Сургутанова Дарья Викторовна
МБОУ СОШ №14 г. Ангарск Иркутская область
Учитель начальных классов, 2014 год
Предмет: Обучение грамоте и письмо
Класс: 1
Тип урока: Открытие новых знаний
УМК: «Школа 2100»
Технологическая карта
Тема | Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б. | ||||
Цель (планируемый результат) | Дети будут знать новую букву; характеризовать звуки, которые она обозначает; научатся читать слоги и слова с ней; узнают написание письменной строчной буквы б, слогов и слов с ней. | ||||
Задачи | Познакомить с новыми буквами Б, б и обозначаемыми ими звуками. Закрепить умение характеризовать звуки. Развивать навык слогового чтения. | ||||
Формируемые УУД | Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности (самоопределение) Регулятивные: совместно с учителем ставить цель, планировать уч.деятельность, оценивать свои достижения Познавательные: совместно с учителем формулировать проблему и познав. цель, искать необходимую информацию, моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли | ||||
Основные понятия | Буква, звук, слог; звук: согласный, звонкий, мягкий, твёрдый. | ||||
Ресурсы | Букварь, пропись №5, доска, проектор, презентация Microsoft PowerPoint. | ||||
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты УУД | |
1. Орг. момент | Ну, скорей проверь дружок: Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, думать и запоминать? Сегодня мы отправляемся в путешествие в Букволенд. | Создаёт положительный эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку. | Проверяют готовность к уроку. |
| |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | 1 6 Что обозначает это слово ? (Земля букв или страна букв). Мы будем путешествовать по разным районам этой страны. Посмотрите на карту. Как они называются? Мы встретимся с жителями этой страны. (слайд 2) Мы отправляемся в Буквино. (слайд 3). Сейчас возьмите листочки со схемами знакомых жителей и закончите их: нарисуйте шапочки, раскрасьте башмачки. Назовите жителей страны. Покажите свои карточки. (1 ряд – гласные, 2 ряд – звонкие согласные, 3 ряд – глухие гласные). Алгоритм формирования самооценки: – Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 1. – Откройте свои «Буквари» на с. 110. – Как вы думаете, какая будет тема урока? – Давайте составим план сегодняшнего урока. План (примерный) 3 2 1) Знакомство с новым звуком и новой буквой. 2) Звуко-буквенный анализ слов. 3) Знакомство с написанием буквы Б. 4) Чтение слогов и слов. 5) Работа над лексическим значением слов. 6) Чтение предложений и текстов. 7) Письмо слов и предложений. | Организует учебную деятельность учеников.
|
Раскрашивают «ножки» звуковичков, дорисовывают звоночки, шляпки.
Оценивают свою работу.
Составляют примерный план урока совместно с учителем. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
| |
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | Знакомство со звуками [б], [б’]. Посмотрите на картинку. (Слайд 4) Что здесь нарисовано? Кто здесь нарисован? Что общего у этих слов? Назовите слова cо звуком [б]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, твердый). Теперь со звуком [б’]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий). Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой б. Давайте нарисуем шляпку и раскрасим башмачки на схеме. (Слайд 5) 1. Звуко-буквенный анализ 2–3 слов. Алгоритм формирования самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Знакомство со строчной буквой б. – Найдите на ленте букв букву, которой обозначаются эти звуки. – Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б. – На что похожа буква? Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев.) Буква Б проснётся рано. Буква Б – бочонок с краном.(В. Степанов.)(слайд 6) 3. Работа в «Букваре». 2 3 4 Мы отправляемся в другой район Слоговое. 2) Чтение слогов.– Прочитайте слоги про себя. Прочитайте вслух, меняя громкость от шёпота до громкого декламирования. – Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’]. – Как обозначена на письме мягкость согласного? – Отметьте мягкий звук зелёной точкой. – Прочитайте слоги, в которых есть звук [б]. – Как обозначена на письме твёрдость согласного? – Отметьте синим цветом. 3) – Поиграем со слогами. Один ученик читает по выбору слог, а его сосед по парте договаривает так, чтобы получилось слово. Прочитайте слоги ба – бо – бу – бы. Как обозначена твердость согласного? Слоги би – бе, как обозначена мягкость согласного? Давайте поиграем, я показываю слог, вы называете слова с этим слогом. (Слайд 7) – Что нового мы для себя сейчас открыли? – Что ещё нам предстоит сделать? – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 4. Работа в прописи. 2 5 1) – Откройте прописи на с. 5. Посмотрите на табло. – Из каких элементов состоит строчная буква? – Чем отличается от печатной? – В каких буквах эти элементы встречаются? – Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с неё начинается слово, овал пишется, как у буквы а, затем верхний элемент. Посмотрите, как пишется буква б. (Слайд 8). Физминутка Начитаем работать ниже верхней линии рабочей строки, пишем овал, затем верхний элемент – клюшку. Письмо буквы в воздухе. А теперь откроем прописи на с. 5 Проверьте посадку, положение прописи. Обведите букву в рамке. Теперь обведите элементы буквы и. Запись элементов буквы и самой буквы. Обратить внимание на наклон. Письмо буквы Б и буквы О разными цветами: сначала на всей строчке синим обвести строчную букву О, а потом обвести на строчке букву Б зелёным цветом. Аналогично разными цветами запись наклонной линии и строчной буквы б. 2) Запись слогов и буквосочетаний. – Прочитайте слоги и буквосочетания. – Как буква Б соединяется с последующими буквами? (При помощи соединительного элемента.) – Какие буквы с Б соединяются внизу, а у каких – верхнее соединение? – Запишите слоги, буквосочетания. Используйте разные цвета для соединений. | Организует учебную деятельность учеников. Сравнение звука б и б’
Помогает ученикам составить звуко-буквенный анализ слов. Организует самооценку учащихся.
Работа в букваре. Чтение слов, слогов.
Игра «Доскажи слово» (слайд 7).
Анализ проделанной работы.
показ написания строчной буквы б (слайд 8)
Физминутка
Письмо буквы в воздухе.
Задание. Письмо букв разными цветами.
|
Делают звуко-буквенный анализ слов. Оценивают себя.
работа с лентой букв. Определяют на что похожа буква Б.
Работа в букваре. чтение слогов, меняя громкость от тихого до более громкого. Чтение слов где есть звук б и звук б’.
Анализ проделанной работы.
Определяют, из каких элементов состоит строчная буква б. Анализируют написание буквы.
Выполняют упражнение под музыку. Письмо буквы б в воздухе.
Повторяют правило письма, как сидеть,положение тетради.
Письмо букв в прописи разными цветами. Письмо слогов, слов.
Запись слогов и буквосочетаний. Анализ соединений букв. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| |
4. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». 5 6 2 Сейчас мы отправляемся в район Словино. Как вы думаете, с кем или чем мы там встретимся? Откройте «Букварь» на странице 112. Читаем слова 1 столбика. Посмотрите на картинки и скажите, что они обозначают. (Бра – настенный светильник. Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной или недоброкачественное изделие. Брат – сын по отношению к другим детям своих родителей. Брод – мелкое место в реке.) (Слайды 8, 9) Прочитайте слова 2 столбика. Что они обозначают? Давайте узнаем значение этих слов Прочитайте слова 3 столбика. Как пишутся слова в банке и в банке? Значение у них одинаковое? Посмотрите на картинку. В какой банке помидоры? А где находится банкир? Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение называются омонимами. (Слайд 10) банк – учреждение, которое проводит различные денежные операции; банкир – владелец банка; банкнота – бумажные деньги; банкрот – должник, отказывающийся платить банку (кредиторам) из-за своего разорения; банка – сосуд цилиндрической формы. 2) Чтение предложений. – Прочитайте 1-е предложение. – Какое слово повторяется в предложении? – У этого слова одно значение? – Может ли банкир оказаться в банке, где помидоры? (Нет. Он в здании – в банке.) – Прочитайте 2-е предложение. – Что и куда сдала Марина Ивановна? – Кто она? – Как пишется слово кассир? – Подберите однокоренные слова. – Напечатайте их в тетради. (Касса, кассовый.) – Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Выделите заглавные буквы уголком. – Чему мы сейчас учились? – Какие знания повторили? – А что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Гимнастика для глаз 2. Работа в прописи. 4 2 1) Написание слов. – Прочитайте слова. Что означает каждое слово? – Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – читается слева направо и справа налево одинаково.) – В каких словах не совпадают произношение и написание? (Бег, боб, берег.) – Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании? – Как соединяется буква б с последующими буквами? (При помощи соединительного короткого элемента.) – Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву. Учитель показывает на доске написание слова боб. Обведение письменного образца. 