Конспект урока по русскому языку для 3 класса

(обучение по системе Л. В. Занкова)

Соболевская Татьяна Семеновна,

учитель начальных классов

ЛГ МБОУ «СОШ №1»

город Лангепас, ХМАО-Югра

Тема «Родительный падеж имен существительных первого склонения»

Цель: познакомить с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже, с правописанием ударных и безударных окончаний существительными в родительном падеже;

учить распознавать имена существительные в родительном падеже;

развивать такой общедеятельностный прием, как умение быть вни­мательным; развивать логические приемы мышления — выделение при­знаков;

работать над формированием понятий, подведением под понятие, классификацией, аналитико-синтетической деятельностью;

развивать фонематический слух; формировать компоненты учеб­ной деятельности, приемы реф­лексии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

— Ребята, я предлагаю вам поздороваться с нашими гостями, улыбнуться им и друг другу.

Это замечательно, что у вас прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям.

Вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?

— А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.

  1. Индивидуальная работа.

С какой частью речи мы подружились? (С именем существительным.)

  • А сейчас я предлагаю вам составить грамматический рассказ об этой части речи и рассказать его соседу.

— Кому сложно это задание – можете воспользоваться карточкой — помощником.

Карточка-помощник

Составление грамматического рассказа об имени существительном

  1. Часть речи …

  2. Обозначает …

  3. Отвечает на вопросы …

  4. Изменяется по …

  5. Бывает …

  6. По окончаниям существительные делятся на …

  7. Чтобы определить склонение имени существительного надо …

  8. 1 склонение — … рода с окончаниями …, … в … падеже.

  9. 2 склонение — … рода с окончаниями …, … в … падеже.

  10. 3 склонение — … рода с окончаниями …, … в … падеже.

(Карточки лежат на партах у детей.)

  • Работа в парах.

— Кто желает рассказать свой рассказ всему классу?

  • Рассказ одного ребенка.

— Как вы думаете, имя существительное не обиделось на вас?

— А вы довольны своими знаниями?

— И я довольна вами.

Ребята, что новое мы с вами узнали на прошлом уроке?

(Узнали несколько отличий И. и В. падежей имени существительного 1 склонения.)

— Как вы думаете, для чего нам это нужно?

(Это нужно для того, чтобы не допускать ошибки в устной и письменной речи.)

III. Актуализация знаний.

— Итак, мы уже многое знаем об имени существительном. Но это не все его секреты. Сегодня мы попытаемся узнать что-то новое, пока нам неизвестное. Но для этого нам нужно будет выполнить несколько интересных заданий. Вы готовы? Тогда приступаем.

IV. Орфографическая работа.

— Начинаем работу с игры «Четвертый лишний».

  • Расшифруйте слова.

ПРЗДНК, ЗВТРК, ББЛТК, СЛНЦ (Праздник, завтрак, библиотека, солнце.)

  • Запишите их.

  • Что общего в этих словах? (сущ. в ед. ч.)

  • Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Обоснуйте свой ответ.

(Ответы обучающихся.)

Библиотека – сущ. 1 скл.

— Что такое библиотека?

— Какое место в вашей жизни занимают книги? (Ответы обучающихся.)

— Вспомните пословицы, связанные с книгами, науками …

Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.

    1. Постановка темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.

— Наши учебники также наполнены интересной информацией, приводящей нас к новым знаниям и умениям.

— А мы продолжаем работу.

— Прочитайте четверостишие.

(Запись на доске.)

У калины и рябины

вьются стаями дрозды.

Под окошком георгины

красотой своей горды.

— Назовите имена существительные 1 склонения единственного числа.

  • У калины и рябины.

— Если вы правильно определите еще и падеж этих существительных, то сможете назвать тему сегодняшнего урока.

(Эти существительные употреблены в Р. п.)

— Докажите, что падеж родительный.

(Вопрос – у чего? Предлог –у.)

— Так кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

  • Тема урока – родительный падеж имен существительных 1 склонения.

— Правильно. Вы смогли обозначить главное в нашем уроке.

А сейчас мы попытаемся раскрыть еще один секрет имени существительного.

— Найдите упр. 316 на с. 28. и прочитайте задание.

— Спишите первые два предложения. Выделите окончания существительных 1 скл. в Р. п. (Проверка)

— Что общего у существительных в Р. п.? ( -и)

— А сейчас я предлагаю вам самостоятельно продолжить заполнение таблицы согласно данным Р. падежа.

Падеж

Всп. слово

Вопросы

Окончания

Предлоги

Р. п.

нет

кого? чего?

-и,

(Заполнение таблицы на доске и в тетради.)

Самопроверка.

— Продолжаем работу и выполняем упр. 317 на с. 28.

— Отгадайте загадки. (Коллективная работа.)

-Выпишите существительные 1 склонения в Р. п. Выделите окончания.

(Самостоятельная работа по вариантам.)

I в. – 1 и 2 загадки.

II в. – 3 и 4 загадки.

(Проверка)

У дорожки, из лужи, от воды, с крыши.

— Продолжите заполнение таблицы. (-ы)

— Сделайте вывод.

Имена существительные 1 склонения в Р. падеже имеют окончания –ы, -и.

    1. Физкультминутка.

— Важную роль в жизни играют мимика лица и жесты рук. С их помощью попробуйте изобразить следующие задания:

  • Радость при встрече

  • Улыбки

  • Рукопожатия

  • Игру в мяч

  • Плавание в голубых волнах океана

  • Рассмотрите мелких букашек на земле

  • Попытайтесь допрыгнуть до кокосового ореха, висящего на пальме

  • Перепрыгни ловушку

СПАСИБО!

— А сейчас я предлагаю вам выполнить упр. 318 на с. 28.

— Спишите. Поставьте ударение.

(Самостоятельная работа.)

— Сравните ударные и безударные окончания. Есть ли между ними разница на слух? А при письме?

— Сделайте вывод.

(Чтение правила на с. 29, 30.)

VI. Наблюдение над употреблением предлогов с существительными в Р. падеже.

— Прочитайте правило на с. 30 и самостоятельно закончите заполнение таблицы, вписывая предлоги.

Падеж

Всп. слово

Вопросы

Окончания

Предлоги

Р. п.

нет

кого? чего?

-и,

у, до, от, из, без, около, для

(Заполнение таблицы на доске и в тетради.)

Самопроверка.

— Кто сможет сделать общий вывод по данной теме?

Молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями и смогли раскрыть очередной секрет имени существительного.

  1. Закрепление материала.

— Сейчас будем тренироваться в написании словосочетаний с подходящими по смыслу предлогами. У существительных выделять окончания.

  • Выполнение упр. 321 на с. 30.

Начало работы — «цепочкой».

Продолжение – самостоятельно.

  1. Домашнее задание.

Упр. 319 или упр. 320 на с. 30 (по выбору).

  1. Повторение изученного материала.

  • Самостоятельная работа по индивидуальным разноуровневым карточкам.

  1. Итог урока.

Ребята, так о каком секрете имени существительного вы расскажите дома своим родителям? (Ответы обучающихся.)

  1. Оценка учителем работы на уроке класса в общем.

Мне очень понравилась ваша работа на уроке.

Я благодарю вас за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here