Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №2

г.Ртищево Саратовской области»

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Систематизация знаний и умений по теме «Текст»

подготовила

учитель начальных классов

Костомясова Ирина Викторовна

г. Ртищево
2014

Предмет : русский язык Класс : 2 класс Тема и номер урока в теме : раздел «Текст», урок №27 «Систематизация знаний и умений по теме «Текст» Базовый учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012

Цель урока:

Цель для учителя:

развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;

систематизация знаний о тексте, его признаках.

Цель для учащихся:

Озаглавливать текст.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.

Тип урока: урок построение систематизация знаний. Формы работы учащихся: работа в паре, в группе, самостоятельная работа с самооценкой.

Формирование УУД:

Личностные:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД:

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  •  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  •  Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре, группе.

Основные понятия, определения: текст, части текста, заголовок, главная мысль текста.

Оборудование: компьютер с выходом в сеть, проектор, экран, толковые словари, таблицы для работы в паре, учебник.

Ход урока:

  1. Мотивация УД. (слайд №2)

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему …привет!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой …привет!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям…привет!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго …привет!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям …привет!

— Давайте начнем нашу работу с хорошего настроения!

  1. Актуализация знаний. (слайд №3)

Как вы думаете, может ли быть чудо обыкновенным? (высказывания ребят)

Посмотрите, какое обыкновенное чудо у меня в руках! (показывает букет из осенних листьев) Почему этот букет можно назвать обыкновенным чудом? (высказывания ребят)

Осенние листья приглашают нас в парк на прогулку. Интересно вам узнать, какие чудеса могут встретиться в обычном парке? (ответы) Тогда в путь!

1. Чистописание.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Систематизация знаний и умений по теме «Текст»Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Систематизация знаний и умений по теме «Текст» Давайте для нашего путешествия проложим тропинку. Из каких элементов она состоит?

т Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Систематизация знаний и умений по теме «Текст»

т

2.Работа с деформированным предложением.

— Какое же это чудо идти по осеннему парку и шуршать опавшими листьями! Изобразите звуками шуршание листьев (учащиеся изображают шуршание листьев)

— Я предлагаю вам собрать букеты — предложения из листьев. Следите за тем, чтобы в них были листья разных цветов. (Ресурс: Конструирование предложений (N 193584)

(Хорошо в парке осенью. Под кустом шуршит ёжик. Высоко стучат пёстрые дятлы. Ещё тепла всем хочется!)

— Прочитайте предложение про ёжика, запишите его по памяти. Подчеркните орфограммы.

(запись учащимися предложения по памяти с самопроверкой)

— А вы знаете, сколько живут ежи? ( в природе от 3-х до5-ти лет, в неволе от 8-ми до 10-ти лет) (слайд №4)

— Наш старый ёж – редактор журнала. А что означает слово «редактор»? Где мы можем найти информацию об этом слове? (ответы учащихся)

— Обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова (учащиеся зачитывают определение слова «редактор») (слайд №5)

Редактор — человек, который редактирует что-нибудь; специалист по редактированию.

— А что означает слово редактировать? (Редактировать — проверять или исправлять текст при подготовке к печати.)

— Предлагаю вам побыть в роли редакторов. Старый ёж спрашивает вас: Можно ли запись «Под кустом шуршит ёжик» считать текстом? Почему? (слайд №6) Работая в паре, отредактируйте таблицу «Признаки предложения и текста»:

(Ресурс: Сравнение текста и предложения (N 193886)

Предложение

Текст

Из чего состоит?

Из слов. Предложение может состоять из одного слова.

Из предложений.

Какова роль в языке?

Выражает законченную мысль, содержит сообщение, вопрос, побуждение.

Содержит повествование, описание, рассуждение.

Каково строение?

Имеет грамматическую основу.

Есть вступление, основная часть, концовка.

Сравните свою работу с образцом (выполняется самооценка) (слайд №6, по щелчку) (Ресурс: Сравнение текста и предложения (N 193886)

Сделайте вывод, ответив на вопрос: Что такое текст?

