Урок русского языка во 2 классе по теме
«Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Урок русского языка во 2 классе. «Русский язык ». 2 класс. 1 часть, авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева
УМК «Школа 2100»
I. Конспект урока
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Метапредметная тема: Рисунок и схема.
Образовательные : учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа, развивать умение работать совместно в парах, группах.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint;учебник, карточки для работы в парах; рисунки, маски -схемы слов; карточки — условные обозначения для рефлексии.
II.Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактический материал и оборудование | |
I.Орг. момент | Эмоциональный настрой Здравствуйте ребята! — Настроение хорошее? (Да) — Дети, вам тепло? (Да!) — В классе светло? (Да!) -Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном. — С помощью условных знаков расскажите о погоде. -И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко. — Пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
-Все расселись по местам, никому не тесно,
|
Учащиеся дают краткую характеристику погоды с помощью условных обозначений
|
Прогноз погоды Карточки:
Слайд 1 |
II.Формулирование темы урока
III.Актуализация знаний | -Я предлагаю вам посмотреть на рисунки. Назовите предметы, которые вы видите. -Можете ли вы, глядя на эти рисунки, догадаться, о чем пойдёт речь на уроке (чему будет посвящён наш урок)? -Как вы догадались?
(появляется табличка на доске)
-А можно ли на рисунке увидет , что у слов одинаковый корень?
— Давайте попробуем составить схемы нескольких слов. При составлении любой схемы часто используют условные знаки. У нас тоже есть условные значки (таблица)
— У некоторых из вас на столах лежат такие же условные знаки-шапочки. Вот эти ребята и помогу составить нам схему. -Какая часть главная в слове? -Значит первым выйдет корень.
Тихо, тихо, как во сне Словно в белый пуховик Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает. — Глядя на схемы, докажите, что слова однокоренные.
— Значит, какие слова мы называем однокоренными? (табличка)
-Ребята, а на рисунке вы смогли увидеть главную часть- корень? Что помогло вам это увидеть? Рисунок или схема? — Да, на рисунке мы увидели только лишь изображение предметов, а схема помогла увидеть строение слова, главную часть слова — корень.
-Я вижу, что у вас уже достаточно знаний об однокоренных словах, но сегодня на уроке мы будем учиться выделять группы однокоренные слов среди других слов, а конце урока попробуем составить схему, в которую занесём самые важные и главные сведения об однокоренных словах | Ответы учащихся:
Ответы учащихся: однокоренным словам.
Ответы учащихся: это однокоренные слова, у слов одинаковый корень.
-Нет. На — рисунке только изображение предметов.
-Корень.
Дети моделируют слова у доски с помощью условных знаков
-В словах общая часть – корень —снег-
-Слова, у которых есть общая часть
— Схема.
| На доске рисунки:
табличка
Однокоренные слова
таблица – корень; – приставка; – суффикс;
Маски-схемы
табличка
общая часть
|
IV.Проблемная ситуация. Открытие нового знания
V.Тренировочные задания.
VI.Итог урока.
VII.Рефлексия
| Звучит звон колокольчика. .—Ребята вы слышите звон одинокого колокольчика. -Это он приглашает нас на прогулку. Тройка мчится, тройка скачет, Снег летит из- под копыт; Колокольчик звонко плачет, И хохочет и визжит. — Вот на этой тройке мы и отправимся в зимний лес. -Но для начала давайте выясним, есть ли у нашего одинокого колокольчика родственники — однокоренные слово. Работа с учебником Упр 121, с. 76 — Прочитайте слова. -Ребята, я то думала, что колокольчик — одинокий, а тут посмотрите, сколько у него родственников. — Можно ли сказать, что все эти слова однокоренные?
-Почему? Вы же мне сами в начале урока говорили, что если есть одинаковая часть, значит слова родственные. Я вот вижу одинаковую часть коло или я что-то путаю?
— Ребята, а если мы посмотрим на рисунки — сможем ли мы увидеть , что значение слов разное? Сможем ли по рисунку найти слова с близким значением? Что можно сказать по рисункам о колоколе и колокольчике?
-Какие слова будут однокоренными? Как вы догадались?
