Сборник сочинений и изложений в помощь учителю начальных классов

Сочинение № 1

« Как я провёл летние каникулы »

Цель: формировать умение свободно высказываться; прежде всего, на основе собственных

наблюдений и впечатлений.

1. Сообщение цели урока:

— Вы были на летних каникулах. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения « Летние каникулы »

2. Обсуждение содержания сочинения.

— Расскажите, как отдыхали летом.

3. обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? ( Например, о том куда выехали)

— О чём вы будете писать в основной части? ( Надо описать интересный случай)

— Как закончить сочинение? ( Выразить своё отношение)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка

5. Составление и запись плана.

1) Куда выехали.

2) Интересный случай.

3) Моё отношение.

6. Написание сочинений.

7. Проверка.

Сочинение № 2

Сочинение по материалам экскурсии в парк

Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений, составлять текст.

1. Сообщение цели урока:

— Вчера мы были в парке на экскурсии. Что вам особенно запомнилось? Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

— Запишите тему сочинения: « В парке поселилась осень».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— На основе, каких признаков можно так озаглавить сочинение? Вспомните, как изменились деревья в парке. Расскажите о цветах, траве. Кто и чем привлёк ваше внимание? Что слышно в осеннем парке?

3. обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале сочинения? ( Например, о том, что осень мы не ждём, она приходит незаметно.)

— О чём вы будете писать в основной части? (Надо описать деревья, осенние листья, траву, можно сказать о шелесте листьев, негромких голосах птиц.)

— Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к тому, что видели.)

4. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

5. Составление и запись плана

1) Экскурсия в парк.

2) Как украсила осень деревья.

3) Мне понравилось в парке.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Сочинение № 3

Сочинение – описание по картине « Золотая осень» И. И. Левитана.

Цель: формировать умение описывать картину; строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения. Развивать речь. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности.

1. Сообщение цели урока:

— Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана.

— Он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас картины природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье природы.

2. Знакомство с содержанием картины.

— Рассмотрите внимательно картину.

— Что изобразил художник? (свободные высказывания)

— Каков, по – вашему, замысел художника?

— О чём эта картина?

3. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст?

— О чём пойдёт речь в основной части?

— Как можно закончить текст? (выразить своё отношение к иллюстрации)

4. Орфографическая подготовка.

5. Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

6. Написание сочинений.

Изложение № 1

« Осень»

Цель: развивать умение определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста и его структурой.

а) Чтение текста для изложения (№ 88)

б) ответы на вопросы учебника. Выборочное чтение.

в) выяснение темы текста.

— О чём говорится в тексте? Какова его тема?

3. Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части? Как вводная часть связана с

основной?

— О чём сообщается в основной части? Какой момент вам показался самым интересным?

— О чём говорится в заключительной части?

4. Составление плана текста.

1) Подготовка к зиме.

2) Заняты бурундуки.

3) Скоро зима.

5. Пересказ. Словарная работа.

6. Орфографическая подготовка.

трещинах, зарывают, кедровые орешки, за обе щёки, кувыркаются.

7. Повторное чтение текста ( про себя). Затем учащиеся пишут изложение, проверяют

по учебнику.

Изложение № 2

« Прощальная песенка»

Цель: развитие умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и

последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. ( Текст читает учитель)

Прощальная песенка.

Наступила осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе

скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец

сел на веточку и тихонько запел. Песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

Птицы прощались с домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора

в далёкий путь.

( По В. Бианки)

— Как автор передал своё отношение к скворцам?

3. Работа над структурой текста.

— Сколько частей в тексте?

— Какой смысл имеет заключительная часть?

4. Составление плана.

1) Одинокий скворечник.

2) Скворцы.

3) В далёкий путь.

5. Пересказ. Словарная работа.

Подбор опорных слови словосочетаний, выяснение их лексического значения: осень, поредела листва , качается, прилетела, скользнула, веточку, кончилась, прощались, теперь.

