Методическая разработка современного урока

Автор: Булычёва Александра Юрьевна

Место работы: МБОУ Гимназия №1 им. А. Н. Барсукова г. Ковров

Должность: учитель начальных классов

Предмет: обучение грамоте, письмо.

Тема: «Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме. Списывание с печатного образца».

Форма урока: интегрированный урок.

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомить с написанием заглавной буквы Ю.

Задачи:

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

  • формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  • формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;

  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

  • формирование умения ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные:

  • формирование умения слушать и понимать других;

  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;

  • формирование умения работать в паре.

Регулятивные УУД:

  • формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, конверты с элементами букв.

Учебно-методический комплект:

Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, Ч. II / авт.-состав. С. В. Николаева.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2008.

Пронина О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников к учебнику «Букварь» . 3-е изд., перераб. – М.: Баласс.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) формирование личностного УУД – положительное отношение к школе и учебной деятельности

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Метод: словесный (фронтальная беседа)

— Ребята, сегодня на урок к нам пришел гость. А что это за гость вы узнаете, отгадав загадку.

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И, как днем, она все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (Кошка) (Слайд 2)

— Правильно, сегодня у нас в гостях кошка. Но она пришла к нам сегодня не просто так. Эта кошка очень образованная и она будет помогать нам на уроке открывать новые знания, а также посмотрит чему вы научились.

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Метод: словесный (беседа), работа в паре.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

— Напомните, с чего мы начинаем урок?

— С повторения.

— Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в паре.

1. Работать должны оба.

2.Своё несогласие высказывай вежливо.

3. Один говорит, другой слушает.

4. Если не понял, переспроси.

— У кошки приключилась беда. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на партах и подумайте, что за беда и как можно помочь кошке?

— У кошки были разложены буквы по двум корзинкам, но они все перепутались. Нужно разложить их по местам.

Приложение1

Слайд 3 (буквы А, И, О, Я, У, Е, Ы, Ё, Ю)

— Скажите, что это за буквы?

— Гласные.

— По какому признаку нужно разложить эти буквы в корзины?

— Буквы, обозначающие всегда только один звук и буквы, обозначающие два звука.

— Давайте разложим их по корзинкам. И проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Дети на листочках распределяют буквы по корзинкам.

— Назовите буквы, которые вы определили в 1 корзину.

— А, о, у, ы, и.

Слайд3

— Назовите буквы, которые вы определили во 2 корзину.

— Е, ё, я, ю.

Слайд3

— Что мы повторили?

— Буквы, обозначающие один и два звука.

— На прошлом уроке вы познакомились с новой буквой. С какой?

— Со строчной буквой ю.

— Что вы узнали об этой букве?

— Буква ю обозначает слияние звуков [й’у].

— Что мы будем делать дальше?

— Мы получим задание, в котором будет что-то новое.

— Зачем вы его получите?

Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем

— Я прочитаю вам загадку-шутку. Слушайте внимательно.

Жил-был зверь на букву «Ю»,

Чистил мордочку свою.

Бегемот – на букву «Б»,

А петух – на букву «П».

Крокодил – на букву «К»,

И кабан – на букву «К»,

Утконос – на букву «У»,

Что за зверь на букву «Ю»?…

Дети делают предположения, кто это может быть.

Слайд 4

— На самом деле, ребята, все просто. Мы вместе ответим на загадку-шутку «Что за зверь на букву «Ю»?». Я буду читать только вопросы, а вы хором только ответы. Будьте внимательны.

— У него длиннющий хвост?

— Да.

— У него огромный рост?

— Нет.

— У него густая шерсть?

— Да.

У него копыта есть?

— Нет.

— Зубы острые у зверя?

— Да.

— Я боюсь его тогда.

— А этот зверь совсем не страшен,

Это просто кошка наша.

— Почему ж она на «Ю»?

— Юлькой кошку звать мою!

Дети читают только ответы с экрана.

Слайд4

— Так как зовут кошку?

— Юля.

— А «Юля» что это за слово?

— Имя собственное.

— А как пишутся имена собственные?

— С заглавной буквы.

— А теперь положите перед собой листочки в линейку. Я прошу вас написать имя Юля.

— Кто не выполнил это задание?

Результат: возникновение проблемной ситуации, необходимость поиска решения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

1)выявить место и причину затруднения.

Метод: словесный (фронтальная беседа).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

— Какое задание выполняли?

— Мы должны были написать имя Юля.

— Вы справились с этим заданием?

— Нет, мы столкнулись с затруднением.

— Почему возникли затруднения?

— Мы не умеем писать заглавную букву Ю.

Результат: выявление причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) определить средства достижения цели.

Метод: словесный (фронтальная беседа).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

— Сформулируйте тему урока.

— Заглавная буква Ю.

Слайд5

— Чему нам надо научиться сегодня? Поставьте цель урока.

— Научиться писать заглавную букву Ю, буквосочетания, слова с этой буквой.

— Какие вопросы возникают в связи с этим?

— Чем похожи и чем отличаются письменная и печатная буквы?

— Из каких элементов состоит?

— Как пишется?

— Как соединяется с другими буквами?

Результат: формулирование цели урока.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать фиксацию преодоления затруднения;

2) зафиксировать правило написания заглавной буквы Ю;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Методы: словесный (фронтальная беседа), практический (индивидуальная работа).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

— Посмотрите на печатную и письменную заглавные буквы Ю. Они похожи?

