Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»

Фатежского района Курской области

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Корень»

подготовила

учитель начальных классов

Гетман Вера Анатольевна

г.Фатеж

2014

Конспект урока по русскому языку

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока «Корень»

Цели урока:

  • расширить знания о корне слова;

  • научиться находить в словах корень;

  • уметь подбирать однокоренные слова;

  • научиться находить в словах корень с чередующимся согласным звуком.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся научатся находить в словах корень, фонетически чередующиеся согласные звуки в корне слова;

  • проверять безударные гласные в корне слова;

  • анализировать, делать выводы;

  • строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД :

  • стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения

  • умение обучающихся сотрудничать с учителем, одноклассниками

  • формирование умения слушать, доказывать, обосновывать

  • умение ставить и задавать вопросы

Регулятивные УУД :

  • сохранять заданную цель

  • планировать свою работу по эталону

  • видеть и корректировать свои ошибки

  • адекватно воспринимать оценку своей деятельности со стороны учителя, одноклассников

Личностные УУД :

  • эмоционально-положительное восприятие учения

  • объективная оценка своей деятельности

  • степень организованности и заинтересованности по предмету

  • формирование ответственности за свою деятельность

  • рефлексия

Развитие познавательной сферы :

  • степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся

  • наличие и эффективность различных видов и форм деятельности обучающихся на уроке

  • создание комфортных условий для проявления способностей обучающихся

Оборудование: карточки с заданиями, толковый словарь, презентация мультимедийная, электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

Актуализация знаний

1. Словарная работа

(Слайд 1)

(Слайд 2)

— Отгадайте загадку:

Носится, свищет,

Мечется, рыщет.

Где пробежит-

Листик дрожит.

Где пронесётся-

Дерево гнётся. (Ветер)

-Какое значение имеет слово «ветер»? (движение потока воздуха в горизонтальном направлении)

— Подберите синонимы к слову «ветер» и запишите их.

— Подберите родственные слова, образовав словосочетания.

-А как говорят о легкомысленном, пустом человеке? (ветреный)

— Отгадывают загадку (Ветер), записывают в тетрадь.

— Объясняют лексическое значение слова «ветер».

— Подбирают синонимы к слову, записывают в тетрадь.

— Подбирают родственные слова с помощью предложенных имён существительных.(ветреный день, ветряная мельница, ветровое окно)

-Объясняют лексическое значение фразеологизма «ветреный человек»

Выявление места и причины затруднения

1. Работа по учебнику

упр.160 (с.96)

(1 ученик работает у доски)

(Слайд 3)

-Прочитайте текст в учебнике с.96 упр.160

-Найдите и выпишите из текста однокоренные слова («снег»).

-Читают текст упражнения 160, отвечают на вопросы к упражнению.

Построение проекта выхода из затруднения

Докажите правильность выбора.

-Какие слова называются однокоренными?

-Прочтите объяснение Вани и Ани и профессора Самоварова с.96.

— Какова тема урока?

-Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

-Почему в словах изменяются последний звук и последняя буква корня?

— Называют однокоренные слова, доказывают правильность выбора, выделяют корень.

— Выводят тему и ставят перед собой цели урок

Реализация построенного проекта

1. Устная работа

(Слайд 4)

— К однокоренным словам подберите соответствующую схему: дорога, дорожная, бездорожный.

-В каких звуках произошло чередование в корне?

— Соотносят схемы со словами, доказывают выбор.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Работа по учебнику

упр.161 с.97

-Какую пару чередующихся согласных можно ещё дописать?

(д-ж)

— Самостоятельно выполняют упражнение

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа по учебнику

упр.162 с.97

(Слайд 5)

-Прочитайте лишние слова в каждой группе. Объясните выбор.

-Что важно помнить про однокоренные слова?

-О какой особенности корня в родственных словах надо помнить? (корень пишется одинаково)

-Дают объяснение выбранной группе слов и исключения лишнего слова.

(водитель, солома, сторона)

Физминутка

Включение в систему знаний и повторение

1. Работа в «Рабочей тетради»

упр.133 с.80

Упр.134 с.80

-Прочитайте однокоренные слова с корнем -ВОД-. Докажите, что эти слова имеют одно и то же значение.

-Назовите значение других слов.

-Сколько корней в словах?

Как называются слова, образованные с помощью двух корней? (сложные)

-Как между собой соединены корни в словах? (с помощью букв «О» — «Е»)

-Работают в паре и индивидуально по карточкам.

-Работают с толковым словарём.

-Определяют и выделяют корни в сложных словах, объясняют лексическое значение слов.

Рефлексия учебной деятельности

Один работает у доски

-Прослушайте стихотворение и договорите рифмовку к слову с чередующимся согласным звуком в корне.

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться:

Бок – бочок, друг – дружок,

Ухо – уши, пух – пушок,

Пущу – пускать, лечу – летать.

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

(М.Бетенькова, Д.Фомин)

-Подбирают рифму к словам с чередующимся согласным звуком, записывают однокоренные слова, выделяют в них корни.

Тест по теме

-Какая часть называется корнем?

-Какие согласные могут чередоваться в корне?

-Как называются слова, образованные с помощью двух корней?

-Добились вы целей урока?

-Отвечают на вопросы, проверяют ответы.

Домашнее задание

Упр.163, учебник с.97.

Список использованной литературы

1. «Русский язык 3 класс», Ч.2., Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., издательство «Просвещение», 2013

2. Рабочая тетрадь по русскому языку Ч.2., Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., издательство «Просвещение», 2013

3. Пособие для учителя «Русский язык» 3 класс, Н.Ю.Васильева, И.Ф.Яценко, М.: Просвещение.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.

2. Мультимедийная презентация «Корень»

3. Карточки с заданиями

4. Однотомный толковый словарь С.И. Ожегова, 19-е изд., испр.-М.: Рус. яз., 1987.-750 с.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here