Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоминская средняя общеобразовательная школа»
Каневского района Краснодарского края
Конспект урока по русскому языку
в 3 классе
«Предложение и его смысл. Слова в предложении»
подготовила
учитель начальных классов
Дорош Клавдия Алексеевна
Ст. Новоминская
2011год
Задачи урока:
— знакомство с разделом «Синтаксис», повторение понятия
«предложение», отработка умения определять границы предложений;
— развитие памяти, мышления, внимания на уроке, устной и письменной речи;
— формирование навыков грамотного и каллиграфического письма;
— воспитывать аккуратность ведения тетрадей и любознательность.
Оборудование:
-
Учебник «Русский язык» 3-ий класс, автор С.В.Иванов, тетради учащихся.
-
Карта с изображением дерева с листьями – заданиями для детей.
Оформление доски: сверху посередине – тема урока, ниже слева – материал для чистописания, посередине – картина с изображением дерева с листьями,
справа – стихотворение о листьях.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Повторение изученного
-
Вступительное слово учителя
У.- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
На доске написано стихотворение:
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо – тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
У.- Ребята, Как вы думаете, о каком времени года это четверостишие?
Д.- Это стихотворение об осени.
У.- Правильно!
(Открывается дерево, на котором висят последние разноцветные листья.)
У.— Эти листья не простые. На каждом листочке задание, которое надо выполнить.
За правильные ответы вы будете получать маленькие листочки.
Чей букет из листьев окажется пышнее?
-
У.- Итак, срываем первый лист.
вопросы: — Какая бывает речь?
— Из чего состоит наша речь?
— Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
— Из чего состоят слоги?
(Дети устно отвечают)
У.- Вы правильно отвечали. Наше задание для минутки чистописания находится на следующем листочке.
-
Чистописание = Надо записать буквами эти звуки :
/п//р//э//д//л//а/ж//э//н//и//йэ/
1-стр.- Заглавную и рядом строчную буквы.
2-стр.- Строчные буквы в соединении.
У.- Давайте прочитаем, что у нас получилось?
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
III. Сообщение темы урока
У.- Правильно! Вот оно и будет сегодня в центре внимания нашего урока.
С этого урока начинается изучение нового раздела, который называется «Синтаксис».
(Вывешивается на доску плакат с термином)
У.— «Синтаксис» — греческое слово, в переводе означает «составление», «построение».
Синтаксис изучает словосочетания, предложения, их виды, значение, то, как ведут себя слова
в предложении, как при помощи предложений строится текст.
-
Изучение нового
1. ( Срывает учитель 3-ий лист)
У.— Давайте повторим, что мы уже знаем о предложении.
Для этого на стр. 38-38 учебника выберите правильно и полное
определение предложения. Почему?
Д.- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
У.- Упражнение № 1. = Сравните два столбика.
Как хорошо уметь читать! Горные
читают
спят как хорошо
Горные вершины спят во тьме ночной.
У.— Есть ли смысл в том, что написано в правом столбике? Можно ли назвать это предложением, ведь оно состоит из слов?
(Ответы детей)
2. ( Срывает учитель 4-ий лист )
У.- Выполнение упр. № 2 ( стр. 39)
-
Скоро взойдет над рекой и лесом веселое (солнце, облако).
Все тогда засияет, все перемешается в осеннем темном ( озере,
лесу). Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного ( солнца,
облака, неба) мы слышим их прощальные (разговоры, голоса).
У. — Вам нужно выбрать нужное слово из нескольких слов.
Работа выполняется устно. Это же упражнение задается домашним заданием для письменного выполнения.
Физминутка
3. ( Срывает учитель 5-ий лист)
У.- Работа с пословицами – упр.3 (стр. 39).
Что необходимо сделать, чтобы из слов каждой строчки получилось
предложение?
Д — Для восстановления пословиц нужно поставить слова не только в
определенном порядке, но и в определенной форме.
У.- Выполните это упражнение в парах.
(Дети вместе – попарно обсуждают, а потом записывают пословицы)
У.- Давайте проверим, что у вас получилось. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Ответы детей)
-
Закрепление изученного материала
1. ( Срывает учитель 6-ий лист )
У.- Самостоятельная работа — упр.5.(с.40)
У.- Ребята, какие правила надо знать, чтобы правильно написать
предложение?
Д.- Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения
ставится точка.
У.- В этом тексте 5 предложений. Самостоятельно найдите границы предложений и запишите их в тетрадь.
Учащиеся выполняют самостоятельно, затем проверяется задание
учащимися – консультантами.
-
Итог урока
1. ( Срывает учитель 7-ий лист)
У.- Вот и упал с дерева последний лист с заданием. Зато на ваших
партах лежат целые букеты осенних листьев. У кого же самый
пышный букет?
(Выставление учителем оценок учащимся за урок)
У. — Наш урок мне хочется закончить такими стихами:
И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
Список использованной литературы
1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык.3 класс Ч. 1. М: — « Вентана — Граф», 2010.
2. В.В.Волина « Занимательное азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.
3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: — «Знание»,1995.
4. М.А.Козлова «Я иду на урок» .М: — «Первое сентября»,2000.