Сургутанова Дарья Викторовна

МБОУ СОШ №14 г. Ангарск Иркутская область

Учитель начальных классов, 2014 год

Предмет: Обучение грамоте и письмо

Класс: 1

Тип урока: Открытие новых знаний

УМК: «Школа 2100»

Технологическая карта

Тема

Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.

Цель (планируемый результат)

Дети будут знать новую букву; характеризовать звуки, которые она обозначает; научатся читать слоги и слова с ней; узнают написание письменной строчной буквы б, слогов и слов с ней.

Задачи

Познакомить с новыми буквами Б, б и обозначаемыми ими звуками.

Закрепить умение характеризовать звуки.

Развивать навык слогового чтения.

Формируемые УУД

Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности (самоопределение)

Регулятивные: совместно с учителем ставить цель, планировать уч.деятельность, оценивать свои достижения

Познавательные: совместно с учителем формулировать проблему и познав. цель, искать необходимую информацию, моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли

Основные понятия

Буква, звук, слог; звук: согласный, звонкий, мягкий, твёрдый.

Ресурсы

Букварь, пропись №5, доска, проектор, презентация Microsoft PowerPoint.

Этап урока

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1. Орг. момент

Ну, скорей проверь дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать, думать и запоминать?

Сегодня мы отправляемся в путешествие в Букволенд.

Создаёт положительный эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

1 6 Что обозначает это слово ? (Земля букв или страна букв). Мы будем путешествовать по разным районам этой страны. Посмотрите на карту. Как они называются? Мы встретимся с жителями этой страны. (слайд 2)

Мы отправляемся в Буквино. (слайд 3). Сейчас возьмите листочки со схемами знакомых жителей и закончите их: нарисуйте шапочки, раскрасьте башмачки. Назовите жителей страны. Покажите свои карточки. (1 ряд – гласные, 2 ряд – звонкие согласные, 3 ряд – глухие гласные).

Алгоритм формирования самооценки:

Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

1. – Откройте свои «Буквари» на с. 110.

Как вы думаете, какая будет тема урока?

Давайте составим план сегодняшнего урока.

План (примерный) 3 2

1) Знакомство с новым звуком и новой буквой.

2) Звуко-буквенный анализ слов.

3) Знакомство с написанием буквы Б.

4) Чтение слогов и слов.

5) Работа над лексическим значением слов.

6) Чтение предложений и текстов.

7) Письмо слов и предложений.

Организует учебную деятельность учеников.

  1. Игра «Дорисуй звуковичков» (прил.Слайды 3);

  1. Организует Самооценку учащихся.

  1. Помогает составить план урока.

Раскрашивают «ножки» звуковичков, дорисовывают звоночки, шляпки.

Оценивают свою работу.

Составляют примерный план урока совместно с учителем.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Знакомство со звуками [б], [б’].

Посмотрите на картинку. (Слайд 4) Что здесь нарисовано? Кто здесь нарисован? Что общего у этих слов? Назовите слова cо звуком [б]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, твердый). Теперь со звуком [б’]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий). Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой б. Давайте нарисуем шляпку и раскрасим башмачки на схеме. (Слайд 5)

1. Звуко-буквенный анализ 2–3 слов.

Алгоритм формирования самооценки:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Знакомство со строчной буквой б.

Найдите на ленте букв букву, которой обозначаются эти звуки.

Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б.

На что похожа буква?

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев.)

Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.(В. Степанов.)(слайд 6)

3. Работа в «Букваре». 2 3 4

Мы отправляемся в другой район Слоговое.

2) Чтение слогов.– Прочитайте слоги про себя. Прочитайте вслух, меняя громкость от шёпота до громкого декламирования.

Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’].

Как обозначена на письме мягкость согласного?

Отметьте мягкий звук зелёной точкой.

Прочитайте слоги, в которых есть звук [б].

Как обозначена на письме твёрдость согласного?

Отметьте синим цветом.

3) – Поиграем со слогами. Один ученик читает по выбору слог, а его сосед по парте договаривает так, чтобы получилось слово. Прочитайте слоги ба – бо – бу – бы. Как обозначена твердость согласного? Слоги би – бе, как обозначена мягкость согласного? Давайте поиграем, я показываю слог, вы называете слова с этим слогом. (Слайд 7)

Что нового мы для себя сейчас открыли?

Что ещё нам предстоит сделать?

Что мы сейчас с вами делали?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

4. Работа в прописи. 2 5

1) – Откройте прописи на с. 5. Посмотрите на табло.

