Муниципальная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования

с.Самбург Пуровского района

Самбург 2010

«Он обнажал порок от павлиньих перьев» (Д.Николаев)

Ольга Хасанбековна Саламатова, учитель русского

языка и литературы муниципальной

общеобразовательной школы – интерната

среднего (полного) общего образования

с. Самбург Пуровского района

Цель урока: раскрыть идейную направленность и художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина; познакомить учащихся с понятием «эзопов язык»; развивать умение строить монологическую речь, пользоваться литературоведческими терминами, развивать навыки пересказа.

Методические приёмы: беседа по сказкам, работа в группах, сообщения учащихся, пересказ.

Оформление:

  • Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина.

  • Эпиграф: «Я люблю Россию до боли сердечной…» (М.Е.Салтыков-Щедрин)

  • Высказывания на доске:

«Было что-то страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет её самоё». (И.С.Тургенев)

«И смешно, и тяжело – человек смеётся, а его душит злоба». (А.В.Луначарский)

Словарная работа:

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, с мещанскими взглядами, живущий только личными интересами.

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти (приходить) к вырождению.

Оборудование: тексты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, портрет писателя, толковый словарь С.И.Ожегова, словарь литературоведческих терминов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя:

— Помните ли вы знаменитые слова А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»? — Итак, сказка. Что же такое сказка? Что это за жанр? Где лежат её истоки? Какими признаками должно обладать произведение, чтобы его можно было отнести к этому жанру? (Вымысел, фантастическое – главный признак жанра)

— Для чего создавались сказки? (Сказки учат добру, справедливости)

— Каков всегда финал сказок народных? (Добро побеждает зло)

III. Изучение нового материала

Объявление темы и цели урока.

Сегодняшний урок посвящён сказкам Салтыкова-Щедрина, писателя, которого с полным правом можно отнести к «фаланге великих насмешников». Для начала вспомним некоторые факты из биографии писателя, историю возникновения псевдонима Щедрин. (Можно зачитать отрывок из книги Ольги Кучкиной «Любимые лица России»)

— С какой целью Михаил Евграфович Салтыков придумывает себе псевдоним? В 80-е годы XIX века Салтыков-Щедрин за короткий срок создал целую книгу сказок, в которых описывал реальную ситуацию, царящую в стране. А мог ли писатель в такое сложное время творить, подписывая произведения своим, невымышленным именем?

«Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую картину, которая с наибольшей полнотой обнажала бы сущность изображаемого явления, показать социальный конфликт классов, типы угнетаемых и угнетённых, подвести читателей к мысли о необходимости революционных преобразований в обществе» (Мещерякова Н.Я.).

А теперь обратимся к сказкам Салтыкова-Щедрина.

— Кому предназначались сказки, написанные этим писателем? (Сказки писатель создавал для широких читательских кругов). Обратите внимание на подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70 лет». Их цель – открыть глаза на реалии жизни «детям изрядного возраста».

— Почему же именно к жанру сказки обращается писатель для решения этой проблемы? Вообще многие писатели использовали в своём творчестве форму литературной сказки (вспомните фамилии этих писателей). Форма сказки была избрана писателем потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Но сказки Салтыкова-Щедрина – это своеобразная сатирическая энциклопедия, именно в них он отразил итоги своих многолетних наблюдений. Это своеобразное увеличительное стекло, позволяющее читателю в подробностях разглядеть то, что ему мешают увидеть. За маской сказочника скрывается сарказм человека, прожившего сложную жизнь.

— Каковы концовки сказок Салтыкова-Щедрина? В его сказках, в отличие от сказок народных, зло является активной силой и побеждает добро. Тем самым автор стремится открыть глаза на реальный мир, показать читателю, как бывает в жизни. Приведите примеры из прочитанных вами сказок.

В.В.Прозоров: «Правда жизни в щедринской сказке — горькая правда, с особой силой и остротой открывается в картинах сказочных и фантастических, потому что сама жизнь подчас оказывается сказочнее и фантастичнее самого вымысла».

Прежде чем мы продолжим разговор о сказках, нам необходимо повторить некоторые термины, понятия (творческий словарный диктант: по определению узнать термин).

1. Нравоучение, поучение. 2. Вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. .3. Вымышленное имя, под которым автор публикует своё произведение. 4. Круг жизненных явлений, изображённых в произведении; то, о чём говорится в произведении. 5. Событие или ряд событий, изображённых в произведении. 6. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Может быть в прозаической и стихотворной форме.

(Мораль, сатира, псевдоним, тема, сюжет, басня).

Познакомимся ещё с одним литературоведческим понятием – эзопов язык.

Подготовленный ученик делает сообщение о термине эзопов язык (Эзопов язык – это вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Можно рассказать об истории происхождения термина).