— Похожи, но письменная буква написана плавно и имеет наклонную линию с закруглением и линию с петлей.

— Итак, давайте попробуем разобраться, из каких элементов состоит заглавная буква Ю. Для этого у вас на партах лежит конверт с различными элементами букв. Как вы думаете, какое задание я вам предложу?

— Это вы делаете с опорой на образец.

— Попробовать собрать заглавную букву Ю из элементов.

Дети выполняют.

На доске табличка с заглавной печатной и письменной буквой Ю.

Приложение 2

-Давайте посмотрим, что у вас получилось, соедините элементы и покажите всем.

— Из каких же элементов состоит заглавная буква Ю?

— Из плавной линии с закруглением внизу, прямой линии с петлей внизу и овала.

— Скажите, в написании каких еще букв используются такие элементы?

— При написании заглавных букв Н, В, К, О.

Сейчас вы попробуете написать букву Ю. Но прежде посмотрите, как ее напишу я.

Ниже дополнительной строки пишем острый крючок, опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх, без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, влево, замыкаем букву.

Дети выполняют.

Учитель на доске пишет заглавную букву Ю с проговариванием.

— А теперь попробуйте написать букву Ю у себя на ладошке.

— Откройте прописи на с. 34. Возьмите ручки, выпрямите спинку, сядьте ровно, проверьте, правильно ли перед вами лежит пропись. Найдите в прописи первую строчку. Обведите и рядом пропишите буквы, а затем элементы буквы «Ю».

— Среди написанных букв найдите самую красивую букву и подчеркните ее. При дальнейшем письме ориентируйтесь на нее.

— Спуститесь на строчку ниже. Обведите по образцу букву и наклонную линию.

Результат: получение новых знаний.

6. Динамическая пауза.

Цель:

  1. избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.

Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики погрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели,
В руках ландыши запели.

Результат: формирование здорового образа жизни.

7. Первичное закрепление.

Цель:

1) зафиксировать умение писать заглавную букву Ю и читать слоги, слова, предложения.

Метод: словесный (фронтальная работа)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

— Продолжаем работу в прописях на с. 34. Прочитайте строчки слогов.

Читают по цепочке.

— Заглавная буква  Ю соединяется с другими  строчными буквами только нижним соединением. Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно.

— А теперь возьмите ручки. Я буду называть вам слова, а вы должны из представленных в прописи слогов обвести тот, который встречается в названном слове.

— Юна, Юлиан, Юрьев-Польский, Юстин.

Учитель показывает на доске соединения букв.

— Положите ручки. Под этой строчкой есть слова. Прочитайте их.

Юра, Юрий, Юля, Юлия

— Что это за слова?

— Имена.

— Как они пишутся?

— С заглавной буквы.

— Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.

— Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.

— Проверим, что у вас получилось.

Дети по очереди читают.

— Отложите прописи на край парты откройте букварь на с. 150.

— Прочитайте первые три столбика слов.

— Посмотрите на первые два столбика слов. Что это за слова?

— Имена.

— Прочитайте полные имена.

— Кто-нибудь знает, какие знаменитые люди носили имя Юрий?

— Гагарин, Никулин, Долгорукий.

Слайд6

— Что вы знаете о них?

— Прочитайте последний столбик слов. Что обозначают эти слова?

— Предположения детей.

— Оказывается, ребята, Юпитер – это еще и имя. В римской мифологии Юпитер – это всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. И сейчас встречаются люди с таким необычным именем.

Слайд7

— А «Юнона» что обозначает? Кто догадался, почему эти слова записаны в одном столбике?

— Предложения детей.

— Оказывается, Юнона – древнеримская богиня, супруга Юпитера. Она, прежде всего, покровительница браков и хранительница семьи.

Слайд 7

Результат: первичное закрепление новой темы.

8. Динамическая пауза.

Цель:

1)избежание перегрузки учащихся, развитие эмоциональности речи.

Дети выполняют комплекс упражнений, сопровождающий следующими словами:

Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

9. Самоконтроль с самопроверкой.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение расставлять порядок действий в выражениях со скобками, расставлять скобки.

— После того, как мы все вместе попробовали выполнить задание, что я вам предложу? (поработать самостоятельно)

— Ниже записаны слова. Прочитайте их. (Юра, Юрий, Юля, Юлия)

— Что это за слова? (Имена)

— Как они пишутся? (С заглавной буквы)

— Возьмите ручки. Писать будете на строчке ниже. Найдите из этих слов полное имя мальчика и запишите его.

— Запишите неполное имя девочки, неполное имя мальчика, полное имя девочки.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

Проверка задания фронтально.

10. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение списывать предложения.

— Какое задание я вам сейчас предложу? (задание на повторение)

— Совершенно верно. Я предлагаю вам прочитать, выделить опасные места и списать предложения в прописи на с. 35.

Дети выписывают на доске по одному слову из предложения.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

— Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Научится писать заглавную букву Ю)

— Нам удалось достичь цель? (Да.)

— Теперь расскажите своему соседу, на сколько вы были успешны на уроке по следующему плану: я смог, я научился, я повторил. (Слайд 8)

— Спасибо за урок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here