Реализация ФГОС на уроках русского языка в 1 классе по теме «Правила переноса слов»
Тип урока: открытие нового знания.
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель: формирование умения переносить слова
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Основные термины, понятия: правила переноса слов
Ресурсы: ……………………………………………….
Планируемые результаты:
предметные:
уметь переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
-
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-
понимать причины успеха в учебной деятельности;
регулятивные:
-
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные:
-
использовать знако-символические средства при оформлении правил переноса;
-
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
-
составлять алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат (УУД) | |
1.Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Приветствие. — Проверим готовность. По каким критериям? | Вспоминают критерии (стихотворение), проверяют свою готовность.
| Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
2. Актуализация знаний и умений | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Работа в тетради.
Прочитайте слово, в котором: — ь – разделительный — ь – обозначает мягкость согласного звука — есть хитрые буквы, почему хитрые? — состоит из 3 слогов — из 2 слогов — односложные слова. Какие знания понадобились? Как проверить, правильно ли подсчитали слоги? Обозначим.
На доске карточки со словами с пропущенными буквами: Суббота, сорока, класс, группа, тонна, масса, — Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права? — Почему ты считаешь, что я права (не права)? — Какое задание можно выполнить со словами? — Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Учитель подводит детей к тому, что лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) |
Учащиеся работают с рядом слов.
Роль Ь, правило определения слогов. Обозначить гласные буквы.
Учащиеся читают ряд слов: Суббота, сорока, класс, тонна, группа, масса,
Учащиеся делают выбор.
Обоснование детьми своего выбора. Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
| Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
3.Выявление затруднений и постановка учебной задачи (проблемы) | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого | 1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске или один из учащихся) Слово не входит на строку. — Что же делать? — Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
— Какие у вас идеи? (Учитель фиксирует варианты переноса на доске.) — Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.
— Задание было одно? — Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? — Как вы думаете, какая тема урока? 3.Учитель фиксирует тему на доске: Правила переноса слов — Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? — О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. — Какие задачи поставим перед собой? ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) | Записывают в тетради число, записывают слова с комментированием.
Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Дети предъявляют результат своего труда.
Варианты переноса могут быть разные: ма-сса, мас-са, масс-а… Да
Как переносятся слова. Как переносить слова; правила переноса слов.
Во множественном.
Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднений (открытие «нового» знания)
| Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
инструкция
целеполагание
предъявление результата
| — Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. — Какова его роль? У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. 1. Прочитать слова 2. Обратить внимание на выделенные буквы
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе. Слушаем результаты работы групп.
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель:
О чём говорит эта схема? Слушаем вторую группу. Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: …С — С… А почему нельзя переносить? | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило переноса слов.
Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило. Представитель от 1 группы показывает задание. Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш, Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.
По слогам!
Все читают хором слова: кас-са, тон-на Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. | Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической |
5.Реализация построенного проекта: структу-рирование полученных знаний
| Построение нового способа действия | Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо перенести слово. Фиксирует на доске:
Почему выделены слова «вспоминаем правило»? | Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Можем перенести неправильно | Составленный алгоритм переноса слов |
6.Первичное закрепление нового способа действия | Фиксация во внешней речи нового учебного действия | Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Как же мы перенесём слово масса, которое не вошло в строку?
Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса (но-ты) Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова? Взаимопроверка. Есть ли у вас совпадения? Проверить вслух. Самопроверка |
Не могли перенести слово МАССА. Применяют алгоритм и объясняют перенос.
Дети читают слова и выбирают те, которые нельзя перенести.
нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос. | Выполненное задание |
7.Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Какое открытие мы сегодня сделали? Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила. Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы.
| Правила переноса слов. Не смогли перенести слово.
Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |