Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №2
г.Ртищево Саратовской области»
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Систематизация знаний и умений по теме «Текст»
подготовила
учитель начальных классов
Костомясова Ирина Викторовна
г. Ртищево
2014
Предмет : русский язык Класс : 2 класс Тема и номер урока в теме : раздел «Текст», урок №27 «Систематизация знаний и умений по теме «Текст» Базовый учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012
Цель урока:
Цель для учителя:
– развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: прогнозирование содержания текста по заглавию, озаглавливание, составление текстов из частей, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке и чтение полученных текстов;
– систематизация знаний о тексте, его признаках.
Цель для учащихся:
– Озаглавливать текст.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
– Называть признаки текста. Отличать текст от набора предложений, записанных, как текст.
– Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью.
– Конструировать тексты из рассыпанных предложений, абзацев.
– Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы.
Тип урока: урок построение систематизация знаний. Формы работы учащихся: работа в паре, в группе, самостоятельная работа с самооценкой.
Формирование УУД:
Личностные:
-
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Познавательные УУД:
-
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-
Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД:
-
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
-
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
-
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
-
Развиваем умение слушать и понимать других.
-
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
-
Оформлять свои мысли в устной форме.
-
Умение работать в паре, группе.
Основные понятия, определения: текст, части текста, заголовок, главная мысль текста.
Оборудование: компьютер с выходом в сеть, проектор, экран, толковые словари, таблицы для работы в паре, учебник.
Ход урока:
-
Мотивация УД. (слайд №2)
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему …привет!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой …привет!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям…привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго …привет!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям …привет!
— Давайте начнем нашу работу с хорошего настроения!
-
Актуализация знаний. (слайд №3)
— Как вы думаете, может ли быть чудо обыкновенным? (высказывания ребят)
— Посмотрите, какое обыкновенное чудо у меня в руках! (показывает букет из осенних листьев) Почему этот букет можно назвать обыкновенным чудом? (высказывания ребят)
— Осенние листья приглашают нас в парк на прогулку. Интересно вам узнать, какие чудеса могут встретиться в обычном парке? (ответы) Тогда в путь!
1. Чистописание.
— Давайте для нашего путешествия проложим тропинку. Из каких элементов она состоит?
т
2.Работа с деформированным предложением.
— Какое же это чудо идти по осеннему парку и шуршать опавшими листьями! Изобразите звуками шуршание листьев (учащиеся изображают шуршание листьев)
— Я предлагаю вам собрать букеты — предложения из листьев. Следите за тем, чтобы в них были листья разных цветов. (Ресурс: Конструирование предложений (N 193584)
(Хорошо в парке осенью. Под кустом шуршит ёжик. Высоко стучат пёстрые дятлы. Ещё тепла всем хочется!)
— Прочитайте предложение про ёжика, запишите его по памяти. Подчеркните орфограммы.
(запись учащимися предложения по памяти с самопроверкой)
— А вы знаете, сколько живут ежи? ( в природе от 3-х до5-ти лет, в неволе от 8-ми до 10-ти лет) (слайд №4)
— Наш старый ёж – редактор журнала. А что означает слово «редактор»? Где мы можем найти информацию об этом слове? (ответы учащихся)
— Обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова (учащиеся зачитывают определение слова «редактор») (слайд №5)
Редактор — человек, который редактирует что-нибудь; специалист по редактированию.
— А что означает слово редактировать? (Редактировать — проверять или исправлять текст при подготовке к печати.)
— Предлагаю вам побыть в роли редакторов. Старый ёж спрашивает вас: Можно ли запись «Под кустом шуршит ёжик» считать текстом? Почему? (слайд №6) Работая в паре, отредактируйте таблицу «Признаки предложения и текста»:
(Ресурс: Сравнение текста и предложения (N 193886)
Предложение | Текст | |
Из чего состоит? | Из слов. Предложение может состоять из одного слова. | Из предложений. |
Какова роль в языке? | Выражает законченную мысль, содержит сообщение, вопрос, побуждение. | Содержит повествование, описание, рассуждение. |
Каково строение? | Имеет грамматическую основу. | Есть вступление, основная часть, концовка. |
— Сравните свою работу с образцом (выполняется самооценка) (слайд №6, по щелчку) (Ресурс: Сравнение текста и предложения (N 193886)
— Сделайте вывод, ответив на вопрос: Что такое текст?
