Методическая разработка современного урока
Автор: Булычёва Александра Юрьевна
Место работы: МБОУ Гимназия №1 им. А. Н. Барсукова г. Ковров
Должность: учитель начальных классов
Предмет: обучение грамоте, письмо.
Тема: «Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца».
Форма урока: интегрированный урок.
Тип урока: ОНЗ
Цель: познакомить с написанием заглавной буквы Ю.
Задачи:
Личностные:
-
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
-
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
-
формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
-
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
-
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
-
формирование умения ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные:
-
формирование умения слушать и понимать других;
-
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
-
формирование умения работать в паре.
Регулятивные УУД:
-
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
-
формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, конверты с элементами букв.
Учебно-методический комплект:
Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, Ч. II / авт.-состав. С. В. Николаева.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008.
Пронина О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» . 3-е изд., перераб. – М.: Баласс.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Метод: словесный (фронтальная беседа)
— Ребята, сегодня на урок к нам пришел гость. А что это за гость вы узнаете, отгадав загадку.
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка) (Слайд 2)
— Правильно, сегодня у нас в гостях кошка. Но она пришла к нам сегодня не просто так. Эта кошка очень образованная и она будет помогать нам на уроке открывать новые знания, а также посмотрит чему вы научились.
2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Метод: словесный (беседа), работа в паре.
Деятельность ученика | Работа на доске | |
— Напомните, с чего мы начинаем урок? | — С повторения.
|
|
— Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в паре. | 1. Работать должны оба. 2.Своё несогласие высказывай вежливо. 3. Один говорит, другой слушает. 4. Если не понял, переспроси. |
|
— У кошки приключилась беда. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах и подумайте, что за беда и как можно помочь кошке? | — У кошки были разложены буквы по двум корзинкам, но они все перепутались. Нужно разложить их по местам.
| Приложение1 Слайд 3 (буквы А, И, О, Я, У, Е, Ы, Ё, Ю) |
— Скажите, что это за буквы? | — Гласные. |
|
— По какому признаку нужно разложить эти буквы в корзины? | — Буквы, обозначающие всегда только один звук и буквы, обозначающие два звука. |
|
— Давайте разложим их по корзинкам. И проверим, правильно ли вы выполнили задание. | Дети на листочках распределяют буквы по корзинкам. |
|
— Назовите буквы, которые вы определили в 1 корзину. | — А, о, у, ы, и. | Слайд3 |
— Назовите буквы, которые вы определили во 2 корзину. | — Е, ё, я, ю. | Слайд3 |
— Что мы повторили? | — Буквы, обозначающие один и два звука. |
|
— На прошлом уроке вы познакомились с новой буквой. С какой? | — Со строчной буквой ю. |
|
— Что вы узнали об этой букве? | — Буква ю обозначает слияние звуков [й’у]. |
|
— Что мы будем делать дальше? | — Мы получим задание, в котором будет что-то новое. |
|
— Зачем вы его получите? | Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем |
|
— Я прочитаю вам загадку-шутку. Слушайте внимательно. Жил-был зверь на букву «Ю», Чистил мордочку свою. Бегемот – на букву «Б», А петух – на букву «П». Крокодил – на букву «К», И кабан – на букву «К», Утконос – на букву «У», Что за зверь на букву «Ю»?… | Дети делают предположения, кто это может быть.
| Слайд 4 |
— На самом деле, ребята, все просто. Мы вместе ответим на загадку-шутку «Что за зверь на букву «Ю»?». Я буду читать только вопросы, а вы хором только ответы. Будьте внимательны. — У него длиннющий хвост? — Да. — У него огромный рост? — Нет. — У него густая шерсть? — Да. У него копыта есть? — Нет. — Зубы острые у зверя? — Да. — Я боюсь его тогда. — А этот зверь совсем не страшен, Это просто кошка наша. — Почему ж она на «Ю»? — Юлькой кошку звать мою! | Дети читают только ответы с экрана. | Слайд4 |
— Так как зовут кошку? | — Юля. |
|
— А «Юля» что это за слово? | — Имя собственное. |
|
— А как пишутся имена собственные? | — С заглавной буквы. |
|
— А теперь положите перед собой листочки в линейку. Я прошу вас написать имя Юля. |
|
|
— Кто не выполнил это задание? |
|
|
Результат: возникновение проблемной ситуации, необходимость поиска решения.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1)выявить место и причину затруднения.
Метод: словесный (фронтальная беседа).
Деятельность ученика | Работа на доске | |
— Какое задание выполняли? | — Мы должны были написать имя Юля. |
|
— Вы справились с этим заданием? | — Нет, мы столкнулись с затруднением. |
|
— Почему возникли затруднения? | — Мы не умеем писать заглавную букву Ю. |
|
Результат: выявление причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) определить средства достижения цели.
Метод: словесный (фронтальная беседа).
Деятельность ученика | Работа на доске | |
— Сформулируйте тему урока. | — Заглавная буква Ю. | Слайд5 |
— Чему нам надо научиться сегодня? Поставьте цель урока. | — Научиться писать заглавную букву Ю, буквосочетания, слова с этой буквой. |
|
— Какие вопросы возникают в связи с этим?
| — Чем похожи и чем отличаются письменная и печатная буквы? — Из каких элементов состоит? — Как пишется? — Как соединяется с другими буквами? |
|
Результат: формулирование цели урока.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать фиксацию преодоления затруднения;
2) зафиксировать правило написания заглавной буквы Ю;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Методы: словесный (фронтальная беседа), практический (индивидуальная работа).
