Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
п.Кировский Кировского района»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе,
разработанный по технологии системно-деятельностного подхода
«Изменение имен прилагательных по родам»
подготовила
учитель начальных классов
Загороднюк Антонина Григорьевна
пгт. Кировский
2012
Урок № 125
Цели:
Образовательная. Ознакомить с изменением имён прилагательных по родам;
Развивающая. Способствовать развитию умения определять род имён прилагательных;
Воспитательная: Способствовать воспитанию грамотной речи.
Оборудование: учебник, таблица, тетрадь на печатной основе.
Ожидаемый результат: знать, как определить род прилагательных и уметь применять эти знания на практике.
Сказка о Прилагательных. (Читает учащийся)
— Род имён прилагательных. | |
2. Актуализация знаний.
Кл*новый, в*сна, тёплое, со*нце, звёз*ная, м*л*ко, лист, яркое, ран*яя, ноч*.
— Сформулируйте задание и поставьте перед собой цель.
— Разделите слова на группы и запишите их в столбики.
сущ. прилаг. весна кленовый солнце тёплое молоко звёздная лист яркое мост ранняя
-Итак, расскажите всё, что знаете о существительном.
|
— Вставить пропущенные орфограммы и объяснить их. (Устно)
— Предлагают.
(2 группы: существительные и прилагательные)
Это часть речи. Обозначает предмет. Отвечает на вопросы…… Бывает одуш. и неодуш. Имя собст. и нариц. Изменяется по числам, родам и падежам.
|
3. Постановка учебной задачи.
— Расскажите, что вы знаете о прилагательном.
— Вспомните тему урока.
— Какую цель мы поставили перед собой?
-Попробуйте сами определить род у прилагательных. — Предлагайте. — Докажите.
— Затрудняетесь ответить? — Почему возникли противоречия? |
Это часть речи. Обозначает признак предмет. Отвечает на вопросы…
— Изменение прилагательных по родам.
— Научиться определять род имён прилагательных.
(Дети предлагают, я задаю вопрос «Почему?» «Докажи»)
(Мы не знаем, как определить род прилагательных)
|
4. Открытие новых знаний. (Построение проекта выхода из затруднения).
-Давайте попробуем найти правильный ответ на наш вопрос. -Чьё предложение, по вашему мнению, верное? — Давайте проверим.
— Соедините слова 1 и 2 столбиков по смыслу.
Как доказать что мы соединили их верно? -Итак, какой вывод можно сделать?
— Выделите окончания у прилагательных. — Что вы можете о них сказать? — Почему же они разные?
ТАБЛИЦА
— Посмотрите, какие окончания могут быть у прилагательных мужского, женского и среднего рода. . — Окончания это отличительный признак родов прилагательных.
-Определите род существительных и посмотрите на прилагательные. Сделайте вывод.
— Почему?
— А теперь откроем учебник и сравним наш вывод с правилом на стр.126.
-Но одного правила недостаточно. Давайте составим алгоритм, по которому будем работать. 1. С чего начнём?
2. Что определим у существительного? 3. Как определим связь с прилагательным? 4. Что определим у прилагательного? Как? 5. Как убедиться в правильности определения рода у прилагательных?
|
весна кленовый солнце тёплое молоко звёздная лист ранняя ночь яркое
— Нужно задать вопрос.
— Прилагательное всегда связано с существительным.
кленовый — Они разные. тёплое — У них разный род. звёздный ранняя яркое
.
— У прилагательных такой же род.
— Оно же зависит от существительного.
СОСТАВИМ АЛГОРИТМ
1. Найдём существительное, с которым связано прилагательное; 2. Определим род существительного; 3. Задаём вопрос к прилагательному;
4. Определим род прилагательного;
5.Выделим окончания.
|
5. Первичное закрепление.
— А сейчас разберём несколько прилагательных по нашему алгоритму.
Густой лес, знойное лето, зелёная трава, цветные карандаши.
|
Работают у доски с проговариванием (цепочкой)
Нахожу существительное и определяю род; Задаю вопрос к прилагательному; Определяю род прилагательного; Выделяю окончание прилагательного.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Выполните следующее задание самостоятельно, применяя полученные сегодня знания. Стр. 56, № 490.
— Сравните свою работу с образцом. — Какие испытывали затруднения?
-Так как же определяется род у прилагательных?
|
Работают самостоятельно.
Сравнивают с алгоритмом.
— Дети говорят правило. |
7. Включение новых знаний в систему и развитие умений.
-А сейчас работаем в печатных тетрадях. Стр. 31, № 109. (Работают в парах)
|
-Работают самостоятельно.
Взаимопроверка. |
8. Рефлексия.
Над какой темой работали? Какую цель ставили? Достигли ли мы её? Какие были затруднения? Преодолели? |
Отвечают на вопросы.
|
9. Д/ зад. С 56, правило, тетрадь, № 110, 111 |
|
Список использованной литературы
1. Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс в 2 частях. Ч.1., М.: «Дрофа», 2010.
2. Рамзаева Т.Г., Савинкова Л.П. Русский язык: тетрадь для упражнений по русскому языку в 2 частях. Ч.1, М.: «Дрофа», 2010.
3. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.
4. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. Ульяновск, 2008.
5. Полот Е.С., Бухаркина Ю.М. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие. М.: «Академия», 2007.