Урок русского языка во 2 классе по теме

«Упражнения в распознавании однокоренных слов»

Урок русского языка во 2 классе. «Русский язык ». 2 класс. 1 часть, авторы Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А. Яковлева

УМК «Школа 2100»

I. Конспект урока

Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Метапредметная тема: Рисунок и схема.

Образовательные : учить детей находить корень в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова.

Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории своего народа, развивать умение работать совместно в парах, группах.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторский цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint;учебник, карточки для работы в парах; рисунки, маски -схемы слов; карточки — условные обозначения для рефлексии.

II.Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактический материал и оборудование

I.Орг. момент

Эмоциональный настрой

Здравствуйте ребята!

— Настроение хорошее? (Да)

— Дети,  вам  тепло?  (Да!)

— В  классе  светло?  (Да!)

-Я очень рада, что сегодня вам тепло и уютно! Чего не скажешь о погоде за окном.

— С помощью условных знаков расскажите о погоде.

-И хотя за окном сегодня пасмурно, я хочу, чтобы вы посмотрели вот на это улыбающееся солнышко.

— Пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”


Учащиеся дают краткую характеристику погоды с помощью условных обозначений

Прогноз погоды

Карточки:

Слайд 1

II.Формулирование темы урока

III.Актуализация знаний

-Я предлагаю вам посмотреть на рисунки. Назовите предметы, которые вы видите.

-Можете ли вы, глядя на эти рисунки, догадаться, о чем пойдёт речь на уроке (чему будет посвящён наш урок)?

-Как вы догадались?

(появляется табличка на доске)

-А можно ли на рисунке увидет , что у слов одинаковый корень?

— Давайте попробуем составить схемы нескольких слов.

При составлении любой схемы часто используют условные знаки. У нас тоже есть условные значки (таблица)

— У некоторых из вас на столах лежат такие же условные знаки-шапочки. Вот эти ребята и помогу составить нам схему.

-Какая часть главная в слове?

-Значит первым выйдет корень.

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю …(снег)

Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех Весну встречает.

— Глядя на схемы, докажите, что слова однокоренные.

— Значит, какие слова мы называем однокоренными? (табличка)

-Ребята, а на рисунке вы смогли увидеть главную часть- корень? Что помогло вам это увидеть? Рисунок или схема?

— Да, на рисунке мы увидели только лишь изображение предметов, а схема помогла увидеть строение слова, главную часть слова — корень.

-Я вижу, что у вас уже достаточно знаний об однокоренных словах, но сегодня на уроке мы будем учиться выделять группы однокоренные слов среди других слов, а конце урока попробуем составить схему, в которую занесём самые важные и главные сведения об однокоренных словах

Ответы учащихся:

Ответы учащихся: однокоренным словам.

Ответы учащихся: это однокоренные слова, у слов одинаковый корень.

-Нет. На — рисунке только изображение предметов.

-Корень.

Дети моделируют слова у доски с помощью условных знаков

-В словах общая часть – корень —снег-

-Слова, у которых есть общая часть

— Схема.

На доске рисунки:

табличка

Однокоренные слова

таблица

корень;

приставка;

суффикс;

Маски-схемы

табличка

общая часть

IV.Проблемная ситуация. Открытие нового знания

V.Тренировочные задания.

VI.Итог урока.

VII.Рефлексия

Звучит звон колокольчика.

.Ребята вы слышите звон одинокого колокольчика.

-Это он приглашает нас на прогулку.

Тройка мчится, тройка скачет,

Снег летит из- под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет и визжит.

— Вот на этой тройке мы и отправимся в зимний лес.

-Но для начала давайте выясним, есть ли у нашего одинокого колокольчика родственники — однокоренные слово.

Работа с учебником

Упр 121, с. 76

— Прочитайте слова.

-Ребята, я то думала, что колокольчик — одинокий, а тут посмотрите, сколько у него родственников.

— Можно ли сказать, что все эти слова однокоренные?

-Почему? Вы же мне сами в начале урока говорили, что если есть одинаковая часть, значит слова родственные. Я вот вижу одинаковую часть коло или я что-то путаю?

— Ребята, а если мы посмотрим на рисунки — сможем ли мы увидеть , что значение слов разное? Сможем ли по рисунку найти слова с близким значением? Что можно сказать по рисункам о колоколе и колокольчике?

-Какие слова будут однокоренными? Как вы догадались?

