Урок русского языка во 2 классе (УМК «Начальная школа XXI век»).
Суффиксы
Подготовила
Учитель начальных классов
МБОУ – СОШ №23 г.Армавира
Морозова Г.А.
Цель.
Продолжить наблюдение над языковым материалом: функция, значение, местонахождение суффикса в слове.
Упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем.
Закрепить знания детей о корне слова и окончании.
Оборудование.
Плакат-рисунок «Домики суффиксов», игра на составление слов «Кто больше?», телеграммы, учебник русского языка для второго класса четырехлетней начальной школы авторы С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. (проект «Начальная школа ХХI век»)
Ход урока.
I Организационный момент.
Учитель. Звенит звонок!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
II Словарная работа.
У. Урок начнем со словарной работы. Сегодня я предлагаю вам вспомнить ранее изученные словарные слова.
Дети отгадывают загадки и комментируют для записывания слова-отгадки.
1. Через поле и лесок Подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
2. Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
З. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
4. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь)
-
Стоит Алена Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
У. Составьте предложение с любым из записанных словарных слов.
Дети придумывают предложения. Самое удачное записывается в тетради и на доске учителем.
— Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на вопрос кто, что? Назовите их.
— На вопрос какой, какая? Назовите их.
— На вопрос что делать? Назовите их.
У. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение суффикса
как части слова. А поскольку мы говорим о частях из которых состоит слово, то обязательно вспомним все, что знаем о корне и об окончании.
IV Работа по выделению частей слова.
На доске записаны слова: домики, травушка. вагончик.
-
— Что такое окончание?
— Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание?
— Выделите окончания в словах.
5. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Заяц)
III Сообщение темы урока.
У. — Назовите героев басни.
— Что сказал заяц ёжику?
— Что сказал еж?
— Каков был ответ зайчика?
-
— Что такое корень?
— Что надо сделать, чтобы найти в слове корень?
— Выделите корень в словах.
-
— Что такое суффикс?
— Можем ли выделить суффикс в словах?
— Что же надо сделать, чтобы найти в слове суффикс?
V Физкультминутка.
Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают,
Головой качают.
VI Упражнение в нахождении суффиксов.
1. Игра «Рассели жильцов»
На плакате нарисованы два домика. В окошках обозначены суффиксы -иц,-,
-их-. На отдельных карточках напечатаны слова: тигрица, лосиха, курица, поросенок, львица, зайчиха, повариха, мышонок. Дети распределяют слова по домикам.
У. Какие слова «остались на улице»? Почему?
2. Образование слов с заданными морфемами. Игра «кто больше»?
На доске прикреплен рисунок — цветок подсолнуха. В центре слова: дуб, ключ, солнце, зверь, дед, чай. На лепестках суффиксы: -ок-, -ик-, -ёк-, -ышк-, -ушк-, -ник-.
У. У нас вырос замечательный подсолнух. Рассмотрите его внимательно. Что написано в центре? (Слова). На лепестках? (Суффиксы)
От заданных слов при помощи суффиксов за две минуты надо образовать и записать как можно больше слов.
Проверка записанных слов, подведение итогов.
3. Работа по учебнику.
Упражнение 1, страница 101 (чтение текста детьми).
— Какую басню, прочитанную на уроке лит-ры, напоминает эта басня?
Д. Басню «Страшный зверь» Л.Толстого.
Выполнение заданий к упражнению.
VII Домашнее задание.
У. На стр. 102 найдите упражнение 2. Прочтите задание. Что нужно сделать для выполнения задания?
Д. Списать слова и выделить в них суффиксы.
VIII Итог урока.
У. Ребята, наш урок подошел к концу — Чему научились на уроке?
— Что вам понравилось?
— Что показалось трудным?
— Вы хорошо работали сегодня на уроке и каждый из вас получит
телеграмму. Откройте последнюю страницу вашей тетради.
Дети находят листок: Телеграмма.
Ты сегодня__________________!
У. Последнее слово телеграммы зашифровано. Хотите расшифровать его? Д. Да!
У. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его.
У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте телеграмму.
Вы сегодня действительно молодцы!
Урок окончен. Вас ждет перемена.