Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50 г. Томска
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением».
подготовила
учитель начальных классов
Баева Ольга Владимировна
г. Томск, 2009 г.
Открытый урок русского языка
в 3 Г классе по программе «Школа России».
Тема: Правописание безударных гласных в корне, проверяемых
ударением.
Цели: Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных;
Развивать орфографическую зоркость, словарный запас, кругозор учащихся;
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: доска, алгоритм, памятки.
Литература: Учебник «Русский язык 3 класс, 1 часть»,
Книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу. Русский
язык»
Ход урока.
I. Орг. момент.
— Что было бы, если б мы писали так, как слышим?
— Представь, что ты получил письмо от своего друга Пёсика.
(открывается запись на доске и учащиеся читают, делая свои замечания).
Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёшь? Я лублу делать уроки.
— Давайте исправим ошибки (работа выполняется коллективно)
— В написании каких гласных мы чаще всего допускаем ошибки? (о, а, я, и, е)
II. Минутка красивого письма. Давайте запишем их.
III. Работа в тетрадях.
-Приведите в пример слова, где написание этих гласных вызывает сомнение.
(учащиеся называют, например: сады, ряды, весна, тропа, зима. Запись ведётся на доске вместе с проверочными словами)
На доске: сады — сад, ряды — ряд, весна — вёсны, тропа — тропы, зима — зимы.
-Давайте понаблюдаем, что помогло вам при решении орфографических задач.
(Чтобы правильно написать безударный гласный, мы изменили число, поставив этот гласный под ударение.
— То есть безударный гласный — зто опасное место. А теперь скажите сколько может быть опасностей в гласном звуке, если в слове только один слог, два, три? Придумайте сами слова с одной , двумя опасностями в гласных звуках в словах ( ходить, бежит, молодой, золото и т. д.)
IV. Постановка задачи.
-»Хорошо живётся ударной гласной корня, — пишет в свое замечательной книге для детей Бурмако, — все её отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь под ударение, и она в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать её не составит труда».
— Вот и мы сегодня будем стараться писать без ошибок безударный гласный, ставя его в сильную позицию — под ударение. А кто вспомнит правило, как проверить безударный гласный?
V. Физминутка.
VI. Коллективная работа.
— Посмотрите на доску. Измените слова так, чтобы гласный стал безударным и запишите слова в таком порядке: сначала проверочное, затем проверяемое.
На доске: травы, воды, меч, стёкла, мост, кит.
Работа выполняется коллективно, итогом является рифмовка — запоминала:
Безударный гласный проверяю, число у слова изменяю.
VII. Самостоятельная работа.
— Всегда ли можно проверить безударный гласный, изменив число?
(Нет, иногда нужно подбирать однокоренное слово, где этот безударный становится ударным )
-Спишите слова, вставляя пропущенную букву, подбирая по два однокоренных слова.
На доске: в…дичка, гл…зок, г…ристый, кр…чал.
(Выполняется образец с одним словом вместе с учителем, затем самостоятельно учащимися):
Водичка — воды, водный; глазок — глаз, глазик; гористый — горка, горный, горочка; кричал — крик, крикнул.
IX. Итог.
-Так как же надо действовать, чтобы правильно писать безударный гласный?
Повторение алгоритма:
1. Прочитать слова и поставить ударение;
2. Найти гласный, который нужно проверить;
3. Подобрать проверочное слово:
I способ: изменить число; II способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.
Список использованной литературы:
-
Учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык 3 класс, 1 часть», «Дрофа», 2008 г.
-
Книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык», Москва: «Первое сентября», 1999 г.