Физминутка
Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождём шумит!
-
Формулирование темы и целей урока.
— Сегодня на уроке мы завершаем работу над большим разделом «Текст» (слайд №7). Какие вопросы можно задать по этой теме? (формулирование вопросов учениками)
Вопросы предоставляются на слайде (слайд №7, по щелчку):
-
Что такое текст?
-
Чем отличается текст от предложения?
-
Для чего нужно заглавие?
-
Какие части должны быть в тексте?
-
Как собрать «рассыпанный» текст?
– На основе вопросов составим план урока. (Составляют план урока)
План (слайд №8)
1.Текст.
2.Конструирование текста.
3.Заглавие текста.
4. Части текста.
— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
-
Систематизация и повторение.
1. Роль заголовка в тексте. (Ресурс: Роль заглавия в тексте (N 193334)
— Редактор Ёж в своем журнале нашел заголовки из текстов. Догадайтесь, из какого они журнала (слайд №9)? (предположения ребят)
Лесная газета.
Барсук в гараже.
Осторожно – косуля!
Шишка под снегом.
Кофейное дерево.
— Как вы думаете, о чём эти тексты? (высказывания ребят)
Вывод: Какую роль играет заголовок в тексте? (учащиеся делают вывод)
2.Работа со словарными словами.
— Какие словарные слова встретились в заголовках текстов? (газета, гараж)
— Что их объединяет?(Они начинаются на букву «г»).
— Запишите слова. Подберите еще несколько словарных слов на букву «г». Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую орфограмму.
3. Работа с деформированным текстом. (в соответствии с упр.3 учебника стр. 34)
(Ресурс: Составь текст из частей (N 193578)
— У старого Ежа есть друг – Паучок. Он запутался в своей паутине. (слайд №10) Поможем ему! Прочитайте части текста. Что нам нужно сделать, чтобы превратить эту запись в текст? (ответы учащихся)
— Самостоятельно прочитайте части текста. Обсудите в паре, как можно поменять части. Направьте Паучка от начала к концу текста.(в паре составляют текст из частей)
— Прочитайте текст. Из чего он состоит? (из предложений)
— Как называются части текста? (вступление, основная часть, концовка)
— Как можно озаглавить этот текст? (высказывания учащихся)
— Что содержит в себе этот текст: повествование, описание, рассуждение? (ответы учащихся)
— Спишите основную часть текста (слайд №10, по щелчку).
( Паучок мечтал увидеть весь мир. Для этого он начал плести огромную паутину. Малыш не знал, что осенью можно полетать и на маленькой паутинке.)
4.Наблюдение над словом.
— Старый Ёж предлагает рассмотреть вам слово «паучок» с разных сторон. Работаем по группам (слайд №11):
1-я группа: разделите слово на слоги и для переноса.
2 группа: запишите транскрипцию слова.
3 группа: запишите однокоренные слова, выделить корень.
(трое учащихся работают у доски, проводится алгоритм самооценки)
-
Итог урока (слайд №12).
– Ответьте на вопросы, заданные в начале урока (помещённые на слайде).
– Что такое текст?
– Чем отличается текст от набора предложений?
– Для чего нужно заглавие?
– Как выбрать заглавие к тексту/озаглавить текст?
– Какие части должны быть в тексте?
– Как собрать «рассыпанный» текст?
-
Рефлексия деятельности (слайд №13).
— Какие чудеса встретились на уроке?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чём испытали затруднения?
– Кто из ребят работал лучше всего?
-
Домашнее задание (слайд №14). Записать текст упр.№3 стр.34
Список использованной литературы
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник . 2 класс. – М.: Баласс, 2012
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Название ресурса | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР | |
1 | Конструирование предложений (N 193584) | Конструирование предложений (N 193584) |
2 | Сравнение текста и предложения (N 193886) | Сравнение текста и предложения (N 193886) |
3 | Роль заглавия в тексте (N 193334) | Роль заглавия в тексте (N 193334) |
4 | Составь текст из частей (N 193578) | Составь текст из частей (N 193578) |