Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Биндюкова Елена Михайловна

МБОУ-лицей № 22 г. Орёл

Предмет и УМК: Русский язык, 2 класс,

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: «Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Цели урока:

Учащиеся должны:

— уметь различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова;

— понимать, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.

— развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень, составлять предложения по картинке;

-делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

— уметь формулировать учебную задачу урока, сотрудничать.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

I. Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

-Скажите, что называется окончанием?

— Какое окончание называется нулевым?

— Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.

— Что называется основой?

-Какие слова называются родственными?

Самопроверка домашнего задания по образцу:

Петровкомаров бурундук

Петрова комары бурундучок

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

— Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 56 . Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали?

Листок

Листка

К листку

Листки

— Являются ли эти слова родственными? Или это формы одного и того же слова? Как об этом вы узнали?

Листок

Листочек

Лист

— Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа . Запишите в тетради.

— В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл?

— Ребята, как вы считаете, научились ли вы отличать формы слов от родственных слов?

III. Постановка учебной задачи

— Какова тема нашего урока?

— На какой вопрос нам предстоит ответить?

IV. Поиск решения учебной задачи. Картина «Золотая осень»

ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок.

-А кто такой лесник?

— Давайте убедимся и посмотрим в толковом словаре.

— Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова?

— ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень.

— А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова?

— Выпишите их рядом во 2 столбик. Подчеркни их на доске.

V. Первичное закрепление.

Посовещайтесь друг с другом и задайте вопросы по новой теме урока.

Упражнение 57. Запишите слова.

-Это разные слова?

В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл? Выдели её сверху дугой.

Это родственные слова?

-Прочитайте слова:

Снег, снеговик, снегом, снеговики.

— Выпишите на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой – формы каждого слова (парами). В родственных словах выдели дугой сверху общую часть, в которой заключён общий смысл слов.

Анишит Йкоповна предложила сравнить слова в парах:

солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть

— Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? – спросила Волшебница.

— Как вы ответите Анишит Йкоповне?

— А можно ли считать слова в парах – родственными? Как вы считаете? Кто сомневается можно воспользоваться подсказкой Летучей Мыши (стр.86)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Выполните упр.58. Прочитайте шуточное стихотворение «Само собой».

— Выпишите выделенные слова столбиком.

Найдите к каждому выделенному слову родственное слово и запишите его рядом в скобках.

Пользуйся словами из двух списков:

1) грязь, колоть, ломать;

2) испачкалась, разбился, испортился.

— Проверьте свою работу по эталону. На доске записаны слова.

В каком списке вам удалось найти родственные слова: в 1-м или во 2-м?

— А теперь найди каждому выделенному слову, близкое по значению. Запиши на нужной строчке.

— Проверьте свою работу по эталону. На доске записаны слова.

— Из какого списка вы взяли эти слова?

— Сделайте вывод, достаточно ли вы хорошо усвоили тему?

VII. Выполнение упражнений.

ТПО, стр.29 упр.35.

Картина «Лесная полянка»

Ребята, что вы видите на лесной полянке?

— Давайте составим красивые предложения о лесной поляне, чтобы получилось описание этой полянки.

VIII. Итог урока.

-Что вы знаете о корне слова?

— Какие слова называются родственными? Однокоренными?

— Почему их так назвали?

— А что такое форма слова?

— Молодцы!

Домашнее задание: учебник -1, стр.88 упр.59

— Изменяемая часть слова – это его окончание.

— Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой.

-Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, зебу, эму, какаду, такси, пони.

— Часть слова без окончания называется его основой.

— Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.

Работа в парах.

Эти слова не являются родственными, так как у них одинаковая основа. Это одно слово листок в разных формах.

— Это родственные слова, так как у них разные основы.

— Эти слова имеют общую основную часть.

Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие – высказывают своё мнение.

— Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова

— Учиться распознавать и подбирать формы слов, родственные слова, выделять корень.

Высказывание детей.

— Лесник, -а. Лесной сторож. Например: лесник охраняет лес.

1 ученик на доске 2 ученик на доске

лес, — домик

лесника, к домику,

лесная, за домиком

лесок

1 ученик записывает на доске

Снег, снеговик, Снегурочка, снеговой.

Работа в парах. Задают друг другу вопросы по теме.

-Это разные слова.

-Снег

— Родственные слова – это слова, имеющие общую основную часть.

Снег — снеговик

Снег – снегом, снеговик – снеговики

— Эти слова имеют общее значение в парах.

— Эти слова нельзя считать родственными.

Загрязнилась (грязь)

Сломался (ломать)

Раскололся (колоть)

— В первом списке.

Загрязнилась — испачкалась

Сломался — разбился

Раскололся – испортился

— Слова взяли из второго списка.

Делают вывод

Взаимопроверка

— Форма слова — это изменение окончания у одного и того же слова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here