Название работы: конспект урока по русскому языку по программе «Школа 2100»

Автор: Гусева Антонина Алексеевна

Место работы: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа №5» (МКОУ СОШ №5) городского округа г. Фролово

Предмет: русский язык

Урок по закреплению знаний и способов деятельности.

Тема: Роль имен прилагательных в речи.

Класс: 3 «В»

Технологии:

  • мультимедийное сопровождение отдельных этапов урока;

  • приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения;

  • формы организации обучения – фронтальная (коллективная), парная;

  • тесты.

Цели:

  • способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

  • содействовать формированию навыка правописания родовых окончаний имён прилагательных;

  • закреплять навыки правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных;

  • развивать речь, орфографическую зоркость;

  • воспитывать интерес к родному языку, познавательную активность уч-ся.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор,

сигнальные карточки, веер с гласными буквами, толковые словари.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент (слайд 1).

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Подарите мне свои улыбки.

Садитесь.

ноги

руки

локти

спина

Запишите, пожалуйста, в тетради дату, классная работа (слайд 2).

на месте

на месте

у края

прямая

  1. Словарная работа.

1.Разминка для пальчиков.

-За окном — начало весны, предлагаю сегодняшний урок посвятить этому замечательному времени года. А какой праздник мы отмечаем в начале марта?

-Ребята, выполните тренировочные упражнения для пальчиков. Давайте нарисуем красивые узоры для праздничной открытки.

2.Словарная работа.

Внимание на экран. Прочитайте задание (слайд 3).

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

  • В__сна

  • П__дарок

  • Со__нце

  • Руч__и

  • П__дснежник

  • Праз__ник

Составьте сочетания слов (слайд 4, 5):

Х

сущ. + прилаг.

-Как определить род имени прилагательного?

-Устно составьте предложение с любым словосочетанием

Запишите предложение в тетрадь .

8 марта

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением;

  • «По» безударная гласная в приставке;

  • Непроизносимая согласная, проверочное слово «солнышко»;

  • Разделительный мягкий знак;

  • Безударная гласная в приставке;

  • Непроизносимая согласная, словарное слово.

весна ранняя

подарок дорогой

солнце ласковое

ручьи звонкие

подснежник голубой

праздник любимый

(по существительному)

В этом году ранняя весна. Журчат звонкие ручьи. На пригорке расцвел голубой подснежник.

  1. Актуализация опорных знаний.

А это задание поможет вам сформулировать тему урока.

Внимание на экран (слайд 6).

  1. Прочитайте предложения.

Светит солнце.

Дует ветерок.

Журчит ручей.

Прилетают птицы

Оживает природа.

Можно ли эти предложения назвать текстом?

Озаглавьте.

2. Предлагаю вам еще один текст

(слайд 7).

ВЕСНА

Светит яркое солнце.

Дует теплый ветерок.

Журчит звонкий ручей.

Природа оживает.

Почему так радостно на душе?

Сравните.

Что изменилось?

  1. А теперь попробуйте сформулировать тему урока (слайд 8).

  2. Сообщение темы и цели урока (слайд 9).

Да, так как одна тема.

Весна.

Потому что и на душе весна.

Текст стал ярче, красочнее.

Роль имен прилагательных в речи.

Научиться правильно и точно употреблять имена прилагательные в речи.

4.Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи.

Выполним тренировочные упражнения.

Работа с учебником.

-Ребята, откройте учебники на стр.72 упр.316 [1, с. 72].

Выполнить по заданию в тетради .

Какую роль играют имена прилагательные в этом стихотворении?

ФИЗМИНУТКА (слайд 10).

Один ученик у доски.

Волнистые туманы

печальные поляны

печальный свет

Подчеркивают красоту природы.

  1. Самостоятельная работа.

Перед каждым из вас задания-тесты. Выполните их.

Работа в парах.

Тест №1.

