Тема «Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»

Цели:

Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

Способствовать развитию умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

Воспитывать коммуникативные умения.

Задачи:

Организация практической деятельности для достижения цели.

Создание условий проблемных ситуаций.

Организация работы в группах по выработке умений коллективно трудиться.

Ресурсы: Таблица склонения имен прилагательных мужского и среднего рода, таблица окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.

Модели. Индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы.

Русский язык, 4 класс. Алматыкітап, 2011год.

Ход урока.

I.Ситуация успеха.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Пусть наш урок принесет нам радость открытий.

— На прошлом уроке вы учились определять имена прилагательные мужского и среднего рода в И. и В. падежах и их окончания.

— Сегодня вы научитесь правильно произносить и писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в Родительном падеже. Но у этого падежа есть секрет, поэтому будьте внимательны.

— А пока расскажите, что мы знаем о прилагательном? (Ответы детей)

— Молодцы! А теперь давайте проверим, как мы это знаем?

На доске предложение

Стояло тепл … ранн… утро. Перв… солнечн… луч осветил скошенн… поле. Труслив… заяц присел под тернов… куст.

— Проверьте себя, умеете ли вы определять окончания имен прилагательных.

— Обсудите в парах, вставьте пропущенные окончания. Спишите предложение в тетрадь.

(У кого нет пары, даю карточку с индивидуальным заданием)

— Докажите окончание прилагательного.

Проверка предложения – устно с доказательством по модели.

Мужской род Средний род

ый

ий

ое

ее

какой? кто? что? какое? кто? что?

И.п.

ое

ее

ый

ий

какой? кто? что? какое? кто? что?

В.п.

После проверки окончаний с доказательством по модели, проверка индивидуальной работы у доски.

II. Частично-поисковая деятельность по поиску нового знания.

— Ребята, как вы думаете, мы умеем уже определить окончания у прилагательных?

— Умеете?

— Хорошо, раз умеете, попробуйте вставить окончания прилагательных в предложениях.

Колючий снег сыплет с низк… и мглист… неба. От лют… холода попрятались звери и птицы.

— Обсудите в группах и подумайте, какое вы вставили окончание.

— Обязательно докажите, почему вставили такое окончание.

Доказательства групп.

— Повторите вслух вопросы Родительного падежа.

— Сравните окончания, которые вы вставили.

— Вы ничего интересного не заметили?

— Какой можно сделать вывод?

В устной речи окончание — ева, в письменнойего.

Это и есть секрет Родительного падежа, произносим вопрос какова?,

а пишем окончания –ого-его.

Показ таблицы

-его

-ого

Р.п. какого?

Имена прилагательные

мужского и среднего рода

— Запомните этот секрет!

— А теперь составим модель, как правильно написать окончание у прилагательных мужского и среднего рода в Родительном падеже.

— Обсудите свою модель в группах.

— Докажите.

(Каждая группа выносит свою модель на доску, доказывает)

— Ребята, посмотрите, я дома тоже работала и у меня получилась такая же модель.

Мужской род Средний род

ого

его

какого? кого? чего?

Р.п.

— Расскажите друг другу в парах, что можно рассказать о прилагательном по этой модели?

— (После работы в паре вызываю ученика рассказать у доски.)

Физминутка.

III. Конкретизация полученных знаний.

  1. Задание на уровне репродукции. 1 уровень.

— Молодцы! Откройте учебники на стр. 77, найдите упр. 232

-Вставьте пропущенные окончания.

— Докажите по модели.

2. Задание реконструктивного характера. 2 уровень.

— Выполните упр. 233- самостоятельно.

— Выпишите по три словосочетания. Напишите существительные и прилагательные в родительном падеже. Выделите окончания.

Взаимопроверка.

3.Творческое задание (Дифференцирую) 3 уровень.

а). Упр.234. Напишите небольшое сочинение, используя данные словосочетания

б). Составьте и напишите сочинение по картинке.

(Для тех, кто выполнит задание, даю карточку для инд. работы опережающего характера)

1-2 сочинения прослушаем в классе

— Сочинения ваши я проверю дома, сейчас хотелось бы услышать

— что вы узнали нового?

— как будете находить окончания прилагательных?

IV. Оценка и контроль.

— А теперь проверьте себя, умеете ли вы на практике определять прилагательное и правильно писать окончания.

— На доске записаны вопросы. Напишите ответы, употребляя данные в скобках словах.

— Выделите окончания и определите падеж прилагательных. Подчеркните предлоги родительного падежа.

Из чего шьют пальто? ( Толстое сукно)

У кого ветвистые рога? (Северный олень)

— Самостоятельно, каждый у себя в тетради выполните это задание.

(У всех проверяю, себе выписываю тех, кто не справился)

— У кого правильно?

— У кого неправильно?

— Докажите!

(Инд. работу проверяем у доски, карточка №2)

V. Рефлексия.

— Кому легко было выполнять это задание?

— Кому трудно?

— Что не поняли?

VI. Цель на завтра.

— Какой работой хотели бы заняться завтра?

— Подумайте над моделью, как правильно написать окончания у прилагательных мужского и среднего рода в Д. падеже.

— Подберите пять словосочетаний «существительное + прилагательное» в Р. п.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here