Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Состав слова.Работа над образованием существительных тематической группы «Февраль».

Учитель начальных классов

Подвальнова Л.В.

Цель урока:обучение способам работы над образованием однокоренных слов,с опорой на ранее приобретённые знания в разделе «Состав слова».

Задачи:

1.Учить детей работать с толковыми словарями,находить лексическое значение слов,видеть и объяснять их образование с точки зрения словообразования.

2.Работать над определением частей речи,умением группировки слов по принадлежности их к частям речи.

3.Закреплять знания словообразовательного,фонетического разбора.

4.Развивать умение видеть интересные,необычные природные явления;воспитывать чувство прекрасного к окружающему миру,произведениям фольклора,литературному творчеству.

5.Соблюдать здоровьесберегающие компоненты урока:динамику,освещение,режим проветривания,режим работы за столом.

Оборудование:

-орфографические словари

-толковые словари

-текст Н.Сладкова(на каждого ученика)

-распечатка пословиц,примет о феврале

-репродукции картин,иллюстрации,фотографии по теме «Февраль»

-творческая заготовка:альбомный лист дети прдварительно оформляют в стиле «февраль»,с обратной стороны листа разлиновка теради по русскому языку для работы

-музыкальное сопровождение.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово (под музыкальное сопровождение.)

Виктор Лунин.

На дворе такая стужа-

Даже лёд и тот простужен.

Только вьюги да метели

От усердия вспотели:

Стелят вьюги да метели

Белоснежные постели…

-Какой месяц характеризуется в строках стихотворения В.Лунина?(Февраль).

3.Сообщение темы урока.

-Сегодня у нас в гостях месяц февраль.Обратите внимание,как вы его изобразили на своих творческих заготовках.В конце урока мы проверим,совпали ли ваши изображения с образом февраля.Итак,все,что мы будем сегодня записывать,о чём будем читать-будет связано с месяцем…(февраль).

-Кстати,а какое сегодня число?(Запись даты и формы работы:____февраля.Классная работа)

-Прочитайте предложение(на доске или через проектор):Февраль-рисует,малюет,красную весну чует.

-К какому жанру устного народного творчества относится оно?(Пословица.)

-Объясните лексическое значение слов «малюет»и «чует».(Малевать-расписывать красками.Чует-чувствует.)

-На чём может рисовать февраль?

4 .Актуализация знаний.

1)Минутка чистописания.(пропись букв Ф,ф с различными сочетаниями и элементами).

2)Звуковой анализ слова «февраль»(Февраль-[ф`иврал`]-7б.,6зв.)-один ученик комментирует у доски.

3)Подбор однокоренных слов.

-К какому времени года относится месяц февраль?(Зима).

-Запись слова «зима».

-Подберите такое однокоренное слово,чтобы оно обозначало имя существительное и было с уменьшительно-ласкательным значением.(Зимушка)

-Запишите ,выделите часть слова,которая образовала его.(Суффикс)

-Теперь подберите такое однокоренное слово,чтобы оно обозначало признак предмета.(Зимний).

-Следующее слово должно быть глаголом прошедшего времени(Перезимовать).

Вывод:какие способы образования слов работали?(Суффиксальный и приставочно-суффиксальный).

-Что вы можете рассказать о приставке?О суффиксе?

5.Сообщение цели урока.

-Определите основную направленность урока?(Работа над словообразованием.)

6.Работа над текстом Н.Сладкова «Круговерть»(текст в приложении)

1)Подготовка.

-Прочитайте пословицу:Феврал-месяц лютый,спрашивает,как обуты.

-Объясните лексическое значение слова «лютый»(Злой).

-С нас сегодня спорс:как мы обуты,т.е. как мы владеем знаниями в области русского языка.

-Перед вами текст.Назовите автора.Название текста.

-Почему такое странное название?

-Что оно может обозначать?

-Запишите его в первый столбик.

-Как образовано это слово?

-Прочитайте текст самостоятельно.

-Какие чувства у вас возникли?

2)Работа над первым абзацем.

-Чтение абзаца одним учеником.

-Как автор называет метель?

-Почему она «косая»?

-Что значит «дымятся сугробы»?

-О каких водопадах идёт речь?

-Прочитайте последнее предложение этого абзаца.

-Что оно означает?

Письменное задание.

-Найдите сложное слово.Выпишите.Произведите разбор по составу.(водопады-один ученик у доски)

-Найдите основные «слова февраля»(сугробы,позёмка)Разберите их по составу.

3.)Работа над вторым абзацем.

-Прочитайте второй абзац.-Что интересного заметили в построении предложения?(Перечисления).

Назовите слова-действия.Как мы их называем?

-Найдите сложное слово(Хоровод).

-Выпишите и разберите его по составу.