Из каких элементов состоит строчная буква?

Чем отличается от печатной?

В каких буквах эти элементы встречаются?

Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с неё начинается слово, овал пишется, как у буквы а, затем верхний элемент.

Посмотрите, как пишется буква б. (Слайд 8).

Физминутка

Начитаем работать ниже верхней линии рабочей строки, пишем овал, затем верхний элемент – клюшку. Письмо буквы в воздухе. А теперь откроем прописи на с. 5

Проверьте посадку, положение прописи. Обведите букву в рамке. Теперь обведите элементы буквы и.

Запись элементов буквы и самой буквы. Обратить внимание на на­клон.

Письмо буквы Б и буквы О разными цветами: сначала на всей строчке синим обвести строчную букву О, а потом обвести на строчке букву Б зелёным цветом.

Аналогично разными цветами запись наклонной линии и строчной буквы б.

2) Запись слогов и буквосочетаний.

Прочитайте слоги и буквосочетания.

Как буква Б соединяется с последующими буквами? (При помо­щи соединительного элемента.)

Какие буквы с Б соединяются внизу, а у каких – верхнее соеди­нение?

Запишите слоги, буквосочетания. Используйте разные цвета для соединений.

Организует учебную деятельность учеников.

Сравнение звука б и б’

Помогает ученикам составить звуко-буквенный анализ слов.

Организует самооценку учащихся.

Работа в букваре. Чтение слов, слогов.

Игра «Доскажи слово» (слайд 7).

Анализ проделанной работы.

показ написания строчной буквы б (слайд 8)

Физминутка

Письмо буквы в воздухе.

Задание. Письмо букв разными цветами.

Делают звуко-буквенный анализ слов.

Оценивают себя.

работа с лентой букв.

Определяют на что похожа буква Б.

Работа в букваре. чтение слогов, меняя громкость от тихого до более громкого.

Чтение слов где есть звук б и звук б’.

Анализ проделанной работы.

Определяют, из каких элементов состоит строчная буква б.

Анализируют написание буквы.

Выполняют упражнение под музыку.

Письмо буквы б в воздухе.

Повторяют правило письма, как сидеть,положение тетради.

Письмо букв в прописи разными цветами.

Письмо слогов, слов.

Запись слогов и буквосочетаний.

Анализ соединений букв.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 5 6 2

Сейчас мы отправляемся в район Словино. Как вы думаете, с кем или чем мы там встретимся? Откройте «Букварь» на странице 112.

Читаем слова 1 столбика. Посмотрите на картинки и скажите, что они обозначают.

(Бра – настенный светильник. Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной или недоброкачественное изделие. Брат – сын по отношению к другим детям своих родителей. Брод – мелкое место в реке.) (Слайды 8, 9)

Прочитайте слова 2 столбика. Что они обозначают? Давайте узнаем значение этих слов Прочитайте слова 3 столбика.

Как пишутся слова в банке и в банке? Значение у них одинаковое? Посмотрите на картинку. В какой банке помидоры? А где находится банкир? Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение называются омонимами. (Слайд 10)

банк – учреждение, которое проводит различные денежные опе­рации; банкир – владелец банка;

банкнота – бумажные деньги;

банкрот – должник, отказывающийся платить банку (кредиторам) из-за своего разорения;

банка – сосуд цилиндрической формы.

2) Чтение предложений.

Прочитайте 1-е предложение.

Какое слово повторяется в предло­жении?

У этого слова одно значение?

Может ли банкир оказаться в банке, где помидоры? (Нет. Он в здании – в банке.)

Прочитайте 2-е предложение.

Что и куда сдала Марина Ивановна?

Кто она?

Как пишется слово кассир?

Подберите однокоренные слова.

Напечатайте их в тетради. (Касса, кассовый.)

Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Выделите за­главные буквы уголком.

Чему мы сейчас учились?

Какие знания повторили?

А что мы сейчас с вами делали?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Гимнастика для глаз

2. Работа в прописи. 4 2

1) Написание слов.

Прочитайте слова. Что означает каждое слово?

Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – чита­ется слева направо и справа налево одинаково.)

В каких словах не совпадают произношение и написание? (Бег, боб, берег.)

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании?

Как соединяется буква б с последующими буквами? (При помо­щи соединительного короткого элемента.)

Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву.

Учитель показывает на доске написание слова боб. Обведение письменного образца.

2) Упражнение на различие звуков [б][д], букв б и д.

Прочитайте слова следующей строчки.