Вывод: однокоренными называются слова, у которых есть общая часть и близкое значение. (табличка)

учебник с.77(чтение вывода)

-Выпишите родственные слова к слову колокольчик. Колокольчик- колокол

Покажите графически ( с помощью условных знаков), что слова однокоренные?

А пока мы записываем, _____ поработает самостоятельно.

Индивидуальное задание: найти в сети Интернет высоту и вес памятника Царь-колокол.

— А вы знаете, что в Москве на Красной площади находится самый большой и по размеру и по весу – колокол, Царь – колокол — так величественно его называют.

А _______ поработал со статьёй в Интернете и узнал высоту и вес колокола.

Проверка индивидуального задания.

-Колокол является одним из символов России. Ведь колокольный звон — это голос Родины, это музыка нашего народа, с ним человек рождался и умирал, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры.

— Пока мы искали родственников колокольчика, тройка примчала нас на лесную опушку. Кого мы тут встретим вы узнаете , выполнив следующее задание.

а) Работа в парах

Игра «Поделись с соседом».

-У вас на столах конверты со словами. Разделите их между собой, учитывая тему урока. Найдите однокоренные слова. Если встретятся лишние слова — отложите их в сторону.

Лисица,

лисий,

лисёнок,

лисичка

Лось

Лосенок

Лосиный

Лосиха


— Проверим, правильно ли вы разделили слова.
— Все ли слова вы использовали? (листок, лосось) Почему?

Вывод: какие слова мы называем однокоренными?

б). Рабата в группах ( по рядам)

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает

Все долины и поля.

-Снег засыпал всю лесную опушку, но деревья на ней стоят голые. Давайте тоже укроем их снежком

Игра: «Укрой деревья»

1 ряд укутывает 1 дерево — находит однокоренные слова к слову сова( совушка , совёнок, совиная) лишнее совок

2 ряд укутывает 1 дерево—находит однокоренные слова к слову ворона(ворон, воронья, воронёнок) лишнее воронка

3 ряд укутывает 1 дерево—находит однокоренные слова к слову волчица(волк, волчонок, волчья) лишнее волокно

Выполнение работы под музыку.

Какие слова лишние? Почему?

Волокно— сырьё для изготовления нитей.(лён, шерсть, хлопок)

Воронка— приспособление для наливания жидкостей.

Совок — хозяйственный инструмент в виде небольшой лопатки с загнутыми вверх боковыми краями и небольшой ручкой.

в) Фронтальная работа

-Какую безударную гласную вставите вместо пропусков?

-Какое слово будет являться поверочным?

Для чего нужно уметь правильно подбирать однокоренные слова? (табличка)

— Давайте составим схему, в которую занесём всё что повторили и узнали нового об однокоренных словах. А основой для нашей схемы послужит снеговик. Я думаю, что он не обидится, а будет только рад помочь нам.

-В начале урока мы составили прогноз погоды на сегодняшний день. Не знаю как вы, а я сегодня у нас уроке зимнего холода не почувствовала. Интересно почему?

-Давайте составим «Прогноз погоды в нашем классе». Выберите тот знак, который соответствует вашему настроению:

— доволен собой

— не совсем доволен

— не доволен

Дети читают

-Нет

Дети отвечают, доказывают:

-У слов разное значение, а должно быть близким.

-Одинаковые по назначению, форме, но разные по размеру.

Одинаковая часть – колокол, близкое значение: колокольчик- маленький, аколокол -большой.

Дети читают вывод в учебнике.

Дети записывают однокоренные слова на доске ив тетради.

Работа с компьютером.

-Высота колокола 6 м 14 см, а вес около 202 т.

Выполнение задания в парах.

Ответы учащихся.

Дети ищут таблички с однокоренными словами и вешают их на дерево.

Выяснение лексического значения слов по рисунку, сопоставление рисунков.

Ответы учащихся

Составление схемы.

Дети выбирают знак и приклеивают на плакат «Прогноз погоды в нашем классе».

Слайд 2

учебник. «Русский язык ». 2 класс. 1 часть

Рисунки с изображением предметов и действий из упражнения.

т

близкие по смыслу

абличка

Слайд 3

Слайд 4(видеоклип)

Конверты с карточками

Слайд 5

Деревья нарисованы на доске

Таблички со словами (расклеены по всему кабинету)

Рисунки: волк-волокно, сова- совок, ворона- воронка.

Слайд 6

табличка

ПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО!

Заготовка схема «Снеговик»

Слайд 7

Плакат «Прогноз погоды в классе»

Карточки с условными обозначениями.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here