4).Работа с 3 абзацем.

-Объясните выражение «белые волны», «белые флаги».

-Над образование какого слова можно задуматься?(Снеговорот)

-Объясните пути его образования.

-Произведите разбор.

5).Работа с 4 абзацем.

-Прочитайте самостоятельно.

-Слова какой части речи преобладают?

-С какой целью автор их использует?

-Выпишите эти слова во второй столбик.

6).Работа с 5 абзацем.

-Объясните значение сочетания первых двух слов(тучи-снегосыпи).

-Выпишите это сочетание.

-Разберите сложное слово.Как оно образовано?

-Найдите подобную конструкцию сочетаний слов(сугробы-снеговеи)

-Выпишите,разберите.

-Что автор говорит о состоянии солнца?Как вы это понимаете?

-Прочитайте последнее предложение.

-Скакой интонацией передаёт автор содержание мысли?

-Найдите ещё слово февраля(круговерть)

-Прочитайте слова в левом столбике.

-Что их объединяет?

-Какими ещё словами можно дополнить этот столбик?(Метель,вихри,снег)

-Прочитайте слова из второго столбика.

-Что можно о них сказать?

-Какими глаголами их можно дополнить?(Свистит,скользит,заметают,веют),

-В данном столбике слов есть синонимы.Найдите их.(Воет-скулит;заносит-заметает).

Вывод:обратите внимание на заглавие текста и его окончание.

-Что можно сказать о его построении?(Грамотность изложения –С чего начал автор,тем и закончил).

7.Физминутка(имитация движений)

-дует ветер,деревья качаются,люди поднимают воротники,ёжатся от холода,пытаются укрыться от ветра,растирают щёки,потирают лалошки,прыгают,постукивают ногами )

-утром закружились снежинки,весело летают,цепляются друр за друга.Пошёл снег.

-К вечеру всё замерло.Берём лопаты,расчищаем дорожки:раз-два-вправо;три-четыре—влево(повторить 3-4 раза)

-На следующее утро вновь выглянуло солнце,и мы улыбнулись друг другу.

8.Закрепление.

-Вы обратили внимание ,что погодные явления менялись очень часто?

А вот и ответ на такую их частую смену:

Февраль-двуликий месяц:и лютень и бокогрей.

-Что интересного видите с точки зрения русского языка?

-Объясните значение слов «лютень», «бокогрей».

-В какой столбик их можно записать(в первый,т.к.существительные)

-Вот и задания у нас тоже разные.Отгадайте загадку.

Подморозило вчера,

Налетела мошкара,

И от этой мошкары

Стали белыми дворы. (Снег)

-Запишите слово снег.Разберите его.

-Подберите и запишите однокоренные слова в порядке схем:

А)корень,окончание(снежок);

Б)корень,суффикс ,окончание(снежинка,снежный)

В)приставка,корень,суффикс,окончание(подснежники).

(Самостоятельное выполнение.Проверка-фронтально)

-Как назывется природное явление,связанное с выпадением снега?(Снегопад)

-Что можно сказать об образовании этого слова?

-К какой колонке можно отнести слово.Запишите.

-Составьте схему этого слова.

-Какие ещё слова из первого столбика можно отнести сюда?(Водопад,снеговорот,снегосыпы,круговерть,бокогрей).

-Замените выражение слово «снег с ветром»(Метель,вьюга,буря)

-Можно ли ими дополнить 1 столбик.Почему?

-Действительно,не только можно,но и нужно.И вот почему.

-Восстановите пословицу: «да,февраль,полетели,под,бури,метели»

-Объясните значение пословицы «Бури да метели под февраль полетели».

-Скоро и бури и метели перестанут,ведь февраль-последний месяц зимы и он подходит к своему окончанию.К концу подходит и наш урок.Пора подводить итог.

9.Итог урока.

-Как знания о словообразовании нам помогли в поиске ответов на вопросы урока?

-Прочитайте пословицу,которая была эпиграфом урока.Как вы считаете,благодаря чему мы смогли найти тематичесую группу слов «Февраль».

-Чем был интересен текст Н Сладкова?

-Совпало ли ваше видение февраля с описанием автора?

10.Домашнее задание.Данная работа нам поможет на последующих уроках использовать слова тематической группы в творческих заданиях по развитию речи.Соответственно и домашнее задание будет тоже своеобразной творческой копилкой.Найдите стихотворные тексты о зиме,о феврале.Выпишите.Произведите разбор по составу имён существительных.Если встретите сложные слова,выделите корни.По желанию можно выучить наизусть.Успехов вам.Спасибо за продуктивную работу.

_____________________________________________________________________________

Приложение.

Свистит косая метель − белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом − снеговорот. Над каждой елью − белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here