Вывод: однокоренными называются слова, у которых есть общая часть и близкое значение. (табличка)
учебник с.77(чтение вывода)
-Выпишите родственные слова к слову колокольчик. Колокольчик- колокол —Покажите графически ( с помощью условных знаков), что слова однокоренные? А пока мы записываем, _____ поработает самостоятельно. Индивидуальное задание: найти в сети Интернет высоту и вес памятника Царь-колокол.
— А вы знаете, что в Москве на Красной площади находится самый большой и по размеру и по весу – колокол, Царь – колокол — так величественно его называют. А _______ поработал со статьёй в Интернете и узнал высоту и вес колокола. Проверка индивидуального задания.
-Колокол является одним из символов России. Ведь колокольный звон — это голос Родины, это музыка нашего народа, с ним человек рождался и умирал, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры. — Пока мы искали родственников колокольчика, тройка примчала нас на лесную опушку. Кого мы тут встретим вы узнаете , выполнив следующее задание.
а) Работа в парах Игра «Поделись с соседом». -У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему урока. Найдите однокоренные слова. Если встретятся лишние слова — отложите их в сторону.
Лисица, лисий, лисёнок, лисичка
Лось Лосенок Лосиный Лосиха
Вывод: какие слова мы называем однокоренными?
б). Рабата в группах ( по рядам) Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Все долины и поля. -Снег засыпал всю лесную опушку, но деревья на ней стоят голые. Давайте тоже укроем их снежком Игра: «Укрой деревья» 1 ряд укутывает 1 дерево — находит однокоренные слова к слову сова( совушка , совёнок, совиная) лишнее совок 2 ряд укутывает 1 дерево—находит однокоренные слова к слову ворона(ворон, воронья, воронёнок) лишнее воронка 3 ряд укутывает 1 дерево—находит однокоренные слова к слову волчица(волк, волчонок, волчья) лишнее волокно
Выполнение работы под музыку.
Какие слова лишние? Почему?
Волокно— сырьё для изготовления нитей.(лён, шерсть, хлопок) Воронка— приспособление для наливания жидкостей. Совок — хозяйственный инструмент в виде небольшой лопатки с загнутыми вверх боковыми краями и небольшой ручкой.
в) Фронтальная работа -Какую безударную гласную вставите вместо пропусков? -Какое слово будет являться поверочным? Для чего нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова? (табличка)
— Давайте составим схему, в которую занесём всё что повторили и узнали нового об однокоренных словах. А основой для нашей схемы послужит снеговик. Я думаю, что он не обидится, а будет только рад помочь нам.
-В начале урока мы составили прогноз погоды на сегодняшний день. Не знаю как вы, а я сегодня у нас уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему? -Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению: — доволен собой — не совсем доволен — не доволен |
Дети читают
-Нет
Дети отвечают, доказывают: -У слов разное значение, а должно быть близким.
-Одинаковые по назначению, форме, но разные по размеру. Одинаковая часть – колокол, близкое значение: колокольчик- маленький, аколокол -большой.
Дети читают вывод в учебнике.
Дети записывают однокоренные слова на доске ив тетради.
Работа с компьютером.
-Высота колокола 6 м 14 см, а вес около 202 т.
Выполнение задания в парах.
Ответы учащихся.
Дети ищут таблички с однокоренными словами и вешают их на дерево.
Выяснение лексического значения слов по рисунку, сопоставление рисунков.
Ответы учащихся
Составление схемы.
Дети выбирают знак и приклеивают на плакат «Прогноз погоды в нашем классе». | Слайд 2
учебник. «Русский язык ». 2 класс. 1 часть
Рисунки с изображением предметов и действий из упражнения.
т близкие по смыслу абличка
Слайд 3
Слайд 4(видеоклип)
Конверты с карточками
Слайд 5
Деревья нарисованы на доске Таблички со словами (расклеены по всему кабинету) Рисунки: волк-волокно, сова- совок, ворона- воронка.
Слайд 6
табличка
ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО!
Заготовка схема «Снеговик»
Слайд 7
Плакат «Прогноз погоды в классе» Карточки с условными обозначениями.
|