2 класс Конспект урока по русскому языку.
Тема урока: «Суффикс как часть слова»
(Урок 47 в учебнике)
Учитель: Завешинова А.М.
Система учебников «Начальная школа XXI века». Учебник «Русский язык: 2 кл. 1ч.» Иванов С.В., Евдокимова А.О.
Задача урока: познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.
Цели урока:
Обучающие: особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
Развивающие: Развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке.
Воспитательные: Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, воспитывать прилежание, активность.
Формируемые УУД: Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
Оборудование: на уроке используется интерактивная доска, иллюстрации некоторых упражнений, технологии оценивания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1. Организационный этап.
| Взаимное приветствие Задание для групп: Выделить окончание и корень в предложенных словах. Предложить вывесить результаты работы групп на доске для обсуждения. -Что можно сказать об этих словах? -Что заметили? Как выделить корень в слове? Как выделить окончание в слове?
| Взаимное приветствие Дети делятся на группы. Им даётся задание на листах со словами: дом — дома- домик – домище –домашний.
Защита работы группы.
Ответы учащихся: — Однокоренные (родственные).
— Появилась новая часть слова. — После корня, перед окончанием.
(Возможны правильные ответы) | Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
3. Подведение к теме. Выявление проблемной ситуации.
Работа в парах
| Работа с рубрикой «Обсудим вместе» -Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? (школьник) На интерактивной доске появляются слова «школа» и «школьник». — Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.
-Назовите 2 различия между словами школа и школьник. — выделим известные нам части слов в обоих словах?
— какие возникли трудности?
| — школьник (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). — Они однокоренные (родственные), т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. Различия в составе и оттенке значения.
Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа – а школьник — (нулевое).
Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества
|
4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
| — Почему вы её никак не обозначили? — Как вы думаете, сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и его значения? | Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Дети соглашаются. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
5. Нахождение способа выхода из затруднения. Введение темы урока. (работа с учебником с. 107 упр.1)
Работа с учебником
| — Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения — Прочитайте пары слов на экране. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? -Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?
— Откройте учебник на стр. 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». — Как называется новая для нас часть слова?
| Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-) — Она находится между корнем и окончанием.
— На уроке узнаем, как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова
-Суффикс | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. Работа с учебником. (Возможно использование иллюстрации к упр. 2 на стр. 108 учебника)
| — Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов. — Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия. — В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
— Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?
Проверка усвоения знаний о значении суффиксов: — какой суффикс поможет образовать слова, называющие детёныша льва? Какой суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? | Фронтально письменно в раб. тетради, с подробным комментированием. Дети с быстрым темпом могут продолжать работать самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений. — Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
— У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
| Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Физминутка |
|
|
|
5. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создания алгоритма нахождения суффикса.
| — Разделитесь на группы (по 5-6 человек). На листе бумаги с помощью условных знаков покажите порядок нахождения суффиксов.
| Работа в группах, (группам раздаются листы и карточки с условными обозначениями известных частей слова). Обсуждение алгоритма нахождения в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
| Регулятивные: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. |
6. Закрепление. Дифференцированная работа, работа в парах с упр.3 с.108 (материал упражнения выводится на интерактивную доску)
| — Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс.
— Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-; -ушк-, -юшк-, -к-; -онок-, -ёнок-?
| Ученики выходят к доске, находят подходящее по смыслу слово из списка слов, образованных с помощью новых суффиксов, и переносят в нужное место в предложении. Оставшиеся 4 слова составляют самостоятельно. Самостоятельная работа. Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. Заполнение таблицы «Суффиксы и их значение» — Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. — Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. — Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству. |
8. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. | — Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. — Как вы думаете, какое из этих упражнений сложное? — Ребята, выберите сами то упражнение, уровень сложности которого, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник д.з. | Рассматривают упражнения, изучают задание (в упр. 4 слова, которые нужно выписать – выделены жирным шрифтом; в упр. 4 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом). Упр. 5 отмечено в учебнике «гирькой» — «трудное задание». Это упражнение выполнить сложнее. | Регулятивные: контроль, коррекция; Личностные: самоопределение. |
9. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2-3 мин.
| — Чем понравился урок? — Что нового узнали? — Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать? Выставление и аргументация отметок за урок | Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.
Правильность и аккуратность |
|