Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: «Состав слова.Работа над образованием существительных тематической группы «Февраль».
Учитель начальных классов
Подвальнова Л.В.
Цель урока:обучение способам работы над образованием однокоренных слов,с опорой на ранее приобретённые знания в разделе «Состав слова».
Задачи:
1.Учить детей работать с толковыми словарями,находить лексическое значение слов,видеть и объяснять их образование с точки зрения словообразования.
2.Работать над определением частей речи,умением группировки слов по принадлежности их к частям речи.
3.Закреплять знания словообразовательного,фонетического разбора.
4.Развивать умение видеть интересные,необычные природные явления;воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру,произведениям фольклора,литературному творчеству.
5.Соблюдать здоровьесберегающие компоненты урока:динамику,освещение,режим проветривания,режим работы за столом.
Оборудование:
-орфографические словари
-толковые словари
-текст Н.Сладкова(на каждого ученика)
-распечатка пословиц,примет о феврале
-репродукции картин,иллюстрации,фотографии по теме «Февраль»
-творческая заготовка:альбомный лист дети прдварительно оформляют в стиле «февраль»,с обратной стороны листа разлиновка теради по русскому языку для работы
-музыкальное сопровождение.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово (под музыкальное сопровождение.)
Виктор Лунин.
…На дворе такая стужа-
Даже лёд и тот простужен.
Только вьюги да метели
От усердия вспотели:
Стелят вьюги да метели
Белоснежные постели…
-Какой месяц характеризуется в строках стихотворения В.Лунина?(Февраль).
3.Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас в гостях месяц февраль.Обратите внимание,как вы его изобразили на своих творческих заготовках.В конце урока мы проверим,совпали ли ваши изображения с образом февраля.Итак,все,что мы будем сегодня записывать,о чём будем читать-будет связано с месяцем…(февраль).
-Кстати,а какое сегодня число?(Запись даты и формы работы:____февраля.Классная работа)
-Прочитайте предложение(на доске или через проектор):Февраль-рисует,малюет,красную весну чует.
-К какому жанру устного народного творчества относится оно?(Пословица.)
-Объясните лексическое значение слов «малюет»и «чует».(Малевать-расписывать красками.Чует-чувствует.)
-На чём может рисовать февраль?
4 .Актуализация знаний.
1)Минутка чистописания.(пропись букв Ф,ф с различными сочетаниями и элементами).
2)Звуковой анализ слова «февраль»(Февраль-[ф`иврал`]-7б.,6зв.)-один ученик комментирует у доски.
3)Подбор однокоренных слов.
-К какому времени года относится месяц февраль?(Зима).
-Запись слова «зима».
-Подберите такое однокоренное слово,чтобы оно обозначало имя существительное и было с уменьшительно-ласкательным значением.(Зимушка)
-Запишите ,выделите часть слова,которая образовала его.(Суффикс)
-Теперь подберите такое однокоренное слово,чтобы оно обозначало признак предмета.(Зимний).
-Следующее слово должно быть глаголом прошедшего времени(Перезимовать).
Вывод:какие способы образования слов работали?(Суффиксальный и приставочно-суффиксальный).
-Что вы можете рассказать о приставке?О суффиксе?
5.Сообщение цели урока.
-Определите основную направленность урока?(Работа над словообразованием.)
6.Работа над текстом Н.Сладкова «Круговерть»(текст в приложении)
1)Подготовка.
-Прочитайте пословицу:Феврал-месяц лютый,спрашивает,как обуты.
-Объясните лексическое значение слова «лютый»(Злой).
-С нас сегодня спорс:как мы обуты,т.е. как мы владеем знаниями в области русского языка.
-Перед вами текст.Назовите автора.Название текста.
-Почему такое странное название?
-Что оно может обозначать?
-Запишите его в первый столбик.
-Как образовано это слово?
-Прочитайте текст самостоятельно.
-Какие чувства у вас возникли?
2)Работа над первым абзацем.
-Чтение абзаца одним учеником.
-Как автор называет метель?
-Почему она «косая»?
-Что значит «дымятся сугробы»?
-О каких водопадах идёт речь?
-Прочитайте последнее предложение этого абзаца.
-Что оно означает?
Письменное задание.
-Найдите сложное слово.Выпишите.Произведите разбор по составу.(водопады-один ученик у доски)
-Найдите основные «слова февраля»(сугробы,позёмка)Разберите их по составу.
3.)Работа над вторым абзацем.
-Прочитайте второй абзац.-Что интересного заметили в построении предложения?(Перечисления).
Назовите слова-действия.Как мы их называем?
-Найдите сложное слово(Хоровод).
-Выпишите и разберите его по составу.
4).Работа с 3 абзацем.
-Объясните выражение «белые волны», «белые флаги».
-Над образование какого слова можно задуматься?(Снеговорот)
-Объясните пути его образования.
-Произведите разбор.
5).Работа с 4 абзацем.
-Прочитайте самостоятельно.
-Слова какой части речи преобладают?
-С какой целью автор их использует?
-Выпишите эти слова во второй столбик.
6).Работа с 5 абзацем.
-Объясните значение сочетания первых двух слов(тучи-снегосыпи).
-Выпишите это сочетание.
-Разберите сложное слово.Как оно образовано?
-Найдите подобную конструкцию сочетаний слов(сугробы-снеговеи)
-Выпишите,разберите.
-Что автор говорит о состоянии солнца?Как вы это понимаете?
-Прочитайте последнее предложение.
-Скакой интонацией передаёт автор содержание мысли?
-Найдите ещё слово февраля(круговерть)
-Прочитайте слова в левом столбике.
-Что их объединяет?
-Какими ещё словами можно дополнить этот столбик?(Метель,вихри,снег)
-Прочитайте слова из второго столбика.
-Что можно о них сказать?
-Какими глаголами их можно дополнить?(Свистит,скользит,заметают,веют),
-В данном столбике слов есть синонимы.Найдите их.(Воет-скулит;заносит-заметает).
Вывод:обратите внимание на заглавие текста и его окончание.
-Что можно сказать о его построении?(Грамотность изложения –С чего начал автор,тем и закончил).
7.Физминутка(имитация движений)
-дует ветер,деревья качаются,люди поднимают воротники,ёжатся от холода,пытаются укрыться от ветра,растирают щёки,потирают лалошки,прыгают,постукивают ногами )
-утром закружились снежинки,весело летают,цепляются друр за друга.Пошёл снег.
-К вечеру всё замерло.Берём лопаты,расчищаем дорожки:раз-два-вправо;три-четыре—влево(повторить 3-4 раза)
-На следующее утро вновь выглянуло солнце,и мы улыбнулись друг другу.
8.Закрепление.
-Вы обратили внимание ,что погодные явления менялись очень часто?
А вот и ответ на такую их частую смену:
Февраль-двуликий месяц:и лютень и бокогрей.
-Что интересного видите с точки зрения русского языка?
-Объясните значение слов «лютень», «бокогрей».
-В какой столбик их можно записать(в первый,т.к.существительные)
-Вот и задания у нас тоже разные.Отгадайте загадку.
Подморозило вчера,
Налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы. (Снег)
-Запишите слово снег.Разберите его.
-Подберите и запишите однокоренные слова в порядке схем:
А)корень,окончание(снежок);
Б)корень,суффикс ,окончание(снежинка,снежный)
В)приставка,корень,суффикс,окончание(подснежники).
(Самостоятельное выполнение.Проверка-фронтально)
-Как назывется природное явление,связанное с выпадением снега?(Снегопад)
-Что можно сказать об образовании этого слова?
-К какой колонке можно отнести слово.Запишите.
-Составьте схему этого слова.
-Какие ещё слова из первого столбика можно отнести сюда?(Водопад,снеговорот,снегосыпы,круговерть,бокогрей).
-Замените выражение слово «снег с ветром»(Метель,вьюга,буря)
-Можно ли ими дополнить 1 столбик.Почему?
-Действительно,не только можно,но и нужно.И вот почему.
-Восстановите пословицу: «да,февраль,полетели,под,бури,метели»
-Объясните значение пословицы «Бури да метели под февраль полетели».
-Скоро и бури и метели перестанут,ведь февраль-последний месяц зимы и он подходит к своему окончанию.К концу подходит и наш урок.Пора подводить итог.
9.Итог урока.
-Как знания о словообразовании нам помогли в поиске ответов на вопросы урока?
-Прочитайте пословицу,которая была эпиграфом урока.Как вы считаете,благодаря чему мы смогли найти тематичесую группу слов «Февраль».
-Чем был интересен текст Н Сладкова?
-Совпало ли ваше видение февраля с описанием автора?
10.Домашнее задание.Данная работа нам поможет на последующих уроках использовать слова тематической группы в творческих заданиях по развитию речи.Соответственно и домашнее задание будет тоже своеобразной творческой копилкой.Найдите стихотворные тексты о зиме,о феврале.Выпишите.Произведите разбор по составу имён существительных.Если встретите сложные слова,выделите корни.По желанию можно выучить наизусть.Успехов вам.Спасибо за продуктивную работу.
_____________________________________________________________________________
Приложение.
Свистит косая метель − белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!
Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.
Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом − снеговорот. Над каждой елью − белые флаги.
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.
Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли и до неба!