Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоаннинская средняя школа №5
Новоаннинского района Волгоградской области
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Однокоренные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Петрова Людмила Дмитриевна
г. Новоаннинский
2014
Технологическая карта урока русского языка
Класс:2 класс
УМК « Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык»2 класс
А.В. Полякова,Москва, «Просвещение»
Тема урока: «Однокоренные слова»
Цели и задачи:
Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных)через реализацию монопрокта по теме: «Однокоренные слова»
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— развитие умения работать с информацией;
— развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
— развитие умения использовать различные способы поиска информации;
— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
— формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
— формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
— формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД)
.3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
— освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
— овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
— воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Время, мин | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну—ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | 7 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны слова круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «орфограмма», формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: — постановка и решение проблемы; Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | 5 | Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. | Наблюдение. | Ф | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: — оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: — классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Работа над темой. | 11 | Подведение детей к самостоятельному выводу | Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? Где слова родные (однокоренные)? | Наблюдение, работа с текстом (сравнение)
| Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. | Регулятивные: — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. — знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! — Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказатель-ство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: — выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: — составление плана и последовательности действий.
| ||
Первичное закрепление нового материала | 7 | Развитие умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». (Приложение 1)
| Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке | Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию | Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; — оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Выявление однокоренных слов | Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! | Работа с учебником (106, стр 51) | Г, П | Помещает слова | Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы | Регулятивные: — умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: — построение логической цепи рассуждений; Личностные: — формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: — управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); — владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | ||
Психофизическая тренировка
| 1 | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | П | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: — умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Гимнастика для глаз. | 1 | Снятие усталости с глаз | Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | Ф | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации |
|
Самопроверка | 3 |
| Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер — ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | И, | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: — умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; — умение выделить нравственный аспект поведения; — готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Игра «Суета». Больной, больница, большой. Путь, дорога, путник. Вода, река, водяной. Часовщик, час, часть. Работа с использованием локальной сети.
| Рефлексия, контроль, интерактивная игра «Суета» | Ф,П, Г | Задает вопросы | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: — оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | — Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах. Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живешь лесах? Л…сий хвост замел следы. Где л…сичка? Видел ты? | Работа с учебником №107, стр 52 | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: — преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. — самостоятельное формулирование познавательной цели; — построение логической цепи рассуждений; — самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: — постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | 1 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились! Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Рефлексия, КОД | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: — оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; — осуществлять итоговый контроль Личностные: — оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. — проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Список использованной литературы
1. Учебник: «Русский язык»2 класс
А.В. Полякова,Москва, «Просвещение»