Тема урока: «Суффикс и его роль в слове» (3 класс программа «Школа 2100»)

Цели: Образовательные

  • Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании

  • Углублять представления о значениях суффикса в слове

  • Формировать навыки грамотного письма

  • Обогащать словарный запас учащихся

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к животным

  • Содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

  • Прививать интерес к русскому языку

Развивающие

  • Развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память

  • Развивать и обогащать речь учащихся

  • Развивать коммуникативные умения

Задачи

  • Актуализировать знания о составе слова и роли морфем

  • Организовать деятельность по определению роли суффикса в слове

Прогнозируемые результаты:

Личностные

  • ценное отношение к процессу определения роли суффикса;

  • осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

  • осознание важности суффикса для образования новых слов;

  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

Метапредметные

  • умение принимать и сохранять цель урока

  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • умение провести рефлексию своих действий на уроке

Предметные

  • умение разбирать слово по составу;

  • умение видеть роль суффикса;

  • умение применять знания в жизненных ситуациях

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 Актуализация знаний

Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь

И внимательно вникайте,

А спрошу вас, отвечайте

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно

Путешествие зовет

Третьеклашек на урок!

А куда лежит наш путь?

Да

Дети высказывают свои предположения по теме урока

2 Здоровьесберегающая

минутка

Вспомните правила посадки

Дети произносят хором

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь

3 Минутка чистописания

«Красиво писать – красоту творить» — гласит народная мудрость.

Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.

Она находится в корне прилагательного, обозначает согласный, звонкий, непарный, мягкий звук (побелка, снеговой, написать)

Слайд

Вспомните написание этой буквы, напишите до середины строчки, затем пропишите соединение с этой буквой: н, ин, не, он, нл

-Сравните с образцами и оцените свою работу

Буква н

Самооценка

4. Словарная работа

-Отгадайте загадку, подберите однокоренное слово. Запишем в столбик.

Слайд

  1. Вновь играя и шаля,

Перед носом корабля,

Над водой мелькают спины,

Мчатся шустрые ….

  1. Что ни день, по одежке

Отдает нам Серёжка

А с последнею расстался –

Сам куда-то подевался.

  1. Не дом, но и не улица

Высоко, но не страшно

  1. На стене висит давно

На холсте всего полно

Лес и речка, и машина

Называется ….

— При помощи, какой части слова образовались однокоренные слова

Дельфин – дельфинчик

Календарь – календарик

Балкон — балконная

Картина – картинка

Суффикс

5.Формулирование

проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

— Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказывает.

«С моей помощью происходят превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три»

— О какой части слова мы будем сегодня говорить?

— Какие задачи мы поставим на уроке?

Слайд

Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим роль в русском языке.

Суффикс.

  1. Что такое суффикс?

  2. Где находится суффикс?

  3. Для чего служит суффикс?

Фронтальная работа с текстом.

Слайд

Соберите предложения из рассыпанных слов.

— Это текст? Как его можно озаглавить?

— Найдите однокоренные слова. Выпишите их. Выделите корень. Какое явление происходит в корне?

Воспитательный момент

— Прочитайте стихотворение о снегире

Слайд

-Какова его главная мысль?

Физминутка

Послушайте музыку П.И. Чайковского и отдохните

Вывод

Вернемся к однокоренным словам. От какого слова образовались все эти слова? С помощью чего?

— Что такое суффикс?

— Что происходит со словом, если меняется суффикс?

Работа в группах

— Что общего в образованных словах?

Слайд

Выводы выносятся на слайд

Работа в парах

Учебник с. 156 упр 196

Какой вывод можно сделать?

Соберем воедино наши выводы. Расскажите о роли суффикса.

Самостоятельная работа с самопроверкой по вариантам

— Каждому варианту предлагается по три слова

(«слабым учащимся» — карточки-помощники) Приложение1

Слайд

— Если все верно, оцените свою работу.

Итог по карточкам (разноуровневые карточки)

-Предлагаю два варианта карточек. Со звездочкой «4», с солнышком – посложнее. Выберите ту, что вам подходит. Приложение 2

Снежинки снежок снегири

Чередование согласных в корне.

Помощь птицам зимой.

Снег

Суффикса.

Меняется лексическое значение слов

Учащиеся работают в группах

Название профессий

Помогает назвать ласково

Меняет возраст

Меняет пол

Изменил размер

Самопроверка

7. Итог урока

Что вы узнали о суффиксе?

Что общего у суффикса и окончания и чем они отличаются?

Оценки учащихся

Оценку я выставлю после проверки карточек

Это части слова. Суффикс служит для образования новых слов, а окончание -для образования форм слов и связи слов в предложении

8. Домашнее задание

На выбор

Упр 197 или

Мини-сочинение тему «Суффикс»

9. Рефлексия

Покажите свое настроение с помощью смайликов

Приложение 1

Образуй и запиши новые слова:

Гнездо + ышк = ____________________________________

Олень + ёнок = ____________________________________
Мороз + ищ = ____________________________________

Приложение 2

Замени словосочетание одним словом, однокоренным выделенному, запиши его. Выдели суффиксы.


Маленькая гора — _____________________________________________________

Житель гор – ________________________________________________________

Детеныш льва – ______________________________________________________

Самка льва — _________________________________________________________

Подбери однокоренное слово, походящее к схеме:

Море –___________________________________________________

Вьюга – ________________________________________________

Хлопок –__________________________________________________

Окно -____________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here