Тема урока: Удвоенные согласные в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными.

Предмет: русский язык

ФИО учителя: Намаконова Лариса Александровна

Квалификационная категория: II

Название ОУ: МОУ: СОШ №15 г. Борзи

Класс: 2

Программа: Система Л. В. Занкова

Учебник: Русский язык 2 класс, Н. В. Нечаева

Изучаемый раздел: Речь начинается со звуков и букв

Место урока в разделе: 14 урок в разделе, 2 урок по теме «Правописание удвоенных согласных в корне слов»

Тип урока: изучение нового материала

План – конспект урока

Тема: Удвоенные согласные в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными.

Цель: Создание условий для знакомства учащихся с правилом переноса слов с удвоенными согласными в корне и применения его на практике.

Задачи:

образовательные: формировать знания о переносе слов с удвоенными согласными в корне;

развивающие: способствовать развитию речи учащихся через обогащение словарного запаса, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать орфографическую зоркость;

воспитательные: воспитывать культуру речи и письма, ответственность.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс», ТСО (компьютер, медиапроектор), клей, ножницы, цветная бумага, круги разных цветов

п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

I

Организационно – мотивационный этап 2 мин

Эмоциональный настрой

— Ребята, я очень рада видеть вас!

Наш весёлый дружный класс!

Друг другу улыбнёмся,
Удачи пожелаем,

Сегодня на уроке

Мы многое узнаем!

-Проверьте правильность посадки, наклона тетради.

Настраиваются на работу, улыбаются друг другу

Проговаривают стих и выполняют проговариваемые действия:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

УУД:

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности

1 мин

1 мин

II

Актуализация опорных знаний 12 мин

  1. Минутка чистописания

— Ребята, сегодня к нам на урок пришли буквы сс мм нн кк бб пп.

Что у них общего?

  1. Постановка проблемы

-Придумайте задания с этими буквами.

— Подумайте, все ли случаи удвоенных согласных здесь записаны?

-Запишем предложенные вами слова в тетрадь.

После записи открывается слайд 1 для проверки:

Масса, ванна, суббота, группа, класс, хоккей, сумма, балл

-Какие ещё слова мы не записывали?

-Запишите их по памяти. (слайд закрывается)

-Выполним проверку в парах.

-Что можете сказать об этих словах? Что их объединяет?

-В какой части слова находятся удвоенные согласные?

-Можно ли написание удвоенных согласных считать ошибкоопасным местом? Почему?

— Какие задания можно придумать с этими словами?

— Знаем ли мы о том, как переносить слова с удвоенными согласными в корне?

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что ещё вы бы хотели узнать о словах с удвоенными согласными?

-Какие задачи мы перед собой поставим?

Физкультминутка

— Это согласные буквы.

— Каждая буква написана два раза, они удвоенные.

Записывают число, прописывают буквы

сс лл нн кк бб пп

— Придумать слова, чтобы в них встречались эти удвоенные согласные.

— Можно разбить на группы.

— Назвать, какие ещё могут быть удвоенные согласные в словах.

(предлагают разные задания)

Записывают слова в тетрадь

(масса, ванна, суббота, группа, хоккей, сумма…)

Самопроверка

Выбирают те слова на слайде, которые не были названы.

Записывают по памяти.

Взаимопроверка.

-Во всех словах удвоенные согласные.

-В корне.

-Да, мы можем допустить ошибку. Это непроверяемая орфограмма. Такие слова нужно запоминать.

Предлагают разные варианты:

-Составить предложение.

-Выполнить звукобуквенный разбор.

-Разделить для переноса. (Если учащиеся не предлагают это задание, то это делает учитель)

-Нет, не знаем.

-О словах с удвоенными согласными.

Высказывают свои предположения.

-Как переносить слова с удвоенными согласными в корне.

-Учиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

-Выучить правило переноса таких слов.

Выполняют физкультминутку

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для применения знаний и умений

УУД:

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом

Регулятивные: принимать и сохранять ученую задачу, формулировать учебные задачи

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли

3 мин

9 мин

III

Изучение нового материала 17 мин

  1. Организация работы в группах.

-Обсудите в группах, как можно переносить слова с удвоенными согласными в корне (используются слова, записанные ранее).

