ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Три склонения имен существительных.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Образовательная цель: познакомить с тремя склонениями имен существительных.
Развивающая цель: развивать умение распознавать тип склонения по окончанию и по роду.
Воспитывающая цель: воспитание внимательности в работе
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознание смысла учения и личной ответственности за результат;
Регулятивные действия: умение формулировать тему и цели урока, умение контролировать свою деятельность; умение видеть ошибки;
Познавательные действия: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и ее решение; поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные действия: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; формулировать собственное мнение; умение работать в паре.
Список используемой литературы:
— А.В. Полякова, учебник «Русский язык», 3 класс, Москва, «Просвещение», 2012г
— В.Волина «Веселая грамматика», Москва, «Знание», 1995г
— В.Волина «Занимательное азбуковедение», Москва, «Просвещение», 1981г
Ход урока.
Действия учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке; Книжка, ручка и тетрадка?
|
Учащиеся открывают тетради и записывают число и классная работа
| |||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | На доске: ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД.
|
— У имени существительного можно определить падеж, род и число. — Лишнее слово «род». — Потому что по падежам и числам имя существительное может изменяться, а род оно имеет. — По родам имена существительные не изменяются. | |||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи | — Как вы думаете, с чем связана тема нашего урока?
— Совершенно верно, тема урока связана с родами имен существительных, и нам предстоит ответить на вопрос: «Зависит ли склонение существительных от их рода?» (вопрос записан на доске) | — С родом имен существительных, т.к. это слово оказалось лишним. | |||||||||||||||||||||||
«Открытие нового знания » | Тетрадь с наклоном положу Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь
ПАПА, ПОЛЕ, ЕЛЬ.
ВЫВОД: В зависимости от рода и окончания в начальной форме все существительные делятся на 3 склонения: (таблица) 1 склонение — м, ж.р. -а, -я 2 склонение — м.р. — ; ср.р. -о, -е. 3 склонение — ж.р. — ; с Ь знаком на конце
|
Учащиеся записывают самостоятельно падежи
1 ученик выписывает окончания на доску
Учащиеся сверяют и выделяют окончания — У всех трех существительных получились разные окончания. — Потому что имена существительных разного рода
| |||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление |
— Вернемся к вопросу урока и попробуем на него ответить: «Зависит ли склонение существительных от их рода?» — Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
— Ко 2 склонению?
— К 3 склонению? | — Надо определить род и окончание имени существительного, по роду и окончанию определить склонение. — Папа – это существительное м.р. с окончанием –а, значит это существительное относится к 1 склонению. — Поле – это существительное с.р. с окончанием –е, значит это существительное относится ко 2 склонению. — Ель – это существительное ж.р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце, значит это существительное относится к 3 склонению. — В зависимости от рода и окончания имени существительного, оно имеет разное склонение. — К 1 скл. относятся имена существительные м, ж.р. с окончаниями -а, -я. — Ко 2 скл. относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончаниями -о, -е. — К 3 скл. относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце. | |||||||||||||||||||||||
| Физминутка |
| |||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа | А теперь внимание новое испытание.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Нет конца у строчки Где стоят три точки… Кто придумает конец, Тот и будет…. молодец
Я с собой её ношу, Не макаю, но пишу. Замечательная штучка Самопишущая … ручка
От кого, мои друзья Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нам бродит … тень
В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист; «Здорово, дрозд, приятель!» И ставит подпись … дятел
По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко, Что не хочется вставать Что за штука я? … кровать
Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все … солнце
По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит … крокодил
Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет … черепаха
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я … осень
На ромашку у ворот Опустился вертолет — Золотистые глаза Кто же это? … стрекоза
В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется … медведь
— Проверим как выполнили задание. К какому склонению относиться слово МЕДВЕДЬ?
— Молодцы, ребята! Какой вывод можно сделать?
— Проверим остальные слова. Какие существительные относятся к 1 склонению? Почему? — Ко 2 склонению? Почему?
— К 3 склонению?
— Зависит ли склонение существительных от их рода?
— Как определить склонение существительных?
|
Учащиеся записывают в тетради 3 столбика:
— Существительное медведь относиться к 3 склонению, т.к. нулевое окончание и на конце мягкий знак. — Я не согласен с Сашей. Это существительное относиться ко 2 склонению, т.к. это м.р. и нулевое окончание. — Нельзя только по окончанию определять склонение имен существительных надо обращать внимание на род существительного. — Ручка, черепаха, стрекоза, т.к. это существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. — Молодец, дятел, солнце, крокодил, медведь т.к.это имена существительные м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончаниями -о, -е. — Тень, кровать, осень т.к.это имена существительные ж.р. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце. — В зависимости от рода и окончания имени существительного, оно имеет разное склонение. — Надо определить род и окончание имени существительного, по роду и окончанию определить склонение. -К 1 скл. относятся имена существительные м, ж.р. с окончаниями -а, -я. — Ко 2 скл. относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончаниями -о, -е. — К 3 скл. относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце.
| |||||||||||||||||||||||
Работа в парах | «Кто быстрее всех прочтет слово «лишнее» найдет?» — У каждого на парте лежит листочек с заданием: выпишите «лишнее» слово тетрадь, журнал, блокнот портфель, акварель, кисть, племянник, сестра, школьник. — Проверим. Какие слова вы выписали? |
Учащиеся выполняют задания в парах.
— Тетрадь — т.к. это существительное относится к 3 скл., а остальные существительные относятся ко 2 скл. — Кисть – т.к. это существительное относится к 3 скл., а остальные существительные относятся ко 2 скл. — Сестра — т.к. это существительное относится к 1 скл., а остальные существительные относятся ко 2 скл. | |||||||||||||||||||||||
Итог урока | — Что нового узнали, отвечая на вопрос урока? | — Я узнал, что в зависимости от рода и окончания имени существительного, оно имеет разное склонение. — Имена существительные делятся на 3 склонения. — Склонение определяется по роду и окончанию. -К 1 скл. относятся имена существительные м, ж.р. с окончаниями -а, -я. — Ко 2 скл. относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и с.р. с окончаниями -о, -е. — К 3 скл. относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием и мягким знаком на конце. | |||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | С. 102 упражнение 264, сл.11 Прозвенел, дружок, Голосистый звонок, Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо! | Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание |