Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубовская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Разбор слов по составу»

подготовила

учитель начальных классов

Шмакова Александра Семёновна

п. Дубовое

2013

Тема. Разбор слов по составу.

Цель: активизация умения выполнять разбор слов по составу.

Задачи: учить применять теоретические знания на практике;

повторить разбор слов по составу;

содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;

способствовать обогащению словаря учащихся;

развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;

развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;

дать представление о причинах успеха в учебе;

воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

В мире много интересного.

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

  1. Мобилизующий этап.

Посмотрите, какую работу нам предстоит выполнить. Мы должны дойти до вершины грамматической пирамиды.

— Для того чтобы настроиться на рабочий лад, давайте решим грамматическую задачу.

Г Б Д

Д Б Г

Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?

  1. Каллиграфическая минутка.

— Из первого задания сделайте вывод, какие буквы будете писать на каллиграфичес-кой минутке?

— Для чего мы проводим каллиграфические минутки?

— Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)

— Давайте составим из букв предыдущего задания соединения букв и пропишем их с комментированием: Гб гд ….

  1. Формулирование темы, учебных задач.

— Давайте поиграем и определим тему урока. Я задаю вопросы и даю варианты ответов. Ваша задача найти правильный ответ и подойти к картинке с номером ответа:

  • Морфема – это:

1. часть речи 3. буква

2. часть слова 4. звук

  • Общая, главная часть родственных слов – это:

1. приставка 3. корень

2. окончание 4. суффикс

  • Может ли быть слово без корня?

1. не знаю 3. да

2. нет

  • Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов – это:

1. приставка 3. корень

2. окончание 4. суффикс

  • Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов – это:

1. приставка 3. корень

2. окончание 4. суффикс

  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – это:

1. приставка 3. корень

2. окончание 4. суффикс

  • Слово без окончания – это:

1. приставка 3. корень

2. корень 4. основа

— Какова же тема урока?

— Сформулируйте учебные задачи: знать …

уметь …

быть …

  1. Словарная работа

1) Поиск нового словарного слова:

— Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.

2

3

4

5

6

Ф

Д

П

Ж

7

Е

Т

Л

К

8

А

Ч

Ь

С

9

Э

А

И

Н

Шифр: 35 16 24 36 21 27 45 (капитан)

— Запишите слово в словарик.

2) Ознакомление с лексическим значением слова

— Кто такой капитан? Дайте понятие этого слова. (1 уч-ся ищет в словаре, остальные отвечают самостоятельно)

— Какое это слово? (многозначное)

3) Введение нового слова в активный словарь

— Составьте словосочетания с каждым из значений слова. (капитан корабля, капитан хоккеистов, капитан – лейтенант)

— Придумайте предложение с новым словом, соответствующее следующей характеристике: побудительное, восклицательное, простое, распространённое.

— Посмотрите на экологическое панно. Что вы там видите? (предлоги)

— Употребите каждый из них с новым словом.

— Что вы назвали: однокоренные слова или формы слова?

— Образуйте родственные слова.

  1. Физкультминутка

Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.

Потянитесь вверх повыше –

Вы достать хотите крышу.

1, 2, 3 – корпус влево поверни,

И руками помотай, поясницу разминай.

Руки в стороны потянем

И на место снова сядем.

  1. Работа по теме урока

    1. Теоретическая минутка.

— Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.

2) Работа в парах — игра «Найди пару»

— Найдите схему к каждому слову:

Новинка

подсказка

фокусник

приехал

выпечка

3) Работа в мини-группах (по 4 человека)

Каждый учащийся берёт карточку с одним предложением. Выполняет задание. Затем из предложений составляется текст.

— Вставьте в слова нужные приставки и суффиксы. Составьте текст, озаглавьте его и назовите тип текста.

От инея …желтели берёз…и и …краснели осин…ки. Вода в реч…е …темнела. Холодный осенний ветер …рывал лист…и и …носил их. Небо часто …крывалось тяжёлыми осен…ими облаками.

4) Работа у доски

— Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

— Укажите связь слов в предложении.

  1. Итог урока.

— Подведём сейчас итог,

А не зря ль прошёл урок?

Вы, ребята, не зевайте,

А скорей мне отвечайте: С помощью каких морфем образуются новые слова?

— Расскажите сначала о приставке, потом о суффиксе по плану:

1. Что это такое?

2. Где стоит в слове?

3. Для чего служит в нашем языке?

4. Привести пример.

  1. Рефлексия.

— Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?

— А какими способами? (Вместе, самостоятельно)

— Где будете применять полученные знания?

— Кому сегодня сопутствовал успех?

— Как вы думаете, почему?

— Заполните таблицу:

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

  1. Домашнее задание.

Упр. 77, Р.т. № 18

Список использованной литературы

1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.

2. Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.

3. Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here