К каждому прилагательному подбери подходящие по смыслу существительные;

Тест №2

Укажи род имен прилагательных;

1)радостный;

2)ранняя;

3)зимнее;

4)веселый;

5)зеленая;

6)яркое.

Тест№3.

На какие две группы можно разделить данные имена прилагательные?

Золотые звезды

Красивый букет

Студеный ручей

Разноцветные шары.

Вкусный торт.

Светлая весна.

Проверьте свои ответы (взаимопроверка)

Поставьте оценку своему соседу.

Кто получил оценку 5?4?3?

Красный: Красивая: Весенний:

1)ягода; 1)букет; 1)снег;

2)плащ; 2)девочка; 2)цветок;

3)окно; 3)цветок; 3)букет;

4)портфель;4)блузка;4)сумка;

М.Р. СР.Р Ж.Р.

В первой группе – описание природы

Во второй группе — атрибуты праздника.

  1. Творческая работа (слайд 11).

1. А сейчас я хочу предложить вам составить словесный праздничный букет для ваших мам.

Какие цветы вы хотите подарить своей маме?

Запишите эти словосочетания в тетради.

Какую роль сыграли здесь имена прилагательные?

2. Предлагаю вам текст. Ваша задача – вставить подходящие по смыслу прилагательные, озаглавить, записать текст в тетрадь (слайд 12).

Моя мама — самая …………….

У нее ……….. глаза, ………… волосы.

Она – самая ………..

Я очень люблю свою мамочку!

А что бы вы хотели пожелать своей маме?

Для чего в своей речи мы используем прилагательные?

Красные розы.

Желтые тюльпаны.

Голубые подснежники.

Они указали цвет, и мы сразу представили красоту букета.

Моя мама – самая красивая.

У нее карие глаза, русые волосы.

Она – самая добрая.

Я очень люблю свою мамочку!

Крепкого здоровья. Быть всегда веселой, красивой, жизнерадостной.

Они помогают нам видеть мир в разном цвете

  1. Закрепление материала.

-Работа с толковым словарем.

Какие словари помогут обогатить вашу речь именами прилагательными?

Давайте обратимся к толковому словарю.

стр.167 .Найдите в толковых словарях по 2 прилагательных, прочитайте их.

Составьте с этими словами словосочетания.

Словарь синонимов, толковый словарь.

Дивный [3, с.165]

1. Удивительный

2.Прекрасный, восхитительный.

Лучезарный [3, с. 335]

1. Сверкающий, сияющий.

Лучезарная улыбка.

Дивный подарок.

  1. Итог урока.

-Какую роль играют прилагательные в речи?

— Для чего в своей речи мы используем имена прилагательные?

Вспомните тему урока.

Какие ставили перед собой задачи? Добились ли поставленной цели? Хотели бы завтра на уроке еще поработать над этой темой?

Показ лучших тетрадей.

Имена прилагательные указывают на признаки предметов, уточняют смысл существительных, украшают текст.

Для эмоционального украшения нашей речи.

  1. Домашнее задание (слайд 13).

с.73,упр.318,319(на выбор)

Нарисовать для мамы открытку к празднику.

Спасибо! (слайд 14).

Список использованных источников

1. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. «Русский язык» 3 класс, образовательная система «ШКОЛА -2100». — М. : Баллас, 2003. —

2. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944с.

Тест №1

К каждому прилагательному подбери подходящие по смыслу существительные:

Красный: Красивая: Весенний:

1)ягода; 1)букет; 1)снег;

2)плащ; 2)девочка; 2)цветок;

3)окно; 3)цветок; 3)букет;

4)портфель;4)блузка; 4)сумка;

Тест №2

Укажи род имен прилагательных: М.Р., СР.Р., Ж.Р.

1)радостный;

2)ранняя;

3)зимнее;

4)веселый;

5)зеленая;

6)яркое.

Тест№3

На какие две группы можно разделить данные имена прилагательные?

Золотые звезды

Красивый букет

Студеный ручей

Разноцветные шары.

Вкусный торт.

Светлая весна.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here