Русский язык

СЛОВА,

К КОТОРЫМ НЕЛЬЗЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС

Урок 58 (46).

Тема: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

Цель:

развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, поговорим о наших чувствах.

Вспомните, какое сегодня число? А какое сейчас время года? (Начало зимы).

Я приготовила для вас загадки:— Белые пушистые

На ладошку детскую ложатся

И куда-то сразу исчезают,

Потому что тают.. тают.. тают..

Вот и сегодня на уроке появятся снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто активно будет работать на уроке.

И у кого будет много маленьких снежинок, тот в конце урока получит большую снежинку и подарит её зиме.

Если у нас будет много больших снежинок, то и зима будет снежная.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

Скажите пожалуйста, какой зимний , волшебный праздник мы ждем с нетерпением? (Конечно Новый год)

  1. А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами.

Слайд 1

-Посмотрите фрагмент сказки: “Ах! и Ох!” и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. (Демонстрация отрывка из мультфильма “Ах! и Ох!”).

Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.

Какие чувства выразили эти слова?

Слайд 2

2. – Рассмотрим новый кадр в учебнике перед упр. 102. Катя Персикова и Вова Колесников увидели подснежник.

Что они сказали? (Катя: «Какая прелесть (какой красивый цветок)!» Вова: «Подумаешь, обычный цветок».)

С каким чувством они могли бы это сказать? (Катя – с радостью, Вова – равнодушно, с пренебрежением.)

Какие слова могут помочь им выразить свои чувства? (Ах, ой: «Ах, какой красивый цветок, какая прелесть!», «Ой, подумаешь, обычный цветок».)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

На основе стихотворения и кадра киноплёнки сформулируйте тему урока – то, чем будем заниматься на уроке. (Слова, которые выражают чувства.)

Составим план урока.

Слайд 3.

План (примерный).

  1. Какие слова выражают чувства?

  2. Что обозначают слова, которые выражают чувства?

  3. Составление предложений.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Работа в учебнике.

Прочитайте упражнение №103. Найдите слова, которые выражают, какие либо чувства.

Какие это чувства? Как надо прочитать эти предложения?

Обратите внимание на знаки. (Демонстрация плаката).

Ах, как хорошо!

Ох, и устал я сегодня!

Ух, как страшно!

Дополнительное задание: составьте схемы предложений. Обратите внимание на запятую после этих слов, а также знаки в конце предложений. (| Ах, ________ ________!)

Слайд 4

Упр. 104 – развивается умение составлять предложения по схемам со словами, выражающими чувства. Работе в парах предшествует беседа по схемам.

Из скольких слов состоит предложение?

Какие знаки стоят в конце предложения? (Обычно восклицательный знак.)

Что это значит? (Предложения произносят с особым чувством.)

Какое чувство передают слова, которые стоят на первом месте в предложениях? (Ой – страх, ах – восторг, ха-ха – насмешка, злорадство, ох – усталость, недовольство, эх – радость, ух – восхищение, удивление.)

Одно-два предложения можно разобрать коллективно, дальше работают в парах.

После проговаривания предложения записывают, затем пары читают свои варианты остальному классу.

Вывод. С помощью междометий можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья?

Слайд 6

Прочитайте слова: кружились, фу, кувшин, эх, пушистый, чаща, ух, частый.

Какие из этих слов отвечают на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делали?.

Запишите эти слова в три группы.

Прочитайте эти группы и задайте им вопрос.

Какие слова вы не выписали?

Попробуйте к этим словам задать вопрос.

Правильно, к этим словам нельзя задать вопрос.

Эти слова называют междометиями.

Вы можете не запомнить это название, но должны знать, что такие слова есть в русском языки, что они выражают разные чувства и использовать их в своей речи.

А давайте познакомимся с правилом на странице 79.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Сделайте вывод:

Что нового и интересного вы узнали на уроке.

А теперь подсчитайте, сколько снежинок вы получили. Покажите свои снежинки.

Молодцы дети. Сегодня у нас просто снегопад.

Ах, как весело!

Ой, как красиво!

Эх, как здорово!

V. Домашнее задание.

Упр. 88 («Дидактический материал»).

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here