РУССКИЙ ЯЗЫК, 3 класс
(оценка индивидуальных достижений обучающихся)
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества обучающихся 3 класса
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык», Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» и отдельных метапредметных результатов обучении.
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении.
КОД | Проверяемые умения | |||
1. РАЗдел «Фонетика и графика» | ||||
| 1.1. | Умение различать звуки и буквы. | ||
| 1.2. | Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). | ||
2. РАЗдел «Состав слова (морфемика)» | ||||
| 2.1. | Умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова. | ||
| 2.2. | Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. | ||
3. РАЗдел «Лексика» | ||||
| 3.1. | Умение выявлять слова синонимы. | ||
4. РАЗдел «Морфология» | ||||
| 4.1. | Умение определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение. | ||
| 4.2. | Умение определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж. | ||
| 4.3. | Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. | ||
5. РАЗдел «Синтаксис» | ||||
| 5.1. | Умение различать предложение, словосочетание, слово. | ||
| 5.2. | находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения. | ||
| 5.3 | Умение определять границы предложения. | ||
6. РАЗдел «Орфография и пунктуация» | ||||
| 6.1. | применять правила правописания (в объеме содержания курса) | ||
7. РАЗдел «Развитие речи» | ||||
| 7.1. | Умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. | ||
| 7.2. | Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). | ||
| 7.3. | Умение самостоятельно озаглавливать текст. |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы за I полугодие для обучающихся 3 класса начальной школы по русскому языку (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык».
Основной целью работы является проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработаны на основе следующих документов:
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.).
-
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Русский язык» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 22-26).
-
Примерная программа начального общего образования по предмету «Русский язык» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. (с. 119-125).
-
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с. (с. 36-44).
Подходы к отбору содержания и разработке структуры КИМ. Структура КИМ
На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).
В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».
Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности
В таблице 1 приведено примерное распределение заданий в работе по основным разделам программы. Демонстрационный вариант сконструирован таким образом, чтобы обеспечить проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам
Число заданий в демонстрационном варианте | |
Фонетика и графика | 2 |
Состав слова | 2 |
Морфология | 3 |
Синтаксис | 4 |
Орфография и пунктуация | 2 |
Развитие речи | 1 |
Лексика | 1 |
Итого: | 15 |
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель итоговой работы определила её структуру и уровень сложности заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку достижения повышенного уровня подготовки.
Из 15 заданий проверочной работы 12 заданий относятся к базовому уровню сложности, 3 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания приведена ниже в плане работы.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, с выбором нескольких верных ответов из ряда предложенных, с кратким ответом, с развернутым ответом.
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются 1 или 0 баллов. Задания с кратким развернутым ответом оцениваются 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.
При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров — соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.
Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Считается, что учащийся достиг этого уровня, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. В период введения новых стандартов по русскому языку можно принять за критерий достижения 60% заданий базового уровня. Если в демонстрационном варианте 15 заданий базового уровня, то 9 заданий составляют 60%. В этом случае, при получении учащимся не менее 9 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-15 баллов (максимальный балл за выполнение заданий базового уровня равен 15) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
План варианта КИМ
Подробная информация о распределении заданий по разделам программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в плане работы.
План 1-2 вариантов работы