-Теперь послушаем, какие предположения у вас возникли.

2. Знакомство с правилом.

— А теперь откроем учебники на стр.38 и прочитаем правило.

3. Пользуясь правилом, запишем в тетрадь правильный вариант переноса слов.

После записи появляется слайд 2:

Мас-са, ван-на, суб-бо-та, груп-па, класс, хок-кей, сум-ма, балл

-Почему не разделили для переноса слова класс, балл?

4. Первичное закрепление новых знаний.

-Выполним упражнение 73 на стр.38

Запиши предложения. Подчеркни непроверяемую орфограмму «Правописание удвоенных согласных в корне слов»

-Какое ещё задание можно выполнить, чтобы оно подходило к теме урока?

-Выполните взаимопроверку.

Физкультминутка

Обсуждают в группах. Варианты переноса записывают на карточку.

Каждая группа представляет свою работу. Объясняют, почему выбрали именно этот вариант переноса.

Открывают учебники, читают правило. Обсуждают результаты работы в группе.

Комментирует группа, предложившая правильный вариант переноса.

Самопроверка.

-В этих словах один слог, поэтому разделить для переноса нельзя.

Записывают предложения, подчёркивают удвоенные согласные.

Субботу наш класс провёл замечательно. Я с другом ходил на хоккей. Девочки занимались теннисом. Большая группа мальчиков участвовала в кроссе.

-Разделить для переноса слова с удвоенными согласными.

Делят слова для переноса.

Взаимопроверка.

Выполняют физкультминутку

Цель: Организовать открытие детьми нового правила и применение его на практике

УУД:

Личностные: определять правила работы в группе

Познавательные: проводить анализ учебного материала, ориентироваться в учебнике

Регулятивные: сохранять учебную задачу, находить варианты решения учебной задачи, отличать верно выполненное задание от неверного

Коммуникативные: формулировать своё мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению

5 мин

2 мин

3 мин

7 мин

IV

Применение знаний и умений 12мин

  1. Организация работы в группах.

Упражнение 74.

Запиши слова по алфавиту, разделяя для переноса. Сколько здесь заданий?

-Какие сложности встретились при выполнении задания? Какие слова требовали особого внимания?

Выполним проверку.

Слайд 3: ал-лея, ван-на, грам-ма-ти-ка, кросс, май-ка, маль-чик, тен-нис, трол-лей-бус, хок-кей.

  1. Организация работы в группах.

-А теперь вам предстоит выполнить творческое задание: составить рисунок-схему для лучшего запоминания правила переноса слов с удвоенными согласными в корне.

Работают в группах.

-Здесь два задания: первое — записать слова по алфавиту, второе — разделить для переноса.

Выполняют задания.

-Слово кросс не переносится, слова мальчик, майка подчиняются другим правилам.

Самопроверка.

Работают в группах. Выбирают и наклеивают детали схемы.

Выбирают представителя, который показывает получившуюся схему.

Объясняют, повторяют правило

Вариант схемы:

Цель: Организовать усвоение детьми способа действий при применении данного правила в учебном материале

УУД:

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, распределение работы;

Регулятивные: осуществление контроля процесса и результатов деятельности;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

7 мин

5 мин

V

Итог урока

2 мин

— Какие задачи ставили перед собой на уроке? На все ли задачи удалось найти ответ?

Какое задание показалось самым интересным? Какое задание показалось самым трудным? Всё ли удалось?

-Оцените свою работу на уроке, пользуясь карточкой.

Домашнее задание: ТПО №1 упр.40

-Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Каждый ученик заполняет карточку:

  1. Мое настроение

  1. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

  1. Материал урока мне

  • понятен

  • понятен, могу научить других

  • не совсем понятен

  • не понятен

  1. Оценка за урок

Оценка группы-

Моя оценка-

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

УУД:

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Коммуникативные: формулировать своё мнение

Список используемой литературы:

  1. Нечаева Н.В. Русский язык. 2 класс: Методические пояснения. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

  2. Нечаева Н. В. Русский язык: учебник для 2 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2012.

  3. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ Сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

  4. http://uobr.borzya.ru/munitsipalnye/867-sbornik-konspektov-urokov-qsimfoniya-uroka-2012q

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here