Урок русского языка во 2 классе
Учитель: Биндюкова Елена Михайловна
МБОУ-лицей № 22 г. Орёл
Предмет и УМК: Русский язык, 2 класс,
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Слово и формы этого слова. Родственные слова»
Цели урока:
Учащиеся должны:
— уметь различать разные формы одного слова, родственные, однокоренные слова;
— понимать, что разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями и предлогами (словами-помощниками), а родственные слова отличаются основами.
— развивать умения распознавать и подбирать формы слов, однокоренные слова и выделять в них корень, составлять предложения по картинке;
-делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;
— уметь формулировать учебную задачу урока, сотрудничать.
Ход урока
Деятельность учащихся | |
1 | 2 |
I. Самоопределение к деятельности Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнём И наш урок начнём.
-Скажите, что называется окончанием? — Какое окончание называется нулевым?
— Есть слова-названия предметов, у которых нет окончаний? Назовите.
— Что называется основой? -Какие слова называются родственными?
Самопроверка домашнего задания по образцу: Петров комаров бурундук Петрова комары бурундучок II. Актуализация опорных знаний и мотивация. — Я предлагаю вам работу в парах. Упражнение 56 . Прочитайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: это формы одного и того же слова или родственные слова? Какого же? Как об этом вы узнали? Листок Листка К листку Листки
— Являются ли эти слова родственными? Или это формы одного и того же слова? Как об этом вы узнали? Листок Листочек Лист — Молодцы! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа . Запишите в тетради.
— В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл? — Ребята, как вы считаете, научились ли вы отличать формы слов от родственных слов? III. Постановка учебной задачи — Какова тема нашего урока? — На какой вопрос нам предстоит ответить? IV. Поиск решения учебной задачи. Картина «Золотая осень» ТЕКСТ: Маша и Миша пошли в лес. Лесная дорожка привела их к домику лесника. За домиком лесника начинался молодой лесок. -А кто такой лесник? — Давайте убедимся и посмотрим в толковом словаре. — Есть ли в этом тексте родственные, однокоренные слова? — ВЫПИШИТЕ их в столбик и выделите корень. — А есть ли в этом тексте формы одного и того же слова? А какого слова?
— Выпишите их рядом во 2 столбик. Подчеркни их на доске.
V. Первичное закрепление. — Посовещайтесь друг с другом и задайте вопросы по новой теме урока. Упражнение 57. Запишите слова. -Это разные слова? В них есть общая часть, в которой заключён их общий смысл? Выдели её сверху дугой. Это родственные слова? -Прочитайте слова: Снег, снеговик, снегом, снеговики. — Выпишите на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой – формы каждого слова (парами). В родственных словах выдели дугой сверху общую часть, в которой заключён общий смысл слов. Анишит Йкоповна предложила сравнить слова в парах: солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть — Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? – спросила Волшебница. — Как вы ответите Анишит Йкоповне? — А можно ли считать слова в парах – родственными? Как вы считаете? Кто сомневается можно воспользоваться подсказкой Летучей Мыши (стр.86) VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. — Выполните упр.58. Прочитайте шуточное стихотворение «Само собой». — Выпишите выделенные слова столбиком. Найдите к каждому выделенному слову родственное слово и запишите его рядом в скобках. Пользуйся словами из двух списков: 1) грязь, колоть, ломать; 2) испачкалась, разбился, испортился. — Проверьте свою работу по эталону. На доске записаны слова. В каком списке вам удалось найти родственные слова: в 1-м или во 2-м? — А теперь найди каждому выделенному слову, близкое по значению. Запиши на нужной строчке.
— Проверьте свою работу по эталону. На доске записаны слова. — Из какого списка вы взяли эти слова? — Сделайте вывод, достаточно ли вы хорошо усвоили тему? VII. Выполнение упражнений. ТПО, стр.29 упр.35. Картина «Лесная полянка» — Ребята, что вы видите на лесной полянке? — Давайте составим красивые предложения о лесной поляне, чтобы получилось описание этой полянки. VIII. Итог урока. -Что вы знаете о корне слова? — Какие слова называются родственными? Однокоренными? — Почему их так назвали? — А что такое форма слова? — Молодцы! Домашнее задание: учебник -1, стр.88 упр.59
|
— Изменяемая часть слова – это его окончание. — Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием и обозначается пустой клеткой. -Есть слова, у которых нет окончаний. Нет окончания – значит, слово никак никогда не изменяется! Например: кино, кенгуру, пальто, метро, кафе, кофе, эскимо, зебу, эму, какаду, такси, пони. — Часть слова без окончания называется его основой. — Слова, имеющие общую часть, которая хранит их общий смысл, называются родственными. Например: лес, лесник, лесной.
Работа в парах.
Эти слова не являются родственными, так как у них одинаковая основа. Это одно слово листок в разных формах.
— Это родственные слова, так как у них разные основы.
— Эти слова имеют общую основную часть. Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие – высказывают своё мнение.
— Слово и формы этого слова. Родственные, однокоренные слова — Учиться распознавать и подбирать формы слов, родственные слова, выделять корень.
Высказывание детей. — Лесник, -а. Лесной сторож. Например: лесник охраняет лес.
1 ученик на доске 2 ученик на доске — лес, — домик лесника, к домику, лесная, за домиком лесок
1 ученик записывает на доске Снег, снеговик, Снегурочка, снеговой. Работа в парах. Задают друг другу вопросы по теме.
-Это разные слова. -Снег
— Родственные слова – это слова, имеющие общую основную часть. Снег — снеговик Снег – снегом, снеговик – снеговики
— Эти слова имеют общее значение в парах. — Эти слова нельзя считать родственными.
Загрязнилась (грязь) Сломался (ломать) Раскололся (колоть)
— В первом списке.
Загрязнилась — испачкалась Сломался — разбился Раскололся – испортился
— Слова взяли из второго списка. Делают вывод Взаимопроверка
— Форма слова — это изменение окончания у одного и того же слова
|