Какие это слова? (Однокоренные.)

Выделите ко­рень.

Что такое дубрава?

Произнесите слова дуб, дубки.

Сравните, как они пишутся и как звучат. Что заметили?

А почему пишем букву Б?

Подчеркните букву Б в однокоренных проверочных словах.

Звонкие звуки [б] и [б’], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушаются и превращаются в звуки [п] и [п’]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные.

Обведение слов. Подчёркивание «опасных мест» в словах.

А как вы думаете, почему в уроке, посвящённом букве б, есть целая строчка слов с буквой д?

Учитель обращает внимание на надстрочный и подстрочный элементы этих букв и предупреждает о возможных ошибках. 4

3. Работа в «Букваре». 1 4 7 1

Чтение слов и текста.

1) Чтение 6-го столбика слов, выделение корня, суффиксов.

Вывод: при помощи суффиксов образуются новые слова.

Отправляемся в район Рассказово(.слайд 13)

2) Чтение текста (с. 110).

а) До чтения.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного?

Что случилось? Вы узнали мальчика?

О каких словах, подходящих к этой иллюстрации, мы уже сегодня говорили?

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?

б) Чтение про себя, затем вслух по одному предложению.

После 1-го предложения:

Что значит «кто кем станет»? Замените другими словами. (Ка­кую выберет профессию; кем будет работать.)

После 2-го предложения:

Почему Маша хочет быть библиотекарем?

Чем занимаются люди этой профессии?

После 3-го и 4-го предложений:

Кто и что повлияло на Петин выбор?

Как он про свою мечту гово­рит? (Гордо.)

Почему?

После 5–6-го предложений:

Кем хочет стать Вова?

После 7-го предложения:

Какие слова Вовы развеселили всех?

После 8-го предложения:

Ответьте на вопрос.

в) Беседа после чтения.

Кем на самом деле хочет стать Вова?

Почему он ошибся? (Спутал значения однокоренных слов бан­кир и банкрот.)

Сколько ребят участвовало в разговоре?

Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог.)

Прочитайте только слова автора.

Как можно назвать весь этот диалог?

г) Подготовка к выразительному чтению по ролям.

Кто произносит каждую реплику?

Как он её произносит?

Найдите и отметьте слова автора.

Какое предложение надо про­читать с вопросительной интонацией?

д) Упражнения в чтении: подготовка чтения в парах, выразительное чтение вслух.

Вопросы к ученикам, прочитавшим текст:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

е) – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

Физминутка

4. Работа в прописи. 4 2 5

1) Списывание слов с печатного образца.

Прочитайте все слова. Что у них общего?

Во сколько столбиков они записаны?

Что общего у слов 1-го столбика?

Второго?

Третьего?

Самостоятельная запись слов 1-го столбика, обозначение звуков цветными точками.

Комментированная запись слов 2-го столбика.

2) Чтение и запись предложений с письменного образца.

Прочитайте предложения.

Сколько их?

О чём эти предложения?

Поставьте знак ударения во всех словах.

Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного глас­ного звука в корне, который мы выделили.

Прочитайте эти слова по слогам орфографически.

Запись предложений, подчёркивание «опасных мест». Проверка.

Вопросы к ученику:

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

3) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок.

Что у вас на этой странице получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 5.

Как оценили свою работу? Почему?

5. Работа в «Букваре». 1 4 7 1

Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).

1) До чтения.

Кто автор текста?

Вы знакомы с этим писателем? (О чём он пишет? Для кого?)

Прочитайте заглавие.

Кого называют мастером? (Человека, который умеет хорошо что-либо делать, специалиста, достигшего высокого искус­ства в своём деле.)

Рассмотрите иллюстрацию. А это что за мастер? Что он умеет де­лать?

2) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение про себя.

Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием.

Лесные мастера.

Пора Бельчонку профессию выбирать, в лесу ведь без профес­сии не прожить. Кем лучше стать? (А кем можно в лесу стать, что­бы прожить?)

Эй, Дятел, у тебя какая профессия?

ДОКТОР я! – отвечает Дятел. – Больные деревья с утра до ночи выстукиваю. (А что значит выстукиваю?)

Нос у меня не дорос! – пожалел Бельчонок. – А ты, Барсук, кто будешь? (А какая профессия у Барсука?)

ЗЕМЛЕКОП я! Туннели в земле рою!

Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. А ты, Паук, что умеешь? (А вы уже догадались, кем работает Паук?)