2) Упражнение на различие звуков [б] – [д], букв б и д. – Прочитайте слова следующей строчки. – Какие это слова? (Однокоренные.) – Выделите корень. – Что такое дубрава? – Произнесите слова дуб, дубки. – Сравните, как они пишутся и как звучат. Что заметили? – А почему пишем букву Б? – Подчеркните букву Б в однокоренных проверочных словах. – Звонкие звуки [б] и [б’], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушаются и превращаются в звуки [п] и [п’]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные. Обведение слов. Подчёркивание «опасных мест» в словах. – А как вы думаете, почему в уроке, посвящённом букве б, есть целая строчка слов с буквой д? Учитель обращает внимание на надстрочный и подстрочный элементы этих букв и предупреждает о возможных ошибках. 4 3. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 Чтение слов и текста. 1) Чтение 6-го столбика слов, выделение корня, суффиксов. Вывод: при помощи суффиксов образуются новые слова. Отправляемся в район Рассказово(.слайд 13) 2) Чтение текста (с. 110). а) До чтения. – Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного? – Что случилось? Вы узнали мальчика? – О каких словах, подходящих к этой иллюстрации, мы уже сегодня говорили? – Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте? б) Чтение про себя, затем вслух по одному предложению. После 1-го предложения: – Что значит «кто кем станет»? Замените другими словами. (Какую выберет профессию; кем будет работать.) После 2-го предложения: – Почему Маша хочет быть библиотекарем? – Чем занимаются люди этой профессии? После 3-го и 4-го предложений: – Кто и что повлияло на Петин выбор? – Как он про свою мечту говорит? (Гордо.) – Почему? После 5–6-го предложений: – Кем хочет стать Вова? После 7-го предложения: – Какие слова Вовы развеселили всех? После 8-го предложения: – Ответьте на вопрос. в) Беседа после чтения. – Кем на самом деле хочет стать Вова? – Почему он ошибся? (Спутал значения однокоренных слов банкир и банкрот.) – Сколько ребят участвовало в разговоре? – Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог.) – Прочитайте только слова автора. – Как можно назвать весь этот диалог? г) Подготовка к выразительному чтению по ролям. – Кто произносит каждую реплику? – Как он её произносит? – Найдите и отметьте слова автора. – Какое предложение надо прочитать с вопросительной интонацией? д) Упражнения в чтении: подготовка чтения в парах, выразительное чтение вслух. Вопросы к ученикам, прочитавшим текст: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. е) – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) Физминутка 4. Работа в прописи. 4 2 5 1) Списывание слов с печатного образца. – Прочитайте все слова. Что у них общего? – Во сколько столбиков они записаны? – Что общего у слов 1-го столбика? – Второго? – Третьего? Самостоятельная запись слов 1-го столбика, обозначение звуков цветными точками. Комментированная запись слов 2-го столбика. 2) Чтение и запись предложений с письменного образца. – Прочитайте предложения. – Сколько их? – О чём эти предложения? – Поставьте знак ударения во всех словах. – Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного гласного звука в корне, который мы выделили. – Прочитайте эти слова по слогам орфографически. Запись предложений, подчёркивание «опасных мест». Проверка. Вопросы к ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? 3) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок. – Что у вас на этой странице получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 5. – Как оценили свою работу? Почему? 5. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111). 1) До чтения. – Кто автор текста? – Вы знакомы с этим писателем? (О чём он пишет? Для кого?) – Прочитайте заглавие. – Кого называют мастером? (Человека, который умеет хорошо что-либо делать, специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле.) – Рассмотрите иллюстрацию. А это что за мастер? Что он умеет делать? 2) Работа с текстом во время чтения. а) Чтение про себя. Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием. Лесные мастера. Пора Бельчонку профессию выбирать, в лесу ведь без профессии не прожить. Кем лучше стать? (А кем можно в лесу стать, чтобы прожить?) – Эй, Дятел, у тебя какая профессия? – ДОКТОР я! – отвечает Дятел. – Больные деревья с утра до ночи выстукиваю. (А что значит выстукиваю?) – Нос у меня не дорос! – пожалел Бельчонок. – А ты, Барсук, кто будешь? (А какая профессия у Барсука?) – ЗЕМЛЕКОП я! Туннели в земле рою! – Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. А ты, Паук, что умеешь? (А вы уже догадались, кем работает Паук?) – Ткать умею, ТКАЧОМ работаю! Ловчие сети-тенёта в лесу плету! (Правильно догадались!) – И я бы сети плёл, будь у меня восемь ног и восемь глаз, как у тебя! Посоветуюсь-ка с Оляпкой! (Кто это?) – ВОДОЛАЗ я! – чирикнул с камня Оляпка. И без долгих слов плюх с камня в воду! И побежал по дну реки. (Видели? Оляпка – птица, водяной воробей.) – Куда уж мне! – испугался Бельчонок. – Я и плавать-то не умею! Мудрый Бобр, может, хоть ты подскажешь? – Я, Бельчонок, на все лапы мастер, всё могу, разве что только – хе-хе – грибы собирать не умею… – Грибы? Вот я ГРИБНИКОМ и стану! Чем плохая профессия? – обрадовался Бельчонок. – Насушу грибов – зиму перезимую! По душе и по силам мне это дело! И отправился по грибы. б) Выявление первичного восприятия. – Про каких же мастеров нам рассказал Николай Сладков? в) Обобщающая беседа. – Зачем нужен длинный нос дятлу? – Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю.) – Зачем Барсуку туннели? (Ищут насекомых в земле для питания, и получается длинный коридор под землёй.) – Интересно, чем Барсук роет туннель? – Почему Бельчонок не сможет быть землекопом? – А ему это необходимо? – Зачем Пауку сети? Кто он по профессии? – Сможет ли Бельчонок стать ткачом? – Что ищет Оляпка под камешками на дне? (Насекомых, живущих на мелководье.) – Чего испугался Бельчонок? – Каким представляете Бобра? – Про кого говорят: мастер на все руки? – А почему так про себя сказал Бобр? (Он умеет строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья…) – Почему Бобр не умеет собирать грибы? (Они ему не нужны.) – Кто подсказал Бельчонку профессию? г) Вопросы ко всему тексту. – Подходит ли заглавие к тексту? – Почему названия животных написаны с большой буквы? (Они выступают как имена действующих лиц сказки.) – Сказка ли это? Докажите. – Кто автор этой сказки? Николай Сладков написал много интересных сказок, рассказов о природе, животных. д) Выразительное чтение сказки. е) После чтения: – Что нового вы узнали о лесных обитателях? – Какая профессия, на ваш взгляд, у медведя, волка, лисы, зайца, сороки? – А от чего зависит выбор профессии лесных мастеров? – Что объединяет рассказ на с. 110 и сказку Н. Сладкова? (Тема: кем стать?) – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.) Отправляемся в последний район «Угадайкино» Что за слова здесь спрятались? (Слайд 15) |
Объяснение лексического значения слов бра, брак, брат, брод, банк,банкнота,банкир, банкрот. Даёт определение, что такое омонимы.
Гимнастика для глаз. Организует работу в прописи: написание слов, анализ соединений буквы б с другими буквами.
Упражнение «Угадай какой звук»
Работа в букваре. Чтение слов.
Организация самоанализа.
Организация музыкальной физминутки.
Организация самооценки за сегодняшний урок в прописи.
Организация работы в ьукваре.
Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).
|
-работа в букваре с 112.
Чтение слов. Работа с картинками. Ч
тение предложений.
Гимнастика для глаз. Работа в прописи. Письмо слов.
Работа в букваре Чтение слов.
Чтение текста. И анализ текста.
Выполнение упражнений под музыку. Работа в пропист. Списывание слов с печатного образца.
Чтение и запись предложений с письменного образца (самостоятельно) Счёт предложений. Определения ударения в слове. Списывание предложений подчёркивая опасные места. Самоанализ выполненной работы. Самооценка в прописи за сегодняшнюю работу.
Работа в букваре. Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).
| Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТООУ
ТООУ
ТООУ
| |
5 Итог | С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие она обозначает звуки? Чем еще мы занимались на уроке? – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? – Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? Самооценка учащихся. На схеме-человечке покажите своё настроение после урока. Если все получилось, нарисуйте улыбку. Если не все получилось ротик – прямую линию, а если ничего не получилось грустную рожицу. Покажите свои рисунки. (Слайд 16) –– Молодцы! | Подведение итога урока. Все ли пункты плана выполнены. | Подведение итога урока.
Самооценка учащихся. |
ТООУ |