Физминутка

Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождём шумит!

  1. Формулирование темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы завершаем работу над большим разделом «Текст» (слайд №7). Какие вопросы можно задать по этой теме? (формулирование вопросов учениками)

Вопросы предоставляются на слайде (слайд №7, по щелчку):

  • Что такое текст?

  • Чем отличается текст от предложения?

  • Для чего нужно заглавие?

  • Какие части должны быть в тексте?

  • Как собрать «рассыпанный» текст?

На основе вопросов составим план урока. (Составляют план урока)

План (слайд №8)

1.Текст.

2.Конструирование текста.

3.Заглавие текста.

4. Части текста.

— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

  1. Систематизация и повторение.

1. Роль заголовка в тексте. (Ресурс: Роль заглавия в тексте (N 193334)

— Редактор Ёж в своем журнале нашел заголовки из текстов. Догадайтесь, из какого они журнала (слайд №9)? (предположения ребят)

Лесная газета.

Барсук в гараже.

Осторожно – косуля!

Шишка под снегом.

Кофейное дерево.

— Как вы думаете, о чём эти тексты? (высказывания ребят)

Вывод: Какую роль играет заголовок в тексте? (учащиеся делают вывод)

2.Работа со словарными словами.

— Какие словарные слова встретились в заголовках текстов? (газета, гараж)

— Что их объединяет?(Они начинаются на букву «г»).

— Запишите слова. Подберите еще несколько словарных слов на букву «г». Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую орфограмму.

3. Работа с деформированным текстом. (в соответствии с упр.3 учебника стр. 34)

(Ресурс: Составь текст из частей (N 193578)

— У старого Ежа есть друг – Паучок. Он запутался в своей паутине. (слайд №10) Поможем ему! Прочитайте части текста. Что нам нужно сделать, чтобы превратить эту запись в текст? (ответы учащихся)

— Самостоятельно прочитайте части текста. Обсудите в паре, как можно поменять части. Направьте Паучка от начала к концу текста.(в паре составляют текст из частей)

— Прочитайте текст. Из чего он состоит? (из предложений)

— Как называются части текста? (вступление, основная часть, концовка)

— Как можно озаглавить этот текст? (высказывания учащихся)

— Что содержит в себе этот текст: повествование, описание, рассуждение? (ответы учащихся)

— Спишите основную часть текста (слайд №10, по щелчку).

( Паучок мечтал увидеть весь мир. Для этого он начал плести огромную паутину. Малыш не знал, что осенью можно полетать и на маленькой паутинке.)

4.Наблюдение над словом.

Старый Ёж предлагает рассмотреть вам слово «паучок» с разных сторон. Работаем по группам (слайд №11):

1-я группа: разделите слово на слоги и для переноса.

2 группа: запишите транскрипцию слова.

3 группа: запишите однокоренные слова, выделить корень.

(трое учащихся работают у доски, проводится алгоритм самооценки)

  1. Итог урока (слайд №12).

Ответьте на вопросы, заданные в начале урока (помещённые на слайде).

Что такое текст?

Чем отличается текст от набора предложений?

Для чего нужно заглавие?

Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?

Какие части должны быть в тексте?

Как собрать «рассыпанный» текст?

  1. Рефлексия деятельности (слайд №13).

Какие чудеса встретились на уроке?

Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чём испытали затруднения?

Кто из ребят работал лучше всего?

  1. Домашнее задание (слайд №14). Записать текст упр.№3 стр.34

Список использованной литературы

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Название ресурса

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР

1

Конструирование предложений (N 193584)

Конструирование предложений

(N 193584)

2

Сравнение текста и предложения

(N 193886)

Сравнение текста и предложения

(N 193886)

3

Роль заглавия в тексте (N 193334)

Роль заглавия в тексте (N 193334)

4

Составь текст из частей (N 193578)

Составь текст из частей (N 193578)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here