Ткать умею, ТКАЧОМ работаю! Ловчие сети-тенёта в лесу плету! (Правильно догадались!)

И я бы сети плёл, будь у меня восемь ног и восемь глаз, как у тебя! Посоветуюсь-ка с Оляпкой! (Кто это?)

ВОДОЛАЗ я! – чирикнул с камня Оляпка. И без долгих слов плюх с камня в воду! И побежал по дну реки. (Видели? Оляпка – птица, водяной воробей.)

Куда уж мне! – испугался Бельчонок. – Я и плавать-то не умею! Мудрый Бобр, может, хоть ты подскажешь?

Я, Бельчонок, на все лапы мастер, всё могу, разве что только – хе-хе – грибы собирать не умею…

Грибы? Вот я ГРИБНИКОМ и стану! Чем плохая профес­сия? – обрадовался Бельчонок. – Насушу грибов – зиму пере­зимую! По душе и по силам мне это дело!

И отправился по грибы.

б) Выявление первичного восприятия.

Про каких же мастеров нам рассказал Николай Сладков?

в) Обобщающая беседа.

Зачем нужен длинный нос дятлу?

Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю.)

Зачем Барсуку туннели? (Ищут насекомых в земле для пита­ния, и получается длинный коридор под землёй.)

Интересно, чем Барсук роет туннель?

Почему Бельчонок не сможет быть землекопом?

А ему это необ­ходимо?

Зачем Пауку сети? Кто он по профессии?

Сможет ли Бельчонок стать ткачом?

Что ищет Оляпка под камешками на дне? (Насекомых, живущих на мелководье.)

Чего испугался Бельчонок?

Каким представляете Бобра?

Про кого говорят: мастер на все руки?

А почему так про себя ска­зал Бобр? (Он умеет строить хатки, плотины, хорошо плавать, ва­лить деревья…)

Почему Бобр не умеет собирать грибы? (Они ему не нужны.)

Кто подсказал Бельчонку профессию?

г) Вопросы ко всему тексту.

Подходит ли заглавие к тексту?

Почему названия животных написаны с большой буквы? (Они выступают как имена действующих лиц сказки.)

Сказка ли это? Докажите.

Кто автор этой сказки? Николай Сладков написал много интересных сказок, рассказов о природе, животных.

д) Выразительное чтение сказки.

е) После чтения:

Что нового вы узнали о лесных обитателях?

Какая профессия, на ваш взгляд, у медведя, волка, лисы, зайца, сороки?

А от чего зависит выбор профессии лесных мастеров?

Что объединяет рассказ на с. 110 и сказку Н. Сладкова? (Тема: кем стать?)

Что мы сейчас делали?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,

умение владеть речью.)

Отправляемся в последний район «Угадайкино» Что за слова здесь спрятались? (Слайд 15)

Объяснение лексического значения слов бра, брак, брат, брод, банк,банкнота,банкир, банкрот.

Даёт определение, что такое омонимы.

Гимнастика для глаз.

Организует работу в прописи: написание слов, анализ соединений буквы б с другими буквами.

Упражнение «Угадай какой звук»

Работа в букваре.

Чтение слов.

Организация самоанализа.

Организация музыкальной физминутки.

Организация самооценки за сегодняшний урок в прописи.

Организация работы в ьукваре.

Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).

-работа в букваре с 112.

Чтение слов.

Работа с картинками.

Ч

тение предложений.

Гимнастика для глаз.

Работа в прописи.

Письмо слов.

Работа в букваре

Чтение слов.

Чтение текста.

И анализ текста.

Выполнение упражнений под музыку.

Работа в пропист.

Списывание слов с печатного образца.

Чтение и запись предложений с письменного образца (самостоятельно)

Счёт предложений.

Определения ударения в слове.

Списывание предложений подчёркивая опасные места.

Самоанализ выполненной работы.

Самооценка в прописи за сегодняшнюю работу.

Работа в букваре.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТООУ

ТООУ

ТООУ

5 Итог

С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие она обозначает звуки? Чем еще мы занимались на уроке?

А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

Все ли пункты плана выполнили?

Чему научились на уроке?

Самооценка учащихся.

На схеме-человечке покажите своё настроение после урока. Если все получилось, нарисуйте улыбку. Если не все получилось ротик – прямую линию, а если ничего не получилось грустную рожицу. Покажите свои рисунки. (Слайд 16)

–– Молодцы!

Подведение итога урока.

Все ли пункты плана выполнены.

Подведение итога урока.

Самооценка учащихся.

ТООУ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here