Урок по русскому языку во втором классе на тему:
«Наблюдение над ролью суффиксов в слове. Определение суффикса»
Учитель начальных классов ГБОУ ООШ №23
г.о. Чапаевск Самарской области
Исмайлова Элеонора Элдаровна
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о суффиксе как о части слова.
Задачи урока:
-
образовательные: находить в словах суффиксы
-
воспитательные: воспитывать дружеское взаимоотношение в коллективе;
-
развивающие: развивать логику, мышление.
Ход урока | Планируемый результат | |
I. Актуализация знаний | Внимание! Внимание! Всем приготовиться! Отправляемся с вами в увлекательное путешествие по стране «Части слова». Едим на поезде. (Учащиеся строятся друг за дружкой и имитируют движение поезда) Объявляется первая остановка, станция «Минутка чистописания». Жители этой станции оставили нам небольшое послание. Прочитайте его. Ч..щ.., ч..й, щ…вель, ч…стота, ч…йник.
Ученик, рябина, карандаш, овощи, Москва, язык, мороз. — Найдите лишнее слово. (Лишним словом может быть слово ученик, потому что отвечает на вопрос кто? и относится к словам-названиям. Лишним словом может быть также слово Москва, потому что является именем собственным и состоит из двух слогов, в остальных словах по три слога)
Рефлексия
| Регулятивные УУД: — выполнять учебное задание с взаимопроверкой; — осуществлять личностную и познавательную рефлексию. Коммуникативные УУД: — развивать умение работать в паре; согласовывать позиции и находить общее решение Познавательные УУД: — развивать умение работать с группой слов, находить среди них лишние и аргументировать свой ответ. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | Дальше мы поплывём на корабле. Посмотрите-ка вдали виднеется остров. Как же он называется? («Новая часть слова»). Смотрите, на земле лежит какой-то свёрток. Наверное, это послание жителей, обитающих на этом острове. Давайте развернём его. Что же там написано? ( Один из учеников читает послание: «Рассмотрите внимательно кадр фотоплёнки на странице 78 вашего учебника. Какой фрагмент из жизни Вовы Колесникова и Пети Зайцева запечатлён на этом снимке») Учащиеся объясняют, что Петя прибил к корню суффикс -ОК-. — Был у нас корень, а получился маленький корешок. — Сравните слово корень и корешок. Что общего? Чем они различаются? (В слове корешок появилась новая часть слова суффикс -ок-. В корне слова наблюдается чередование согласных букв к/ч )
Грамматическая сказка (демонстрируется сказка предварительно заснятая с помощью документ-камеры) В одной удивительной стране жили-были слова. Отличались эти слова особой твердостью и решительностью. Это были зуб, лёд, глаз, мёд, гриб, дуб и многие другие слова, имеющие такой же характер. Но вот появился суффикс -ОК-. Как только он начинал дружить с этими словами, они сразу уменьшались и превращались в малышей. Вот вместо могучего векового ДУБА появился маленький ДУБОК. Вместо огромной банки МЁДА едва заметный МЕДОК, а большой ГЛАЗ превратился в чудесный ГЛАЗОК. ГРИБ стал уменьшаться в размерах и возник ГРИБОК. ЛЁД стал таять и появился маленький ЛЕДОК. И с какими бы словами не дружил суффикс -ОК- все они уменьшались и становились очень маленькими.
Постановка целей урока
| Регулятивные УУД: — развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; — развивать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике; — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Личностные УУД: — проявлять интерес к изучению темы; — обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний одноклассников; — высказывать своё отношение к героям учебника.
|
III. Развитие умений, применение знаний | Упр.123.
1. Прочитать слова. 2. Определить, что общего у этих слов. 3. Определить, как называется эта часть слова. — Сделайте соответствующие записи в тетради.
Упр.124.
1. Прочитать пары слов. 2. Обратить внимание на знакомые суффиксы. 3. Записать пары слов. Выделить корень. 4. Выделить суффиксы. — Сделайте соответствующие записи в тетради.
Работа в парах Один ученик называет слово, а другой его уменьшает при помощи суффиксов -ОК-, —ИК-, -ЁНОК-, — ОНОК-. Каждая пара делает соответствующие записи в тетради.
Теремок, лесок, клок, листок, носик, крик, домик, слоник.
| Регулятивные УУД: — развивать умение высказывать предположения на основе работы с материалом учебника; — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — осуществлять личностную и познавательную рефлексию. Коммуникативные УУД: — развивать умение работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике; — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
IV. Итог урока | — На вопрос, что такое суффикс, Петя Зайцев ответил следующим образом: «Суффикс — это часть слова». Вова Колесников сказал:«Суффикс — это часть предложения». Катюша Персикова возразила: «Суффикс — это самостоятельное слово». Кто из ребят оказался прав? (Петя Зайцев) (тестирование с помощью ProClass) С какими суффиксами мы сегодня с вами познакомились? Как определить, есть ли в слове суффиксы? Рефлексия Наше путешествие подошло к концу.
| Регулятивные УУД — осуществлять личностную и познавательную рефлексию |
V. Домашнее задание. | Записать в тетради пять-семь слов с суффиксами -ОК-, -ИК-. Выделить в этих словах корень и суффикс. |
|
Деятельность учеников:
-
находить и выделять в словах суффиксы, аргументировать правильность выбора
-
работать в пара
Используемые источники:
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. — М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
-
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2010.