2 класс Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: «Суффикс как часть слова»

(Урок 47 в учебнике)

Учитель: Завешинова А.М.

Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Задача урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

Цели урока:

Обучающие: особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.

Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.

Формируемые УУД: Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, иллюстрации некоторых упражнений, технологии оценивания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие

Задание для групп: Выделить окончание и корень в предложенных словах.

Предложить вывесить результаты работы групп на доске для обсуждения.

-Что можно сказать об этих словах?

-Что заметили?

Как выделить корень в слове?

Как выделить окончание в слове?

Взаимное приветствие

Дети делятся на группы. Им даётся задание на листах со словами: дом — дома- домик – домище –домашний.

Защита работы группы.

Ответы учащихся:

— Однокоренные (родственные).

— Появилась новая часть слова.

— После корня, перед окончанием.

(Возможны правильные ответы)

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

3. Подведение к теме. Выявление проблемной ситуации.

Работа в парах

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На интерактивной доске появляются слова «школа» и «школьник». — Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

-Назовите 2 различия между словами школа и школьник.

— выделим известные нам части слов в обоих словах?

— какие возникли трудности?

— школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). — Они однокоренные (родственные), т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.

Различия в составе и оттенке значения.

Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник — (нулевое).

Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

4. Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.

— Почему вы её никак не обозначили?

— Как вы думаете, сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и его значения?

Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Дети соглашаются.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Нахождение способа выхода из затруднения. Введение темы урока.

(работа с учебником с. 107 упр.1)

Работа с учебником

— Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения — Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

— Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка».

— Как называется новая для нас часть слова?

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

— Она находится между корнем и окончанием.

— На уроке узнаем, как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

-Суффикс

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление. Работа с учебником.

(Возможно использование иллюстрации к упр. 2 на стр. 108 учебника)

— Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике.

Допишите ряды слов.

— Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.

— В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?

— Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

— какой суффикс поможет образовать слова, называющие детёныша льва? Какой суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

Фронтально письменно в раб. тетради, с подробным комментированием. Дети с быстрым темпом могут продолжать работать самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений.

— Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

— У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка

5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.

— Разделитесь на группы (по 5-6 человек). На листе бумаги с помощью условных знаков покажите порядок нахождения суффиксов.

Работа в группах, (группам раздаются листы и карточки с условными обозначениями известных частей слова). Обсуждение алгоритма нахождения в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

6. Закрепление.

Дифференцированная работа, работа в парах с упр.3 с.108 (материал упражнения выводится на интерактивную доску)

— Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.

— Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-?

Ученики выходят к доске, находят подходящее по смыслу слово из списка слов, образованных с помощью новых суффиксов, и переносят в нужное место в предложении. Оставшиеся 4 слова составляют самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы.

Заполнение таблицы «Суффиксы и их значение»

— Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. — Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. — Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

— Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах.

— Как вы думаете, какое из этих упражнений сложное?

— Ребята, выберите сами то упражнение, уровень сложности которого, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание (в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом).

Упр. 5 отмечено в учебнике «гирькой» — «трудное задание». Это упражнение выполнить сложнее.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

2-3 мин.

— Чем понравился урок?

— Что нового узнали?

— Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?

Выставление и аргументация отметок за урок

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.

Правильность и аккуратность

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here