Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Цели и задачи урока: развивать у учащихся умение наблюдать за произношением слов, умение распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки и обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого знака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

На доске слова: кисель, тетрадь, букварь, бежать

Учитель:

прочитайте слова.

какое слово лишнее?

( лишнее слово — бежать, оно отвечает на вопрос что делать? а остальные слова отвечают на вопрос что?

лишнее слово — день, оно односложное, остальные слова двусложные.

лишнее слово — букварь, оно начинается с твёрдого согласного звука, остальные слова — с мягкого согласного звука.)

Что общего во всех этих словах?

(Во всех словах встречается мягкий знак в конце слова и указывает на мягкость согласного звука. Во всех словах букв больше, чем звуков, потому что мягкий знак звука не обозначает.)

— Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

(мы будем писать мягкий знак)

ль дь нь рь ть ль дь

— Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

(В цепочках мягкий знак вместе с согласными, которые встречаются в конце данных слов.)

III. Распознавание твёрдых и мягких согласных звуков.

1. Коллективная работа над упражнением 61.

2. Распознавание твёрдых и мягких согласных.

-Прочитайте «хитрый» вопрос.

-Как вы на него ответите?

-Отгадайте загадки и напишите отгадки.

1)Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

(ЕЛЬ)

2)Одну меня не съешь никогда,

А без меня — невкусная еда.

(СОЛЬ)

3)Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Как её вам не найти.

(ТЕНЬ)

4)Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

(ГУСЬ)

— Какое слово здесь лишнее? Почему?

(Лишнее слово — гусь, оно отвечает на вопрос КТО?, остальные — на вопрос ЧТО?

Лишнее слово — ель, это слово начинается с буквы, обозначающей гласный звук,

остальные — с буквы, обозначающей согласный звук. В этом слове количество букв и звуков одинаковое, в остальных словах — букв больше, чем звуков.)

-Произнесите согласные звуки в конце данных слов.

-Что заметили?

(Эти звуки произносятся мягко)

-Какая буква указывает на письме на мягкость согласного звука?

-Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласного звука?

3. Знакомство с правилом на Знакомство с правилом на с. 53.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Проведём физкультминутку. Я буду произносить слова. Если слово звучит с мягким знаком на конце, вы приседаете. Если звучит слово, в котором мягкий знак в середине между двумя согласными, вы топаете ножками. Если в слове нет мягкого знака, хлопаете в ладошки. Будьте внимательны. Постарайтесь сосчитать, сколько слов звучит с мягким знаком на конце.

Слова: лень, мыльница, вилка, боль, зорька, сел, коньки, мель, читать, мельница, лось, тень, бок, пальцы, семья, уголь, тетрадь, рысь.

4. Работа над упражнением 63.

5.Проверим диктант.

На доске:

Диктант.

В лесу жил хор.

Лодка села на мел.

Мы мылись в банке.

Угол сложили в угол.

(Дети выходят и исправляют ошибки)

-Какие буквы не обозначают звуков?

-Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены.

6. Игра «Спрячь в серединку».

На доске слова:

День пень окунь огонь боль зверь

-На конце данных слов стоит мягкий знак. Кто из вас первым спрячет его в серединку?

(Дети по очереди выходят к доске и дописывают нужный слог или слоги, чтобы мягкий знак оказался в середине: день (ки), огонь (ки) и т.д.)

IV. Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

-Что вы знаете о мягком знаке?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here