Схема конспекта урока
Учитель: Бакулина Ольга Спиридоновна
Место работы: МБОУ «Кокшинская средняя общеобразовательная школа»
с. Кокши Советского района Алтайского края
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Употребление слов ОБА, ОБЕ в разных падежах
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели урока:
-
Образовательные:
формирование и поднятие культурного уровня учащихся;
-
Развивающие:
развитие познавательной сферы школьников: внимание, восприятие, мышление, память, речь;
-
Воспитательные:
привитие интереса к урокам русского языка;
формирование навыка работы в группах, в паре.
Задачи:
-
ознакомить учащихся с условием выбора слов оба, обе;
-
формировать умение правильно употреблять эти слова в устной речи;
-
развивать умение самостоятельно мыслить, выбирать главное.
Оборудование: толковые словари, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, конверты с кружками 4-х цветов, карточки с заданиями.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная, работа в паре, самостоятельная.
Методы: словесный, словесно-наглядный, иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Прием: взаимопроверка.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
— Здравствуйте, ребята. (Психологическая минутка) — Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. — Ребята, вы любите зиму? — Какие зимние забавы вам нравятся? — Я приготовила для вас снежинки. Их вы будете получать за правильные ответы на предложенные вопросы и задания. — Итак, начинаем наш урок русского языка. | Слушают, выполняют просьбу учителя, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей.
Отвечают на вопросы |
| |
2. Чистописание
| |||
— Откройте тетради, запишите число. — Буквы в книге печатные очень аккуратные. А мы напишем аккуратно буквы для письма. — Обратите внимание на соединение элементов букв. — Какие буквы вы видите в соединениях? — Спишите соединения, обращая внимание на их высоту, размер и наклон. — Прочитайте спрятанные слова. — Этим словам и посвящена тема нашего урока «Употребление слов оба, обе в разных падежах». Запишите тему. | Записывают число, классная работа;
Находят и называют буквы в соединениях; списывают соединения по образцу с доски; прочитывают спрятанные слова ОБА, ОБЕ;
Записывают тему урока в тетрадь. | На доске записано число, классная работа
На доске написано соединение букв и элементов букв | |
| |||
— Предлагаю вам послушать спор ваших сверстников. — Кто это – сверстник? — Давайте проверим объяснение этого слова в Толковом словаре. Каким словом можно заменить? (подбор слова — синонима) -Какая знакомая вам орфограмма есть в этом слове? — Можно ли ее проверить? — Запишите это словарное слово в тетрадь и запомните его. Читаю разговор — Что нам на уроке предстоит выяснить? — На какие вопросы должны найти ответы? |
Поясняют значение слова Работают в паре с Толковым словарем
Записывают слово в тетрадь, подчеркивают орфограмму.
Ответы уч-ся: Какие существительные употребляются со словом ОБА, а какие со словом ОБЕ? От чего зависит этот выбор? |
На каждой парте лежит Толковый словарь
Карточка 1 (Приложение 1)
Вопросы помещаю на доске (Приложение 2)
| |
| |||
— На какое число указывают слова оба и обе? — С какой частью речи связаны эти слова? — Что вы знаете об имени сущ.? — Что обозначают? — На какие вопросы отвечают? — К каким сущ. задается вопрос ЧТО? К каким – КТО? — Как изменяются имена сущ.? — Какого рода могут быть имена сущ.? Работа в группах 1 группа – выбрать сущ. ж.р. 2 группа – выбрать сущ. м.р. 3 группа – выбрать сущ. ср.р. | Отвечают на поставленные вопросы.
Работают в группах |
(Приложение 3) | |
| |||
— Обсудите и выберите для вашей группы существительных то слово (оба или обе), с которым они употребляются и разместите карточку с указанным родом под этим словом на доске. — Сделайте сами вывод, от чего зависит выбор слов ОБА, ОБЕ. Существительные какого рода употребляются со словом ОБА, а какого – со словом ОБЕ? — Сверим наш вывод с авторским: давайте поможем Летучей Мыши сделать вывод: с сущ. какого рода употребляется слово ОБА и с сущ. какого – ОБЕ? Работа в тетради — Я предлагаю вам в тетрадях записать в 2 столбика по 3 существительных, употребляющихся со словами ОБА и ОБЕ. (проверка 2-3 уч.) Физразминка — Найдите в классе на листочках слова, которые употребляются со словом ОБЕ (ОБА). — Молодцы! — Теперь посмотрите, как изменяются слова ОБА и ОБЕ по падежам. — Что заметили? — От чего зависит выбор формы В.п.? (одушевленное или неодушевленное имя сущ.) Работа в тетради Запишите в тетради примеры сущ. в В. п.с нашими словами, используя две формы. (проверка 2-3 уч.)
— Я предлагаю вам, ребята, «запоминалку», которая поможет вам избавиться от неправильных слов. |
Работают в группах
Делают вывод
Работают в тетради
Находят, называют слова
В В.п. используются две формы
Работают в тетради
Читают, заучивают |
На доске карточки со словами ОБА, ОБЕ
Слайд 1
До урока на стены в классе поместить листы с сущ. ж.р., м.р., с.р. (Приложение 4)
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 | |
| |||
— Я буду называть вам слова. Если это сущ. употребляется со словом ОБЕ, то вы поднимайте руки вверх, а если со словом ОБА, то потопайте ногами. |
Слушают, выполняют упражнение | Карточка 2 (Приложение 5) | |
| |||
— В качестве закрепления полученных знаний выполним след. задание. Предлагаю поменяться карточками для взаимопроверки. Ключ – на слайде. Оцените работу соседа. |
Выполняют задание | Карточка 3 (Приложение 6)
Слайд 5 | |
| |||
—Над какой темой мы работали? — Что нового узнали?
| Анализируют свою деятельность на уроке. |
| |
| |||
Я предлагаю вам дома поработать со словарными словами: выписать в 2 столбика по 5 существительных, которые употребляются со словами ОБА и ОБЕ. |
Записывают задание в дневник |
| |
| |||
– Оцените свою деятельность на уроке с помощью разноцветных кругов. Ключ – на слайде. — Посчитайте снежинки, которые вы получили. У кого сугроб больше? За активную работу на уроке поставлены следующие оценки… — Спасибо всем за интересный урок. Вы преодолели все трудности. А на прощание мой вам совет и пожелание | Оценивают свою деятельность на уроке.
Считают, сравнивают |
Слайд 6
Слайд 7 |