6. Орфографическая подготовка.

7. Повторное чтение текста.

8. Запись текста по частям. Проверка.

Изложение № 3

« Казахские девушки»

Цель: развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 196)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами.

3. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

На какие три части разделён рассказ?

План

1) Казахские девушки.

2) Страна знает их имена.

3) Народ чтит их память.

4. Пересказ. Словарная работа.

5. Орфографическая работа.

6. Запись текста.

7. Проверка.

Изложение № 4

« Львица»

Цель: развивать умение передавать содержание рассказа, включающего элемент рассуждения, точно употреблять глаголы в тексте.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста. ( Текст записан на доске)

Львица.

Львица в зоопарке отказалась кормить своих детёнышей. Два львёнка жалобно пищали.

Они могли умереть с голоду. Служители пытались осторожно пододвинуть львят к матери,

но разъярённая львица цеплялась когтями за клетку, грозно рычала. С большим трудом

удалось вытащить львят. Один сотрудник забрал их к себе домой. Его сын заботливо ухаживал

за малышами: кормил их из соски, чистил, укрывал тёплым одеялом. Львята выросли, окрепли,

им очень понравился новый дом.

3. Анализ содержания рассказа.

— На какие части разделён рассказ? Озаглавьте их.

Примерный план.

1) Что случилось в зоопарке?

2) Какая беда грозила львятам?

3) Как вела себя львица?

4) Как удалось спасти малышей?

4. Пересказ текста.

5. Орфографическая работа.

Выписать слова на доске: кормить, пищали, разъярённая, цеплялась, вытащить.

6. Запись текста. Проверка.

Сочинение № 1

« Мой друг »

Цель: формировать умение связно описывать; раскрыть тему сочинения и основную мысль сочинения.

1. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы с вами будем писать сочинение « Мой друг».

2. Обсуждение содержания сочинения.

— Расскажите, кого мы можем назвать другом. ( Рассказы учащихся)

3. Обсуждение построения (структуры) сочинения.

— В сочинении будут три: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале

сочинения? ( Например, о том, что у вас есть друг.) О чём вы будете писать в основной

части? ( Надо описать друга.) Как закончить сочинение? ( Выразить своё отношение.)

4. Словарная работа.

Постарайтесь использовать слова устойчивые словосочетания: « быть не робкого десятка»,

« звёзд с неба не хватает», « задирает (не задирает) нос».

5. Составление плана:

1) Рост. 2) Лицо. 3) Глаза. 4) Причёска. 5) Походка. 6) говорит. 7) Привычки. 8) Характер.

6. Орфографическая подготовка.

7. Написание сочинений.

Сочинение № 2

Описание животного

Цель: развивать умение составлять текст – описание, точно употреблять имена прилагательные

в речи.

1. Подготовка к написанию сочинения.

— Какое животное вы хотели бы описать?

— Мы опишем только внешний вид животного и некоторые его повадки. Что вы будете доказывать своим описанием, какова будет основная мысль нашего текста?

2. Обсуждение построения (структуры) урока.

— В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка. О чём можно сказать в начале? О чём вы будете писать в основной части? Как закончить сочинение?

3. Словарная работа.

4. Составление плана.

Примерный план

1) Кличка животного, порода.

2) Внешний вид.

— голова, морда (глаза, уши, нос)

— туловище (размер, шерсть, движение)

— лапы, хвост

— повадки, поведение животного

3) Моё отношение к животному.

5. Написание сочинений.

Сочинение № 3

По картинке « Зимние забавы детей»

Цель: развивать умения воспринимать картинку, определять её тему, озаглавливать, передавать её содержание; совершенствование умения правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными в корне.

1. Знакомство с содержанием картинки; определение её темы, основной мысли; озаглавливание.

— Рассмотрите внимательно картинку. Что изобразил художник? ( Свободные высказывания детей.)

— Какова тема картинки? Как её лучше озаглавить? ( Например: « Зимние забавы детей», «Зимой на улице».)

