Русский язык. 1класс
Тема урока «Ударение»
Гейде Лидия Николаевна
учитель начальных классов
2014
Цель: формировать умение определять ударение в слове, познакомить со смыслоразличительной ролью ударения.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
Предметные:
Обучающиеся познакомятся со смыслоразличительной ролью ударения.
Научатся: определять ударение в слове.
Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями для работы в паре, отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашино»
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Мотивация к учебной деятельности
| Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Давайте повернемся и поздороваемся! А теперь посмотрите друг на друга, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу. На части не делится солнце лучистое А чтобы наш урок прошел дружно, напомню 3 основные правила! Если хочешь отвечать,
| Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.
|
Актуализация знаний
| Продолжите, пожалуйста, предложение хором. Наша речь состоит из________________. Предложения состоят из _________________.
Слайд 1 Скажите, пожалуйста, можно ли назвать это сочетание букв словом?
Почему?
Расположите буквы в таком порядке, чтобы получилось слово.
Докажите, что это слово. Что оно обозначает? На доске появляется запись «Дружба в делах помощница» Это девиз нашего сегодняшнего урока. На какие маленькие части делится слово?
Скажите, пожалуйста, если в слове несколько слогов, одинаково ли мы их произносим.
Как называется слог, который звучит сильнее, громче?
А как называют остальные слоги?
Слайд 2 Прочитаем хором слова в столбиках.
Какое слово лишнее в каждом столбике?
По какому принципу я разделила слова в столбики?
На экране появляются схемы слов. |
Хором …предложений …..слов
Нет
Не понятен смысл. Сочетание букв только тогда является словом, когда имеет значение.
Дружба!
Слоги.
Нет. Какие-то слоги звучат сильнее, другие слабее.
Ударный.
Безударные.
Читают
В первом столбике лишнее слово -«топор». Во втором столбике лишнее слово – «машина».
В первом столбике ударение падает на первый слог, а во втором столбике ударение падает на второй слог. |
Постановка учебной задачи
| Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?
На доске появилась запись «ударение». Что мы уже знаем об ударении? Что такое ударение?
Слайд 3 Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы: Зачем слову ударение? Зачем изучать тему «Ударение»? | Мы сегодня будем говорить об ударении.
Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
|
Физминутка | Ударение бывает и в музыке. Давайте попробуем услышать его и выполнить движения под музыку. | Дети выполняют движения под русский народный танец «Калинка-малинка» |
Работа с новым материалом
| Теперь ваша задача разделить слова на 2 столбика. Возьмите на парте листок с заданием № 1. Прочитаем задание. У. выясняет кому задание непонятно, обсуждает задание с детьми.
Работать мы будем в парах. Скажите, пожалуйста, поможет нам дружба в работе в паре. Ударение в паре будем ставить по очереди.
Проверяем задание. Выясняем, что слово «кружки» можно отнести и к первой, ко второй схеме
Слайд 4
Какие слова пишутся одинаково?
А чем они отличаются?
Что меняет ударение в слове?
Слайд 5 Что оно обозначают слово крУжки, кружкИ?
Сценка.
Посмотрите, что однажды произошло с одной девочкой такого же возраста. Две ученицы демонстрируют сценку.
Почему так произошло?
Слайд 6 Какие слова – омографы, слова, сходные по написанию, но различные по произношению вы услышали в этой сценке.
Так, зачем слову ударение?
Ответили мы первый вопрос урока? |
Читаем задание вслух.
Работают в паре.
По цепочке называют слово и схему, к которой относится слово.
Кружки
Слова отличаются местом ударения. Ударение превратило их в другие слова. Значение слова.
Смотрят сценку.
Неправильно прочитала, забыла, что ударение подвижное.
бЕлки-белкИ, мУка-мукА
Чтобы не путать слова. Ударение помогает различать смысл слова.
Да. |
Работа со словарным словом
Закрепление. Работа в парах | Отгадайте о ком идет речь? Непоседа пестрая, О ком речь?
Слайд 7 Когда человека сравнивают с сорокой?
Да, срока много стрекочет. Но сороку называют сторожем леса. Если в лесу появится охотник, она обязательно даст сигнал жителям леса об опасности. И будет преследовать до тех пор охотника, пока не сорвет все его планы. Послушайте, как стрекочет сорока.
Записываем словарное слово, разбиваем на слоги, ставим ударение, составляем предложения. Одно предложение записываем в тетрадь.
Работа в парах. Возьмите карточку № 2.
Найдите одинаковые слова. Поставьте у них ударение. Прочитайте.
СОрок сорОк К птичьей столовой сорок сорок
В ведерко руки окуни Не бойся это окуни.
Слайд 8 Прочитайте правильно стихотворение. Какие слова-омографы вы встретили в этом стихотворении?
Посмотрите фрагмент из м/ф «Каникулы в Простоквашино». Какое слово Печкин произнес неправильно? В жизни бывает такое? Зачем изучать тему ударение? Ответили на второй вопрос урока. |
Сорока
Когда он много болтает?
Слушают «голос» сороки.
Читаем задание вслух.
Находят одинаковые слова в стихотворении.
СОрок-сорОк, Окуни-окунИ.
докУменты. Да.
Чтобы правильно и четко произносить слова. |
Рефлексия учебной деятельности | Слайд 9.
Ребята, закончите одно из высказываний
Я научился… Я удивился… Мне понравилось…
|
Высказывания детей.
|
Итог урока | Оцениваем себя с помощью «Светофора».
Похлопаем себе. Сегодня на уроке вы хорошо работали, спасибо. | Если урок понравился – красный (руки вверх), если нет- зеленый (руки вниз), если не знаете – желтый (руки по середине).
|