Русский язык
СЛОВА,
К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС
Урок 58 (46).
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.
Цель:
– развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| – Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, поговорим о наших чувствах. Вспомните, какое сегодня число? А какое сейчас время года? (Начало зимы). Я приготовила для вас загадки:— Белые пушистые На ладошку детскую ложатся И куда-то сразу исчезают, Потому что тают.. тают.. тают..
Вот и сегодня на уроке появятся снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто активно будет работать на уроке. И у кого будет много маленьких снежинок, тот в конце урока получит большую снежинку и подарит её зиме. Если у нас будет много больших снежинок, то и зима будет снежная. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Скажите пожалуйста, какой зимний , волшебный праздник мы ждем с нетерпением? (Конечно Новый год)
Слайд 1 -Посмотрите фрагмент сказки: “Ах! и Ох!” и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. (Демонстрация отрывка из мультфильма “Ах! и Ох!”). – Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства. Какие чувства выразили эти слова?
Слайд 2 2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник. – Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».) – С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.) – Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
|
– На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.) – Составим план урока. Слайд 3. План (примерный).
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. |
Работа в учебнике. Прочитайте упражнение №103. Найдите слова, которые выражают, какие либо чувства. Какие это чувства? Как надо прочитать эти предложения? Обратите внимание на знаки. (Демонстрация плаката). – Ах, как хорошо! – Ох, и устал я сегодня! – Ух, как страшно!
Дополнительное задание: составьте схемы предложений. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений. (| Ах, ________ ________!) Слайд 4 Упр. 104 – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам. – Из скольких слов состоит предложение? – Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.) – Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.) – Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.) Одно-два предложения можно разобрать коллективно, дальше работают в парах. После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты остальному классу. Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
Слайд5 Физминутка Мне, – сказало междометие, –
Слайд 6 – Прочитайте слова: кружились, фу, кувшин, эх, пушистый, чаща, ух, частый. – Какие из этих слов отвечают на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делали?. – Запишите эти слова в три группы. – Прочитайте эти группы и задайте им вопрос. – Какие слова вы не выписали? – Попробуйте к этим словам задать вопрос. – Правильно, к этим словам нельзя задать вопрос. – Эти слова называют междометиями. – Вы можете не запомнить это название, но должны знать, что такие слова есть в русском языки, что они выражают разные чувства и использовать их в своей речи. А давайте познакомимся с правилом на странице 79. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙV. Итог урока.
|
Сделайте вывод: – Что нового и интересного вы узнали на уроке. – А теперь подсчитайте, сколько снежинок вы получили. Покажите свои снежинки. – Молодцы дети. Сегодня у нас просто снегопад. – Ах, как весело! – Ой, как красиво! – Эх, как здорово!
|
|
V. Домашнее задание.
|
Упр. 88 («Дидактический материал»). |
|