Русский язык. 1класс

Тема урока «Ударение»

Гейде Лидия Николаевна

учитель начальных классов

2014

Цель: формировать умение определять ударение в слове, познакомить со смыслоразличительной ролью ударения.

Планируемые результаты:

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные:

Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.

Предметные:

Обучающиеся познакомятся со смыслоразличительной ролью ударения.

Научатся: определять ударение в слове.

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями для работы в паре, отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашино»

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня на уроке много гостей.

Давайте повернемся и поздороваемся!

А теперь посмотрите друг на друга, поздоровайтесь и улыбнитесь друг другу.

На части не делится солнце лучистое 
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья луча золотистого 
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

А чтобы наш урок прошел дружно, напомню

3 основные правила!

Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

Актуализация знаний

Продолжите, пожалуйста, предложение хором.

Наша речь состоит из________________.

Предложения состоят из _________________.

Слайд 1

Скажите, пожалуйста, можно ли назвать это сочетание букв словом?

Почему?

Расположите буквы в таком порядке, чтобы получилось слово.

Докажите, что это слово. Что оно обозначает?

На доске появляется запись «Дружба в делах помощница»

Это девиз нашего сегодняшнего урока.

На какие маленькие части делится слово?

Скажите, пожалуйста, если в слове несколько слогов, одинаково ли мы их произносим.

Как называется слог, который звучит сильнее, громче?

А как называют остальные слоги?

Слайд 2

Прочитаем хором слова в столбиках.

Какое слово лишнее в каждом столбике?

По какому принципу я разделила слова в столбики?

На экране появляются схемы слов.

Хором

…предложений

…..слов

Нет

Не понятен смысл. Сочетание букв только тогда является словом, когда имеет значение.

Дружба!

Слоги.

Нет. Какие-то слоги звучат сильнее, другие слабее.

Ударный.

Безударные.

Читают

В первом столбике лишнее слово -«топор». Во втором столбике лишнее слово – «машина».

В первом столбике ударение падает на первый слог, а во втором столбике ударение падает на второй слог.

Постановка учебной задачи

Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?

На доске появилась запись «ударение».

Что мы уже знаем об ударении? Что такое ударение?

Слайд 3

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы:

Зачем слову ударение?

Зачем изучать тему «Ударение»?

Мы сегодня будем говорить об ударении.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Физминутка

Ударение бывает и в музыке. Давайте попробуем услышать его и выполнить движения под музыку.

Дети выполняют движения под русский народный танец «Калинка-малинка»

Работа с новым материалом

Теперь ваша задача разделить слова на 2 столбика.

Возьмите на парте листок с заданием № 1.

Прочитаем задание.

У. выясняет кому задание непонятно, обсуждает задание с детьми.

Работать мы будем в парах.

Скажите, пожалуйста, поможет нам дружба в работе в паре.

Ударение в паре будем ставить по очереди.

Проверяем задание.

Выясняем, что слово «кружки» можно отнести и к первой, ко второй схеме

Слайд 4

Какие слова пишутся одинаково?

А чем они отличаются?

Что меняет ударение в слове?

Слайд 5

Что оно обозначают слово крУжки, кружкИ?

Сценка.

Посмотрите, что однажды произошло с одной девочкой такого же возраста.

Две ученицы демонстрируют сценку.

Почему так произошло?

Слайд 6

Какие слова – омографы, слова, сходные по написанию, но различные по произношению вы услышали в этой сценке.

Так, зачем слову ударение?

Ответили мы первый вопрос урока?

Читаем задание вслух.

Работают в паре.

По цепочке называют слово и схему, к которой относится слово.

Кружки

Слова отличаются местом ударения.

Ударение превратило их в другие слова.

Значение слова.

Смотрят сценку.

Неправильно прочитала, забыла, что ударение подвижное.

бЕлки-белкИ, мУка-мукА

Чтобы не путать слова. Ударение помогает различать смысл слова.

Да.

Работа со словарным словом

Закрепление. Работа в парах

Отгадайте о ком идет речь?

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

О ком речь?

Слайд 7

Когда человека сравнивают с сорокой?

Да, срока много стрекочет. Но сороку называют сторожем леса. Если в лесу появится охотник, она обязательно даст сигнал жителям леса об опасности. И будет преследовать до тех пор охотника, пока не сорвет все его планы.

Послушайте, как стрекочет сорока.

Записываем словарное слово, разбиваем на слоги, ставим ударение, составляем предложения.

Одно предложение записываем в тетрадь.

Работа в парах.

Возьмите карточку № 2.

Найдите одинаковые слова. Поставьте у них ударение. Прочитайте.

СОрок сорОк

К птичьей столовой сорок сорок
Точно слетелись в назначенный срок.
Сорок сорок, сорок сорок
Встречал на пороге сторож-сурок.

В ведерко руки окуни

Не бойся это окуни.

Слайд 8

Прочитайте правильно стихотворение.

Какие слова-омографы вы встретили в этом стихотворении?

Посмотрите фрагмент из м/ф «Каникулы в Простоквашино».

Какое слово Печкин произнес неправильно?

В жизни бывает такое?

Зачем изучать тему ударение?

Ответили на второй вопрос урока.

Сорока

Когда он много болтает?

Слушают «голос» сороки.

Читаем задание вслух.

Находят одинаковые слова в стихотворении.

СОрок-сорОк, Окуни-окунИ.

докУменты.

Да.

Чтобы правильно и четко произносить слова.

Рефлексия учебной деятельности

Слайд 9.

Ребята, закончите одно из высказываний

Я научился…

Я удивился…

Мне понравилось…

Высказывания детей.

Итог урока

Оцениваем себя с помощью «Светофора».

Похлопаем себе.

Сегодня на уроке вы хорошо работали, спасибо.

Если урок понравился – красный (руки вверх), если нет- зеленый (руки вниз), если не знаете – желтый (руки по середине).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here