Конспект урока по русскому языку для 3 класса
(обучение по системе Л. В. Занкова)
Соболевская Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
ЛГ МБОУ «СОШ №1»
город Лангепас, ХМАО-Югра
Тема «Родительный падеж имен существительных первого склонения»
Цель: познакомить с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже, с правописанием ударных и безударных окончаний существительными в родительном падеже;
учить распознавать имена существительные в родительном падеже;
развивать такой общедеятельностный прием, как умение быть внимательным; развивать логические приемы мышления — выделение признаков;
работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико-синтетической деятельностью;
развивать фонематический слух; формировать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
— Ребята, я предлагаю вам поздороваться с нашими гостями, улыбнуться им и друг другу.
— Это замечательно, что у вас прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям.
— Вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?
— А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.
-
Индивидуальная работа.
— С какой частью речи мы подружились? (С именем существительным.)
-
А сейчас я предлагаю вам составить грамматический рассказ об этой части речи и рассказать его соседу.
— Кому сложно это задание – можете воспользоваться карточкой — помощником.
Карточка-помощник
Составление грамматического рассказа об имени существительном
-
Часть речи …
-
Обозначает …
-
Отвечает на вопросы …
-
Изменяется по …
-
Бывает …
-
По окончаниям существительные делятся на …
-
Чтобы определить склонение имени существительного надо …
-
1 склонение — … рода с окончаниями …, … в … падеже.
-
2 склонение — … рода с окончаниями …, … в … падеже.
-
3 склонение — … рода с окончаниями …, … в … падеже.
(Карточки лежат на партах у детей.)
-
Работа в парах.
— Кто желает рассказать свой рассказ всему классу?
-
Рассказ одного ребенка.
— Как вы думаете, имя существительное не обиделось на вас?
— А вы довольны своими знаниями?
— И я довольна вами.
— Ребята, что новое мы с вами узнали на прошлом уроке?
(Узнали несколько отличий И. и В. падежей имени существительного 1 склонения.)
— Как вы думаете, для чего нам это нужно?
(Это нужно для того, чтобы не допускать ошибки в устной и письменной речи.)
III. Актуализация знаний.
— Итак, мы уже многое знаем об имени существительном. Но это не все его секреты. Сегодня мы попытаемся узнать что-то новое, пока нам неизвестное. Но для этого нам нужно будет выполнить несколько интересных заданий. Вы готовы? Тогда приступаем.
IV. Орфографическая работа.
— Начинаем работу с игры «Четвертый лишний».
-
Расшифруйте слова.
ПРЗДНК, ЗВТРК, ББЛТК, СЛНЦ (Праздник, завтрак, библиотека, солнце.)
-
Запишите их.
-
Что общего в этих словах? (сущ. в ед. ч.)
-
Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Обоснуйте свой ответ.
(Ответы обучающихся.)
Библиотека – сущ. 1 скл.
— Что такое библиотека?
— Какое место в вашей жизни занимают книги? (Ответы обучающихся.)
— Вспомните пословицы, связанные с книгами, науками …
— Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.
-
Постановка темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.
— Наши учебники также наполнены интересной информацией, приводящей нас к новым знаниям и умениям.
— А мы продолжаем работу.
— Прочитайте четверостишие.
(Запись на доске.)
У калины и рябины
вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
красотой своей горды.
— Назовите имена существительные 1 склонения единственного числа.
-
У калины и рябины.
— Если вы правильно определите еще и падеж этих существительных, то сможете назвать тему сегодняшнего урока.
(Эти существительные употреблены в Р. п.)
— Докажите, что падеж родительный.
(Вопрос – у чего? Предлог –у.)
— Так кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
-
Тема урока – родительный падеж имен существительных 1 склонения.
— Правильно. Вы смогли обозначить главное в нашем уроке.
— А сейчас мы попытаемся раскрыть еще один секрет имени существительного.
— Найдите упр. 316 на с. 28. и прочитайте задание.
— Спишите первые два предложения. Выделите окончания существительных 1 скл. в Р. п. (Проверка)
— Что общего у существительных в Р. п.? ( -и)
— А сейчас я предлагаю вам самостоятельно продолжить заполнение таблицы согласно данным Р. падежа.
Всп. слово | Вопросы | Окончания | Предлоги | |
Р. п. | нет | кого? чего? | -и, -ы |
|
(Заполнение таблицы на доске и в тетради.)
Самопроверка.
— Продолжаем работу и выполняем упр. 317 на с. 28.
— Отгадайте загадки. (Коллективная работа.)
-Выпишите существительные 1 склонения в Р. п. Выделите окончания.
(Самостоятельная работа по вариантам.)
I в. – 1 и 2 загадки.
II в. – 3 и 4 загадки.
(Проверка)
У дорожки, из лужи, от воды, с крыши.
— Продолжите заполнение таблицы. (-ы)
— Сделайте вывод.
Имена существительные 1 склонения в Р. падеже имеют окончания –ы, -и.
-
Физкультминутка.
— Важную роль в жизни играют мимика лица и жесты рук. С их помощью попробуйте изобразить следующие задания:
-
Радость при встрече
-
Улыбки
-
Рукопожатия
-
Игру в мяч
-
Плавание в голубых волнах океана
-
Рассмотрите мелких букашек на земле
-
Попытайтесь допрыгнуть до кокосового ореха, висящего на пальме
-
Перепрыгни ловушку
СПАСИБО!
— А сейчас я предлагаю вам выполнить упр. 318 на с. 28.
— Спишите. Поставьте ударение.
(Самостоятельная работа.)
— Сравните ударные и безударные окончания. Есть ли между ними разница на слух? А при письме?
— Сделайте вывод.
(Чтение правила на с. 29, 30.)
VI. Наблюдение над употреблением предлогов с существительными в Р. падеже.
— Прочитайте правило на с. 30 и самостоятельно закончите заполнение таблицы, вписывая предлоги.
Всп. слово | Вопросы | Окончания | Предлоги | |
Р. п. | нет | кого? чего? | -и, -ы | у, до, от, из, без, около, для |
(Заполнение таблицы на доске и в тетради.)
Самопроверка.
— Кто сможет сделать общий вывод по данной теме?
— Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и смогли раскрыть очередной секрет имени существительного.
-
Закрепление материала.
— Сейчас будем тренироваться в написании словосочетаний с подходящими по смыслу предлогами. У существительных выделять окончания.
-
Выполнение упр. 321 на с. 30.
Начало работы — «цепочкой».
Продолжение – самостоятельно.
-
Домашнее задание.
Упр. 319 или упр. 320 на с. 30 (по выбору).
-
Повторение изученного материала.
-
Самостоятельная работа по индивидуальным разноуровневым карточкам.
-
Итог урока.
— Ребята, так о каком секрете имени существительного вы расскажите дома своим родителям? (Ответы обучающихся.)
-
Оценка учителем работы на уроке класса в общем.
Мне очень понравилась ваша работа на уроке.
Я благодарю вас за урок.