— Выясним основную мысль картинки. Что хотел художник передать своим рисунком? Каково его отношение к тому, что он изобразил? (Основная мысль можно сформировать так: « Весело зимой ребятам на улице!»

2. Определите структуру рассказа.

— Как лучше начать свой текст? ( Можно начать с предложения, в котором выражена основная мысль. Это позволит все остальные предложения подчинить раскрытию основной мысли.)

— О чём пойдёт речь в основной части? ( Нужно описать занятия детей.)

— Как можно закончить текст? ( Выразить своё отношение к иллюстрации. Например: Мне нравится этот рисунок. Радостно смотреть на ребят.)

3. Орфографическая подготовка.

4. Написание сочинения. Проверка.

Изложение № 1

« Гости»

Цель: развивать умения определять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать содержание.

1. Постановка цели урока.

2. Знакомство с содержанием текста и его структурой.

* Чтение текста для изложения.

Гости.

Надумал однажды ёжик соседей в гости позвать. Пригласил Черепаху, Крота, Кузнечика и Сороконожку. Ждал их, ждал, да так и не дождался.

Черепаха и сейчас ещё идёт где- то. Ведь все знают, какая она «быстрая».

Крот под землёй в гости пошёл. Копался, копался, да и сбился с дороги – мимо дома прополз.

Кузнечик задумал свои сапожки подковать, прежде чем к Ёжику идти. Звенел, звенел молоточком, — а тут и ночь подошла. А ночью кто же в гости ходит?

Только Сороконожка приползла к дому Ёжика. Да по пути ноги запачкала. Стала их вытирать — одну, другую, пятую, десятую…

Пока все вытерла, Ёжик лёг спать.

В. Хомченко.

* Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

1) Дождался ли Ёжик своих гостей?

2) Почему не пришла черепаха?

3) Как пошёл в гости Крот?

4) Что задумал сделать Кузнечик?

5) Что сделала Сороконожка?

* Выяснение темы текста.

-О чём говорится в тексте? Какова его тема?

* Обсуждение структуры текста.

— Сколько частей в тексте? О чём говорится в вводной части?

— О чём сообщается в основной части?

— О чём говорится в заключительной части?

3. Составление плана текста.

4. Пересказ. Словарная работа.

5. Орфографическая работа.

6. Повторное чтение текста ( про себя ). Затем учащиеся пишут изложение. Проверка.

Изложение № 2

« Куланы»

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения (№ 527)

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы по учебнику.

— Что вам показалось в рассказе наиболее интересным?

2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

— На какие три части разделён рассказ?

3. Лексико-синтаксическая работа.

4. Орфографическая подготовка.

— Учитель уточняет написание окончаний некоторых слов.

5. Повторное чтение текста.

6. Запись текста.

Изложение №3

« Друзья»

Цель: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.

1. Знакомство с содержанием рассказа для изложения.

Друзья.

Стояли сильные морозы. Голодно и холодно было в лесу. Однажды Коля увидел в лесу олениху. Она с трудом передвигалась по снегу. Коля осторожно стал подходить к животному. Скоро олениха взяла из рук мальчика овёс. Утром Коля принёс ей угощение. Она стала лизать соль. Олениха привыкла к мальчику. На зов она выходила из березняка.

Сначала учитель читает текст, затем учащиеся читают сами и задают друг другу вопросы по содержанию; читают вопросы.

— Кого увидел Коля? Что он стал делать? Привыкла ли олениха к Коле?

2. Анализ содержания рассказа и коллективное составление плана.

— На какие три части разделён рассказ?

Примерный план.

1) Трудное время.

2) Встреча.

3) Помощь друга.

3. Словарная работа.

олениха, увидел, однажды, овёс, угощение.

4. Орфографическая подготовка.

Учитель заранее подготавливает карточки, и на которых написаны слова и словосочетания.

5. Чтение текста.

6. Написание изложение.

7. Проверка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here