнее слово хорошо – это наречие.)

— Вижу, вы удивлены. Почему?

(Мнения разошлись)

— Давайте подумаем над этим вопросом.

(Проходит диалог, доказательство выбора слова.)

— Какой из вариантов ответов более точный?

орошо – это наречие, остальные – имена существительные.)

— Выделите орфограммы этого слова. Составьте и запишите предложение с этим наречием.(Самостоятельная работа обучающихся)

Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.

  • Упражнения для глаз по тренажеру.

4 этап. Формулирование проблемы. Определение темы и целей урока.

Цель:создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.

Сегодня, ребята, вы выступите в роли исследователей. Работа эта очень ответственная. Поэтому прошу всех быть внимательным.

(На доске записаны два столбика слов)

— В русском языке много наречий. Вот некоторые из них.

Задание №1

Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. (У доски работают двое обучающихся, остальные – в тетради.)

издавн. вправ.

докрасн. начист.

слев. засветл.

Методический комментарий: во время работы у обучающихся сразу возникли сомнения в правильности выполнения задания. Однако, им было предложено выполнить его так, как они думают. В результате, действительно, возникли расхождения.

— Что интересного заметили?

(Вставлены разные буквы.)

Почему же так вышло?

— Какой вопрос у вас возникает? (Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс –а-, а когда суффикс –о-)

Учитель выставляет?

— Это и есть тема сегодняшнего урока.

Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание. (Задание №2)

Для исследования я предлагаю вам разделить наречия досуха, влево, слегка, наглухо, издавна, заново на две группы.

— По какому признаку начнете работать?

— Какие знания применили?

(1 группа – суффикс –о-, 2 группа – суффикс –а-)

— Запишите слова,

— Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.

— Какие есть идеи?

(Формулировка правила)

Составление опорного сигнала по теме

Наречие

образовано от прилагательного

приставки

суффиксы

из- до- с-

-а-

в- на- за-

-о-

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.

— Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с..10.

— Мы решили поставленную задачу?

-Можно убирать знак вопроса?

— Что получили в результате работы?

(Алгоритм работы по правописанию суффиксов -а-, -о- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок.)

— Для чего он нужен? (Ответы обучающихся)

— Исправьте ошибки в задании №1, если они имеются.

  • Физминутка

Цель:сменить вид деятельности обучающихся во время урока.

(Использование мультимедийной паузы.)

5 этап. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.

Подсказка учителя.

В трудных случаях при написании орфограмм мы часто пользуемся словами-помощниками. И в этом случае есть такое слово – окно.

Проверим его помощь.

окно

вправо

заново

досуха

слева

издалека

набело

в окно

за окно

до окна

с окна

из окна

на окно

— К какому выводу пришли?

(Ответы обучающихся)

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Работа по учебнику: с.11, упр.216.

Задание: к данным наречиям подберите наречия с противоположным значением. Выделите приставки.

(Самостоятельная работа.Взаимопроверка)

6 этап. Обобщение усвоенного материала.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.

  • Дифференцированная работа

Чтобы выяснить, все ли вам понятно по теме, я предлагаю выполнить задания для самостоятельной работы на выбор по мере их сложности.

I уровень

Дописать суффиксы наречий, выделить приставки.

вправ___

наглух___

запрост___

снов___

изредк___

слев___

направ___

докрасн___

влев___

досыт___

издавн___

засветл___

II уровень

Записать сочетания слов в два столбика:

а) с гласнойа на концеслова;

б) с гласной она концеслова.

Глубокое озер…, яблок… зелёное, вытереть насух…, выучить занов…, лёгкое облак…, видеть изредк…, дерев… молодое, вымыть дочист…, начать сначал…, старое кресл…, увидеть слев… .

III уровень

Дописать в предложения подходящие по смыслу наречия с приставками. Выделить приставки, суффиксы.

1. __________ от дороги лежали большие камни. 2. Сельчане ___________ строили плотину, разрушенную паводком. 3. Вот и __________ наступила весна. 4. В лесу _______ были слышны птичьи голоса.

(Предполагаемые наречия: слева, заново, снова, изредка)

(Выполнение самостоятельной работы.Проверка выполненной работы.)

  • Творческая работа.

Сегодня мы много работали над наречием. Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.

__________________ издалека __________________ набело

__________________ наверняка _________________внимательно

__________________ свысока __________________ засветло

__________________ слегка ____________________ старательно

(Чтение того, что получилось)

7 этап. Домашнее задание (на выбор).

Цель: учить детей применять полученные знания при выполнении учебного задания.

1 вариант — с. 10 правило, упр. 214.

2 вариант – творческая работа. Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Используйте наречия с приставками.

8 этап. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель:подвести итог совместной деятельности.

Ребята, так о каком секрете наречия вы расскажите дома своим родителям? (Ответы обучающихся.)

— На следующем уроке выузнаете, какие еще есть тайны у наречия.

Оцените себя, как вы усвоили новый материал: по нашей шкале:

  • Отлично все усвоил.

  • Хорошо усвоил.

  • Половину усвоил.

  • Чуть-чуть понял.

  • Совсем не понял.

Подсчет результатов.

Мне очень понравилась ваша работа на уроке.

— Оценивание работы обучающихся учителем.

Я благодарю вас за сотрудничество.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here