МБУ СШ № 82 г. Тольятти
Урок русского языка
по теме : «Имя существительное»
( 2 класс)
«Что нам стоит дом построить»
Составил:
Храмова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Медиаурок – «открытие» нового знания во 2 классе.
Русский язык. Пограмма «Школа 2100». Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
Тема: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
Цель: познакомить детей с новой частью речи – именем существительным,
признаками этой части речи.
Задачи для достижения цели:
1.Провести чистописание, закрепив правило написания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, закрепив написание заглавной и строчной буквы О, комментированное списывание предложения с доски, умение находить однокоренные слова; развивая логическое мышление.
2.Поставить перед учащимися проблему и подвести их к самоопределению темы, самопостановке целей.
3.Учить различать слова, отвечающие на вопросы: кто? и что?
4.Ввести правило об имени существительном, учить применять его в коллективной и самостоятельной работе.
5.Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
6.Развивать организационные общеучебные умения, в том числе контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, самостоятельно оценивать результат своих действий.
7.Воспитывать в детях целеустремленность, оптимизм.
Ход урока.
1.Эмоциальный настрой.
Учитель. (Слайд 1.)
— Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Тетрадь с наклоном положите,
Ручку правильно держите,
Сядьте прямо, не сгибайтесь,
Писать чисто принимайтесь!
Ученики. (Слайд 2)
Пишу скоро и красиво,
Успеваю сделать все.
Все старанье приложу
И пятерку получу!
— Откройте тетради, запишите число, классная работа, направляет орфограф…
2.Чистописание.
Д__мишко, сл__ва, стр___йка
Ооа Ооб
Сто нам стоит дом построить!
— Проведем чистописаниею
а) Прочитайте слова на первой строчке орфоэпически. Догадайтесь, какую букву мы сегодня будем писать? (Оо).
— Из какого элемента она состоит?
— Как вы догадались, в каком слове она ударная? (Стройка)
Учитель записывает прописную букву в слово.
— Сформулируйте пропущенную орфограмму в оставшихся словах. (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).
— Как проверить безударный гласный звук?
— Подберите проверочные слова, назовите нужную букву!
(Домишко – дом, слова – слово.)
Учитель записывает пропущенную букву в слово.
— Спишите слова на следующей строчке по образцу, подчеркните пропущенную орфограмму.
б) Догадайтесь, по какому принципу написаны слова?
— Продолжите принцип в тетради.
— Прочитайте предложение про себя. Какое оно по интонации?
— Прочитайте его вслух с нужной интонацией.
— Спишем предложение с доски, направляет на грамотную запись…
— Давайте проверим, нет ли у нас ошибок в чистописании. (Слайд 3)
— Кто заметил однокоренные слова? Докажи!
— Выделите корень.
— Что закрепили на этапе чистописания?
— Судя по предложению, чем будем заниматься на уроке?
3.Вступительная беседа. (Слайд 4)
-Рассмотрите новый кадр диафильма.
— Кто наши гости? (Вова, Петя, Катя).
— Как вы думаете, кто принес нам новые вопросы и задание, которые не смогут решить сами и просят вас о помощи? (Петя и Вова).
— Как вы думаете, кто знает ответы на эти вопросы? (Катя)
— Верно, ребята!
— Катя принесла с собой советы, подсказки, справки из научных книг, она нам поможет.
4.Постановка проблемы. Введение в тему. Целеполагание.
— Вернемся к записанным нами словам: домишко, слова, стройка. Что у них общего, поразмышляйте? Перед нами проблема!
— Это трудный для нас вопрос. Обратимся к Кате за советом. (Слайд 5.)
— Читаем! Кто догадался?
(Все слова отвечают на один и тот же вопрос что?)
— Рассмотрите внимательно еще раз кадр диафильма. (Слайд 4 повторяется).
— Чему так удивился Петя? (Табуретка ожила).
— На какой вопрос слово «табуретка» отвечает на кадре? (Кто?)
— А в жизни может такое произойти? (Нет)
— Какова же тема урока? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
(Слайд 6)
— Где приходятся знания? (В контрольных работах, тестах, на уроках, при выполнении домашних заданий).