Сам Салтыков-Щедрин так определял это понятие: «С одной стороны, появились аллегории, с другой – искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная, рабская манера писать, которая может быть названа эзоповскою, — манера, обнаруживавшая замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств».

— С каким другим жанром литературы роднит сказку использование этого приёма? (С басней).

IV. Работа с текстами сказок

Словарная работа:

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, с мещанскими взглядами, живущий только личными интересами.

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти (приходить) к вырождению.

В «художественной мастерской» Щедрина сложилась целая иносказательная система, все художественные средства выполняли функцию осмеяния социального зла.

Рассмотрите предложенную таблицу, соотнесите определения с терминами, на каждый приём по ходу работы подберите пример из сказок Щедрина.

Работа над сказками в группах по плану:

а) краткий пересказ произведения;

б) какие пороки обличает автор в произведении?

в) сформулировать главную идею сказки.

1 группа – сказка «Дикий помещик». Сатира на социальные и нравственные пороки общества, обличение паразитического образа жизни, глупости и жадности господствующего класса. Положительные идеалы в произведении, безропотность, терпеливость, трудолюбие народа. Народ – создатель и материальных, и духовных ценностей. Соединение в сказке реального и фантастического.

2 группа – сказка «Премудрый пескарь». Обличение обывателей в бездеятельности; малодушие и трусость лишают всякого смысла человеческую жизнь. Задача произведения – показать, в чём смысл жизни и назначения человека. Глупость, трусость, беспомощность пескаря. Цель его существования – беречь «распостылую» жизнь. Сказка учит гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни. Приметы конкретного исторического времени в сказке.

3 группа – «Коняга». Изображение угнетённого положения простого народа и паразитизма господствующего класса. «Мучительная агония» и «тёмная бездна» жизни мужика. Бесконечность и безнадёжность его положения, долготерпение.

V. Подведение итогов урока

Назовём общие черты сказок Салтыкова-Щедрина:

  1. Связь с фольклором.

  2. Сказки Щедрина всегда аллегоричны, независимо от того, кто является их героями.

  3. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются политической остротой, сочетают в себе реальное и фантастическое.

  4. В основе сказок Салтыкова-Щедрина – антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.

Вывод: сказки Салтыкова-Щедрина отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Их цель – пробудить народ ото сна.

Обсуждение высказывания Д.Николаева: «Смех Щедрина имел огромное познавательное значение, ибо раскрывал обществу глаза на истинное положение дел. Он обнажал порок от «павлиньих перьев», в которые тот любил рядиться… имел громадное воспитательное значение, ибо приучал людей не мириться со злом. Он пробуждал в читателе чувство собственного достоинства и презрения к сильным мира сего… Он формировал в нём тягу к высоким гуманистическим и демократическим идеалам. Смех Щедрина играл выдающуюся революционную роль, ибо способствовал пробуждению гражданского самосознания русского общества».

И последнее. Щедрин, сказал А.В.Луначарский, «мастер такого смеха, смеясь которым человек становится мудрым». Я надеюсь, что теперь, прочитав сказки этого писателя, каждый из вас станет немного мудрее. Возможно, вам удалось научиться у Салтыкова-Щедрина некоторым секретам его мастерства.

VI. Домашнее задание

Следуя традициям Салтыкова-Щедрина, попробуйте написать свою сказку.

VII. Список литературы

  1. И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс.Ч. 2. М: «ВАКО», 2006

  2. Н.С.Генералова. Поурочное планирование по литературе. 10 класс. М: «Экзамен», 2008

  3. О.А.Кучкина. Любимые лица России. М: «Самовар», 1997

Приложение

Отрывок из книги Ольги Кучкиной «Любимые лица России»

«Жили-были в России XIX века двое: титулярный советник Михаил Евграфович Салтыков и сатирик Николай Иванович Щедрин. Титулярный советник служил страдая, но всё же дослужившись до вице-губернатора (в Рязани и Твери), председателя казённой палаты (в Пензе, Туле и снова в Рязани), действительного статского советника, полагая, что какую-то пользу людям и Отечеству он может принести своей честной, поперёк всему остальному, службой. Сатирик изливал желчь и досаду насчёт всего остального сперва в статьях и фельетонах, после в прозе, благо, что оказался наделён недюжинным даром слова, да ещё слова особенного, смехового…

Легка ли внутренняя ноша такого человека? Недаром Миша Салтыков подарил эпиграфом Коле Щедрину к одной из глав первой повести лермонтовское: «И дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью…»

Конечно, вы поняли – или знали, — что Салтыков – та же самая личность, что и Щедрин. Двойственность личности – штука нередкая. Но в данном случае подтверждённая и двойной фамилией. Всегда ли догадываемся мы, как трудна жизнь того, кто несёт на себе печать резко выраженной противоречивости?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here