Шугурова Наталья Михайловна

МБОУ СОШ №5 г. Лянтор

Учитель начальных классов

Русский язык. 2 класс. Урок проведён с элементами по системе Ю. А. Поташкиной

Тема: Предложение. Связь слов в предложении.

Цели:

-развивать умение выделять предложение из потока речи и оформлять его на письме; развивать умение находить в предложении подлежащее и сказуемое, устанавливать связь слов в предложении;

-дать понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения;

-воспитывать интерес к предмету «русский язык».

Оборудование: иллюстрации на тему «Весна», предметные картинки, карточки для работы в парах, ребусы, запись на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

— Как ярко светит сегодня солнышко. Наверное, это потому что к нам пришли гости. Вы любите принимать гостей?

-А сами любите, ходить в гости?

— Сегодня мы отправимся в гости к весне и приготовим для неё подарки.

1. Минутка чистописание.

— Напишем её букву.

— Спишите с доски:

В в Вв Ввв вс вл весна

2. Словарная работа.

Второй подарок — расшифрованные слова.

Расшифруй слова:

[салавэй‘], [заблик], [питух], [скварэц], [лэбит‘].

Какое слово лишнее? Почему?

Петух – домашняя птица, остальные дикие

3. Разминка.

Разведи по значению:

А) [ир‘ис](ирис- цветок, ирис- конфета)

Б) Установи диагноз: бежит, шубка, ручьи (бежит — безударная гласная «е», проверочное слово «бег», «жи – ши»; шубка – парная согласная «б», проверочное слово «шуба»; ручьи – разделительный «Ь»)

В) Определи часть речи: спелая, сидит, взвизгнул, гром

Г) Верни со знаком, дай характеристику предложению:

Артур, сядь правильно. (Побудительное, невосклицательное).

— Маша, закрой форточку! (Побудительное, восклицательное)

III. Сообщение темы и целей урока.

-Докажите, что в последнем задании вы работали с предложениями.

(Предложение — это законченная мысль)

В предложении всегда

Согласованы слова,

И по роду, по числу,

И по смыслу одному.

— Как оформляются на письме предложения? (первое слово пишем с большой буквы, а в конце ставим точку, ? или !)

На доске запись: Слов связь предложении в.

— Можно ли данную запись на доске назвать предложением? (Нет. Это слова.)

— Почему эту запись нельзя назвать предложением, ведь первое слово написано с большой буквы, а в конце стоит точка? (Слова не связаны по смыслу).

-Поставьте слова в нужном порядке и назовите тему урока. (Связь слов в предложении.)

Тема записывается на доске.

IV. Новая тема.

1. Работа по учебнику.

С. 89

— Прочитайте, что сегодня на уроке мы будем повторять и чему учиться?

(Вспомним, как отличить предложение от группы слов.

И узнаем, какие слова в предложении называются главными членами предложения.)

С. 89, № 1.

— Прочитайте пословицу.

(На экран выводится иллюстрация.)

— Подумайте, почему так говорят. Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

Физкультминутка

(Сколько предложений — ситуаций?) Девочки и мальчики,

Готовим для работы пальчики.

Это живой уголок. Тут свистят чижи. Шипят ужи. Пищат мыши. Пушистые крольчата грызут морковь.

Идёт лесник лесом. Вышел он на поляну. Вокруг стеной смородина растёт.

2. Работа в парах:

1.Разбейте текст на предложения. Сколько предложений в тексте. Можно ли назвать последнюю запись предложением? Составьте третье предложение самостоятельно:

Б…гут в…сёлые руч…и (при)летели скв…рцы и гр…чи

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

3. Проверка.

-Сколько предложений у вас получилось?

— Где возникли трудности?

(2 предложения были составлены, а третье пришлось составлять самим).

-Прочитайте предложения.

4. Письмо со следами размышлений.

Записать со следами размышления 1 и 2 предложение.

Выделить грамматическую основу в данных предложениях.

На доске и на партах схема:

Вводятся понятия «подлежащее» и «сказуемое».

5. Решение орфографических задач.

— Ещё раз прочитайте 3 предложение.

— Как решили орфографические задачи в данном предложении?

(над)полем жаворонка (в)л…су песня звучит

Решение на доске и в тетрадях:

Устное рассуждение: (над) полем — это действие? Нет. Есть такая приставка в начальной форме? (что? поле) Нет. Следовательно, пишем раздельно: над полем.

Письменное оформление: (над) полем — д-е, ¬ (что? поле), => над полем.

Выделить грамматическую основу (устно).

V. Закрепление нового материала.

1. Выполнение упражнения №4, с. 90.

Учащиеся устно определяют границы предложений, находят грамматические основы.

Предложения записывают самостоятельно.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

— Достигли целей урока?

— Оцените свою работу на уроке.

— Кто работал на «5»? На «4»?

— Кто остался недоволен своей работой?

VII. Домашнее задание: соберите корзину родственных слов: друг, с. 91, №6.

VIII. Резерв. Ребус.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here