— Кто какую цель ставит для себя по теме урока?
Предполагаемые ответы:
1.Запомнить все новое на уроке.
2.Учиться различать слова, отвечающие на вопрос кто? и что?
3.Писать без ошибок.
4.Быть внимательным и т.д.
5.Совместное «открытие» новых знаний.
— Что обозначают слова, которые мы записали с вами в тетради? (Предмет). Обратимся за помощью.
— Прочитаем справку Кати из научной книги по новой теме. (Слайд 7)
В случае затруднения повторить вопрос.
— У нас в гостях новая для вас часть речи, именно для нее мы построим дом и таким образом познакомимся с ней.
— Итак, крыша дома уже готова! (Слайд 8)
— Кто хозяин дома?
6.Физминутка «Деревце».
— Давайте немного отдохнем и посадим деревце около будущего дома. Какой дом без дерева!
— Встали, спинку выровняли, сделали вдох и выдох, плавно подняли руки вверх, соединили ладони, пальцы вместе. Потянитесь вверх всем телом и представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается здоровьем, силой, бодростью. Опуститесь, опустите руки, расслабьтесь.
7.Продолжение работы.
— Что вы узнали о существительном как части речи?
(Эта часть речи …)
— Первый этаж построен. (Слайд 9).
8.Первичное закрепление. Коллективная работа.
— Откроем учебник на странице 36. Закрепим имеющиеся знания, выполнив упражнение № 49. Обозначьте номер в тетради.
— Прочитайте задание и скажите, что от нас требуется?
— Прочитайте слова.
— Для чего дан образец под словами? (Для правильного оформления).
— Сверимся с Катиным мнением! (Слайд 10)
— В чем будем писать вопросы к словам? (В скобках)
— Прочитайте образец! Образец спишем, продолжаем дальше, направляет…
— Чему же мы подучились сейчас?
9. «Открытие» нового знания.
— Перед нами новый слайд. (Слайд 11)
— Кого вы видите? (Животных и людей. В случае перечисления разбить на две группы)
— Это слова какой части речи? Докажите!
— А можно ли к этим словам задать вопрос что??
— Почему?
— На какие же две группы можно разбить имена существительные?
— Прочитаем справку Кати из научной книги! Слайд (12)
— Мы построили второй этаж дома. Добавим крышу, дом готов!( Слайд 13)
— Поднимите руки, если он вам нравится и вы запомнили новые сведения!
10.Закрепления изученного. Игра «Найди ошибки».
а) – Проверим это на деле.
Поможем Вове разобраться в ошибках. (Слайд 14)
— Оформим два столбика по образцу
кто? что?
— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?
— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что?
— Распределите и запишите слова в столбики правильно, исправив Вовины ошибки.
(Самостоятельная работа учащихся).
б) Проверяем! (Слайд 15 )
— Проверьте опасные места, подчеркнув их!
11. Работа в парах
— I ряд запишет словарные слова, отвечающие на вопрос что?
— II ряд – слова, отвечающие на вопрос кто?
Проверка.
12.Рефлексия. (Слайд 16)
— Откроем дневник.
— Кто не допустил ошибки по новой теме, поднимите руки? Ваш сигнал зеленый, вы можете помочь остальным, Пушистик вами доволен, а я ставлю вам оценку 5.
— Кто допустил одну ошибку? Ваш сигнал – желтый, Пушистик вас поддерживает, моя оценка — 4.
— Кто допустил две ошибки, запутался? Ваш сигнал пока красный, Пушистик расстроен, моя оценка – 3. Обращайтесь за помощью к лидерам и у вас все получится!
13. Домашнее задание с комментированием.
Домашнее задание будет упражнение 34 на странице 18 из дидактических материалов.
(Читаю и объясняю задание).
14.Итог урока. (Слайд 13 повторяется.)
— Почему же к чистописанию я выбрала именно эти слова? Какой части речи мы построили дом?
— Что узнали о ней? Нам легко удалось построить дом на уроке.
— Я желаю, чтобы и в жизни каждому из вас дом построить было также легко!