Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубовская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Разбор слов по составу»
подготовила
учитель начальных классов
Шмакова Александра Семёновна
п. Дубовое
2013
Тема. Разбор слов по составу.
Цель: активизация умения выполнять разбор слов по составу.
Задачи: учить применять теоретические знания на практике;
повторить разбор слов по составу;
содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка учащихся;
способствовать обогащению словаря учащихся;
развивать коммуникативные навыки речи, творческий потенциал детей;
развивать речь, устойчивость и объём внимания, умение делать выводы;
дать представление о причинах успеха в учебе;
воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.
Ход урока.
-
Орг. момент.
В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
-
Мобилизующий этап.
— Посмотрите, какую работу нам предстоит выполнить. Мы должны дойти до вершины грамматической пирамиды.
— Для того чтобы настроиться на рабочий лад, давайте решим грамматическую задачу.
Г Б Д
Д Б Г
Какие три перестановки карточек с буквами надо сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы располагались одинаково?
-
Каллиграфическая минутка.
— Из первого задания сделайте вывод, какие буквы будете писать на каллиграфичес-кой минутке?
— Для чего мы проводим каллиграфические минутки?
— Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)
— Давайте составим из букв предыдущего задания соединения букв и пропишем их с комментированием: Гб гд ….
-
Формулирование темы, учебных задач.
— Давайте поиграем и определим тему урока. Я задаю вопросы и даю варианты ответов. Ваша задача найти правильный ответ и подойти к картинке с номером ответа:
-
Морфема – это:
1. часть речи 3. буква
2. часть слова 4. звук
-
Общая, главная часть родственных слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
-
Может ли быть слово без корня?
1. не знаю 3. да
2. нет
-
Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
-
Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
-
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении – это:
1. приставка 3. корень
2. окончание 4. суффикс
-
Слово без окончания – это:
1. приставка 3. корень
2. корень 4. основа
— Какова же тема урока?
— Сформулируйте учебные задачи: знать …
уметь …
быть …
-
Словарная работа
1) Поиск нового словарного слова:
— Рассмотрите таблицу и шифр к ней. Используя знания таблицы умножения, отгадайте новое слово.
-
2
3
4
5
6
Ф
Д
П
Ж
7
Е
Т
Л
К
8
А
Ч
Ь
С
9
Э
А
И
Н
Шифр: 35 16 24 36 21 27 45 (капитан)
— Запишите слово в словарик.
2) Ознакомление с лексическим значением слова
— Кто такой капитан? Дайте понятие этого слова. (1 уч-ся ищет в словаре, остальные отвечают самостоятельно)
— Какое это слово? (многозначное)
3) Введение нового слова в активный словарь
— Составьте словосочетания с каждым из значений слова. (капитан корабля, капитан хоккеистов, капитан – лейтенант)
— Придумайте предложение с новым словом, соответствующее следующей характеристике: побудительное, восклицательное, простое, распространённое.
— Посмотрите на экологическое панно. Что вы там видите? (предлоги)
— Употребите каждый из них с новым словом.
— Что вы назвали: однокоренные слова или формы слова?
— Образуйте родственные слова.
-
Физкультминутка
Сделаем сейчас зарядку,
Организм свой зарядим.
С ленью мы устроим схватку,
Скуку разом победим.
Потянитесь вверх повыше –
Вы достать хотите крышу.
1, 2, 3 – корпус влево поверни,
И руками помотай, поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем.
-
Работа по теме урока
-
Теоретическая минутка.
-
— Вспомните и назовите алгоритм разбора слов по составу.
2) Работа в парах — игра «Найди пару»
— Найдите схему к каждому слову:
Новинка
подсказка
фокусник
приехал
выпечка
3) Работа в мини-группах (по 4 человека)
Каждый учащийся берёт карточку с одним предложением. Выполняет задание. Затем из предложений составляется текст.
— Вставьте в слова нужные приставки и суффиксы. Составьте текст, озаглавьте его и назовите тип текста.
От инея …желтели берёз…и и …краснели осин…ки. Вода в реч…е …темнела. Холодный осенний ветер …рывал лист…и и …носил их. Небо часто …крывалось тяжёлыми осен…ими облаками.
4) Работа у доски
— Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
— Укажите связь слов в предложении.
-
Итог урока.
— Подведём сейчас итог,
А не зря ль прошёл урок?
Вы, ребята, не зевайте,
А скорей мне отвечайте: С помощью каких морфем образуются новые слова?
— Расскажите сначала о приставке, потом о суффиксе по плану:
1. Что это такое?
2. Где стоит в слове?
3. Для чего служит в нашем языке?
4. Привести пример.
-
Рефлексия.
— Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели?
— А какими способами? (Вместе, самостоятельно)
— Где будете применять полученные знания?
— Кому сегодня сопутствовал успех?
— Как вы думаете, почему?
— Заполните таблицу:
Я на уроке | Итог | |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
-
Домашнее задание.
Упр. 77, Р.т. № 18
Список использованной литературы
1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/ Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
2. Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.
3. Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 3 кл.: В 4 частях/Под ред. Н.В. Нечаевой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012 г.