Урок русского языка по учебнику «Азбука»
для 1 класса чувашской школы (автор М. К. Волков)
Тема урока. Звук [в] и буквы В, в.
Цель урока. Совершенствование навыков анализа речи, чтения и письма слов, предложений и текстов, включающих изученные буквосочетания.
Необходимые наглядные материалы:
-
рисунки:
-
буква В в синем цвете со звоночком
-
Винни Пух с шарами
-
волк, сова, воробей, ворона со звуковыми схемами слов
-
рисунок совы
-
ребусы
-
рисунок пера павлина
-
изображения двух девочек и двух мальчишек
-
предметные картинки: варежки, валенки, фартук, конфеты, вафли, шарф.
-
касса букв
-
таблица «Звуки и буквы»
-
синие и красные кружочки
-
микрофон
-
Ход урока:
1.Работа над новой темой. Знакомство с буквой В и звуком [в].
-
Одна буква пригласила сегодня на день рождения. Прочитаем.
-
А где же буква? Закройте глаза. (Выставляется буква)
-
Какое платьице у буквы? (синее) Почему? (потому, что [в] —согласный звук)
-
Что принесла с собой буква? (звоночек)
-
Кто догадался, почему? (потому, что он звонкий согласный звук).
-
Узнаем, на какой улице живёт эта буква? (в кассе букв отыскиваем нужную букву)
-
Вот большая и маленькая буквы В и в. Какие они? (одинаковые, только по размеру разные)
-
В каком домике они живут? (в синем. Находим их в таблице «Звуки и буквы»)
-
Как зовут её подружку? (ф)
-
[Ф]-какой согласный звук? (глухой)
-
Давайте проверим. Закройте уши и произнесите звук в. (Звенит в ушах, значит звонкий согласный звук).
-
Закройте уши и произнесите звук ф. (В ушах не звенит, значит, он глухой согласный звук).
2. Работа над правильным произношением звука. Фонетическая зарядка.
Именинница сегодня буква вэ, а звук [в]. Научимся произносить его правильно. Покажите, как дрожат от холода? (в-в-в) Как же воет машина, которая лечит зубы? (в-в-в)
3. Чтение слогов.
-
На день рождения буквы пришёл Винни Пух. Что он подарит букве? (Шары)
-
Какие шары? (С буквами)
-
Какие буквы на них? (Гласные)
-
Да, согласный звук в их любит, вот как дружит с ними.
ва во ву вы
ви ве вя вё
4. Соотнесение слова с его схемой.
-
Много гостей сегодня у буквы. Посмотрите на доску. Пока они добирались к нам, имена свои растеряли. Поможем им найти свои имена. (Соединяют картинки со схемами слов).
-
Какое слово состоит из одного слога? Поможет вам загадка.
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк).
Откуда узнали, что в слове один слог? (сколько гласных в слове, столько и слогов)
-
Сколько слогов в слове сова?
-
Сколько слогов в слове воробей?
-
Сколько слогов в слове ворона?
Ворона птица вороватая, драчливая. Покажем, какие они.
Физкультминутка:
Возле ёлочки зелёной
Скачут, каркают вороны
Кар! Кар! Кар!
Из-за корочки подрались
Во всё горло раскричались
Карр!
Вот собаки прибегают и вороны улетают.
5. Работа с чистоговорками.
Ву-ву-ву в лесу видели сову.
Ва-ва-ва ты лети сюда, сова!
Вы-вы-вы вот и нет совы.
6. Задания мудрой совы.
-
-Позвали сову, вот и прилетела к нам. Сова живёт долго, поэтому её называют мудрой, умной птицей. И нас сегодня чему-то научит. Решение ребусов из конверта совы:
-
Догадайтесь, кто оставил это перо?
ВОЛК
СЛОН
ПАВЛИН
-
Узнайте имена детей
Ва…я Ва…я Ва…я Ва…я
7.Чтение слов с буквами Вв и Фф
Вася, Варя, Ваня, Валя захотели поехать в деревню к бабушке, помогите им собрать сумку. Они возьмут только те вещи, в названиях которых есть буквы В и Ф.
8. Подготовительная работа к восприятию текста.
-
Что они будут делать в деревне? (Играть, пить чай, помогать бабушке)
-
Чем бабушка зимой топит печь?
-
Кто в вашей семье пилит и колет дрова?
-
А вы помогаете им?
-
Вы носили дрова?
-
Где вы их складывали?
9. Составление связного рассказа по картинке учебника.
Игра «Микрофон». (Самодельная игрушка-микрофон раскрепощает детей, позволяет свободно высказываться. Дети с микрофоном – игрушкой рассказывают свои рассказы.)
10. Работа с текстом (чтение про себя, выборочное чтение).
-
Давайте прочитаем рассказ про себя («жужжащее» чтение)
Выборочное чтение.
-
Кто тут?
-
Что он делал?
-
Что у папы?
-
Обратите внимание, как произносятся слова: топор, колол, дрова.
11. Чтение вслух
-
Послушаем радио. (Один ученик стоит спиной к детям, другой ученик (по указанию учителя) читает вслух текст. Нужно угадать, кто из «дикторов» ведёт передачу).
Физкультминутка
У буквы день рождения. А на празднике все веселятся. (Выполнение простых танцевальных движений под музыку)
Работа в тетрадях
Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь
Письмо букв: в В. Предложения — У папы топор.
Пальчиковая физкультминутка.
Повстречались два котёнка:
«Мяу-мяу» (соединить поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца)
Два щенка: «Ав-ав»
Два жеребёнка: «Иго-го»
Два тигрёнка: «Р-р-р»
Два быка: «Му-у-у!»
Смотри, какие рога!
(Показываются рога; вытянув указательный палец и мизинец)
Дополнительный материал для тех, кто закончил писать.
Помогите превратить слово «ворота» в «корову»
ворота
____н_
к_____
____в_
Итог урока.
-
Что нового узнали мы сегодня?