Деятельность ученика | Работа на доске | |
— Посмотрите на печатную и письменную заглавные буквы Ю. Они похожи? | — Похожи, но письменная буква написана плавно и имеет наклонную линию с закруглением и линию с петлей. |
|
— Итак, давайте попробуем разобраться, из каких элементов состоит заглавная буква Ю. Для этого у вас на партах лежит конверт с различными элементами букв. Как вы думаете, какое задание я вам предложу? — Это вы делаете с опорой на образец. | — Попробовать собрать заглавную букву Ю из элементов.
Дети выполняют. | На доске табличка с заглавной печатной и письменной буквой Ю. Приложение 2 |
-Давайте посмотрим, что у вас получилось, соедините элементы и покажите всем. |
|
|
— Из каких же элементов состоит заглавная буква Ю? | — Из плавной линии с закруглением внизу, прямой линии с петлей внизу и овала. |
|
— Скажите, в написании каких еще букв используются такие элементы? | — При написании заглавных букв Н, В, К, О. |
|
Сейчас вы попробуете написать букву Ю. Но прежде посмотрите, как ее напишу я. — Ниже дополнительной строки пишем острый крючок, опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх, без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, влево, замыкаем букву. | Дети выполняют. | Учитель на доске пишет заглавную букву Ю с проговариванием. |
— А теперь попробуйте написать букву Ю у себя на ладошке. |
|
|
— Откройте прописи на с. 34. Возьмите ручки, выпрямите спинку, сядьте ровно, проверьте, правильно ли перед вами лежит пропись. Найдите в прописи первую строчку. Обведите и рядом пропишите буквы, а затем элементы буквы «Ю». |
|
|
— Среди написанных букв найдите самую красивую букву и подчеркните ее. При дальнейшем письме ориентируйтесь на нее. — Спуститесь на строчку ниже. Обведите по образцу букву и наклонную линию. |
|
|
Результат: получение новых знаний.
6. Динамическая пауза.
Цель:
-
избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.
Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.
Результат: формирование здорового образа жизни.
7. Первичное закрепление.
Цель:
1) зафиксировать умение писать заглавную букву Ю и читать слоги, слова, предложения.
Метод: словесный (фронтальная работа)
Деятельность ученика | Работа на доске | |
— Продолжаем работу в прописях на с. 34. Прочитайте строчки слогов. | Читают по цепочке. |
|
— Заглавная буква Ю соединяется с другими строчными буквами только нижним соединением. Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно. — А теперь возьмите ручки. Я буду называть вам слова, а вы должны из представленных в прописи слогов обвести тот, который встречается в названном слове. — Юна, Юлиан, Юрьев-Польский, Юстин.
|
|
Учитель показывает на доске соединения букв. |
— Положите ручки. Под этой строчкой есть слова. Прочитайте их. | Юра, Юрий, Юля, Юлия
|
|
— Что это за слова? | — Имена. |
|
— Как они пишутся? | — С заглавной буквы. |
|
— Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его. — Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки. |
|
|
— Проверим, что у вас получилось. | Дети по очереди читают. |
|
— Отложите прописи на край парты откройте букварь на с. 150. |
|
|
— Прочитайте первые три столбика слов. |
|
|
— Посмотрите на первые два столбика слов. Что это за слова? | — Имена. |
|
— Прочитайте полные имена. |
|
|
— Кто-нибудь знает, какие знаменитые люди носили имя Юрий? | — Гагарин, Никулин, Долгорукий. | Слайд6 |
— Что вы знаете о них? |
|
|
— Прочитайте последний столбик слов. Что обозначают эти слова? | — Предположения детей. |
|
— Оказывается, ребята, Юпитер – это еще и имя. В римской мифологии Юпитер – это всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. И сейчас встречаются люди с таким необычным именем. |
| Слайд7 |
— А «Юнона» что обозначает? Кто догадался, почему эти слова записаны в одном столбике? | — Предложения детей. |
|
— Оказывается, Юнона – древнеримская богиня, супруга Юпитера. Она, прежде всего, покровительница браков и хранительница семьи. |
| Слайд 7 |
Результат: первичное закрепление новой темы.
8. Динамическая пауза.
Цель:
1)избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.
Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
9. Самоконтроль с самопроверкой.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях со скобками, расставлять скобки.
— После того, как мы все вместе попробовали выполнить задание, что я вам предложу? (поработать самостоятельно)
— Ниже записаны слова. Прочитайте их. (Юра, Юрий, Юля, Юлия)
— Что это за слова? (Имена)
— Как они пишутся? (С заглавной буквы)
— Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.
— Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.
— Давайте проверим, что у вас получилось.
Проверка задания фронтально.
10. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение списывать предложения.
— Какое задание я вам сейчас предложу? (задание на повторение)
— Совершенно верно. Я предлагаю вам прочитать, выделить опасные места и списать предложения в прописи на с. 35.
Дети выписывают на доске по одному слову из предложения.
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
— Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Научится писать заглавную букву Ю)
— Нам удалось достичь цель? (Да.)
— Теперь расскажите своему соседу, на сколько вы были успешны на уроке по следующему плану: я смог, я научился, я повторил. (Слайд 8)
— Спасибо за урок.