Схема конспекта урока

Учитель: Бакулина Ольга Спиридоновна

Место работы: МБОУ «Кокшинская средняя общеобразовательная школа»

с. Кокши Советского района Алтайского края

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: Употребление слов ОБА, ОБЕ в разных падежах

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели урока:

  • Образовательные:

формирование и поднятие культурного уровня учащихся;

  • Развивающие:

развитие познавательной сферы школьников: внимание, восприятие, мышление, память, речь;

  • Воспитательные:

привитие интереса к урокам русского языка;

формирование навыка работы в группах, в паре.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с условием выбора слов оба, обе;

  • формировать умение правильно употреблять эти слова в устной речи;

  • развивать умение самостоятельно мыслить, выбирать главное.

Оборудование: толковые словари, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, конверты с кружками 4-х цветов, карточки с заданиями.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная, работа в паре, самостоятельная.

Методы: словесный, словесно-наглядный, иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Прием: взаимопроверка.

Ход урока

  1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

— Здравствуйте, ребята. (Психологическая минутка) 
— Ребята, вы любите преодолевать трудности? 
— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. 
— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. 

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

— Ребята, вы любите зиму?

— Какие зимние забавы вам нравятся?

— Я приготовила для вас снежинки. Их вы будете получать за правильные ответы на предложенные вопросы и задания.

— Итак, начинаем наш урок русского языка.

Слушают, выполняют просьбу учителя, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей.

Отвечают на вопросы

2. Чистописание

Откройте тетради, запишите число.

Буквы в книге печатные очень аккуратные.

А мы напишем аккуратно буквы для письма.

Обратите внимание на соединение элементов букв.

— Какие буквы вы видите в соединениях?

— Спишите соединения, обращая внимание на их высоту, размер и наклон.

— Прочитайте спрятанные слова.

Этим словам и посвящена тема нашего урока «Употребление слов оба, обе в разных падежах». Запишите тему.

Записывают число, классная работа;

Находят и называют буквы в соединениях;

списывают соединения по образцу с доски;

прочитывают спрятанные слова ОБА, ОБЕ;

Записывают тему урока в тетрадь.

На доске записано число, классная работа

На доске написано соединение букв и элементов букв

  1. Постановка цели урока

— Предлагаю вам послушать спор ваших сверстников.

— Кто это – сверстник?

— Давайте проверим объяснение этого слова в Толковом словаре. Каким словом можно заменить? (подбор слова — синонима)

-Какая знакомая вам орфограмма есть в этом слове?

— Можно ли ее проверить?

— Запишите это словарное слово в тетрадь и запомните его.

Читаю разговор

— Что нам на уроке предстоит выяснить?

— На какие вопросы должны найти ответы?

Поясняют значение слова

Работают в паре с Толковым словарем

Записывают слово в тетрадь, подчеркивают орфограмму.

Ответы уч-ся:

Какие существительные употребляются со словом ОБА, а какие со словом ОБЕ?

От чего зависит этот выбор?

На каждой парте лежит Толковый словарь

Карточка 1

(Приложение 1)

Вопросы помещаю на доске

(Приложение 2)

  1. Актуализация знаний

На какое число указывают слова оба и обе?

— С какой частью речи связаны эти слова?

— Что вы знаете об имени сущ.?

— Что обозначают?

— На какие вопросы отвечают?

— К каким сущ. задается вопрос ЧТО? К каким – КТО?

— Как изменяются имена сущ.?

— Какого рода могут быть имена сущ.?

Работа в группах

1 группа – выбрать сущ. ж.р.

2 группа – выбрать сущ. м.р.

3 группа – выбрать сущ. ср.р.

Отвечают на поставленные вопросы.

Работают в группах

(Приложение 3)

  1. Работа по теме

— Обсудите и выберите для вашей группы существительных то слово (оба или обе), с которым они употребляются и разместите карточку с указанным родом под этим словом на доске.

— Сделайте сами вывод, от чего зависит выбор слов ОБА, ОБЕ.

Существительные какого рода употребляются со словом ОБА, а какого – со словом ОБЕ?

— Сверим наш вывод с авторским: давайте поможем Летучей Мыши сделать вывод: с сущ. какого рода употребляется слово ОБА и с сущ. какого – ОБЕ?

Работа в тетради

— Я предлагаю вам в тетрадях записать в 2 столбика по 3 существительных, употребляющихся со словами ОБА и ОБЕ. (проверка 2-3 уч.)

Физразминка

— Найдите в классе на листочках слова, которые употребляются со словом ОБЕ (ОБА).

— Молодцы!

— Теперь посмотрите, как изменяются слова ОБА и ОБЕ по падежам.

— Что заметили?

— От чего зависит выбор формы В.п.? (одушевленное или неодушевленное имя сущ.)

Работа в тетради

Запишите в тетради примеры сущ. в В. п.с нашими словами, используя две формы. (проверка 2-3 уч.)

— Я предлагаю вам, ребята, «запоминалку», которая поможет вам избавиться от неправильных слов.

Работают в группах

Делают вывод

Работают в тетради

Находят, называют слова

В В.п. используются две формы

Работают в тетради

Читают, заучивают

На доске карточки со словами ОБА, ОБЕ

Слайд 1

До урока на стены в классе поместить

листы с сущ. ж.р., м.р., с.р. (Приложение 4)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

  1. Физминутка

— Я буду называть вам слова. Если это сущ. употребляется со словом ОБЕ, то вы поднимайте руки вверх, а если со словом ОБА, то потопайте ногами.

Слушают, выполняют упражнение

Карточка 2

(Приложение 5)

  1. Применение знаний и умений на практике

— В качестве закрепления полученных знаний выполним след. задание.

Предлагаю поменяться карточками для взаимопроверки. Ключ – на слайде. Оцените работу соседа.

Выполняют задание

Карточка 3

(Приложение 6)

Слайд 5

  1. Итог урока

Над какой темой мы работали?

— Что нового узнали?

Анализируют свою деятельность на уроке.

  1. Домашнее задание

Я предлагаю вам дома поработать со словарными словами: выписать в 2 столбика по 5 существительных, которые употребляются со словами ОБА и ОБЕ.

Записывают задание в дневник

  1. Рефлексия

Оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных кругов. Ключ – на слайде.

— Посчитайте снежинки, которые вы получили. У кого сугроб больше?

За активную работу на уроке поставлены следующие оценки…

— Спасибо всем за интересный урок. Вы преодолели все трудности.

А на прощание мой вам совет и пожелание

Оценивают свою деятельность на уроке.

Считают, сравнивают

Слайд 6

Слайд 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here