Урок развития речи в 4 классе.
Тема урока: Письмо. Написание письма.
Цели урока: Продолжить работу с эпистолярным жанром.
Познакомить обучающихся с фактами из истории письма.
Формировать навык правильного написания личного письма.
Развивать умение логично излагать свои мысли.
Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать речевой этикет.
Развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру (слайд 1)
Оборудование: презентация (с применением мультимедиа)
почтовый ящик;
таблички с названием улиц.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Отгадайте загадки. (слайды 2 – 4)
-
На стене, на видном месте,
Собирает вести вместе,
А потом его жильцы
Полетят во все концы. (почтовый ящик) -
Без крыльев, а летит,
без языка, а говорит. (письмо)
-
С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт … (почтальон)
III. Сообщение темы урока и цели урока. (слайд 5)
Напишу тебе письмо
Душу распахнёт оно.
Там увидишь сразу ты
Школу нашу, класс, цветы. (слайд 6)
IV . Актуализация знаний.
– Что же такое письмо? (слайд 7)
-
Письмо — это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
-
Письмо является эпистолярным жанром. (Толковый словарь Ожегова)
-
Письмо – вид почтового отправления.
-
Письма бывают простые, заказные, ценные.
-
В простых и заказных письмах пересылаются разные письменные сообщения, распоряжения, деловые бумаги, фотографии, художественные открытки, чертежи, схемы, звукозаписи, судебные дела, рукописи и печатные издания.
-
В заказных письмах, адресованных гражданам, могут пересылаться только письменные сообщения.
(«Почтовые правила. Почтовое право». – М.: Центр. Изд. ДОМ, 2004г.)
Практическая часть (на партах лежат заранее заготовленные тексты).
Задание № 1: (слайд 8)
– Чего не хватает в этом письме?
– Без чего можно было бы обойтись?
– Каким стилем написано это письмо?
– Интересно ли было читать это послание?
Задание № 2. (слайд 9)
– Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.
– Письмо Дяди Фёдора начинается с обращения к родителям.
– Подтверждает ли Дядя Фёдор свою мысль “Я живу хорошо”?
(Да, Дядя Фёдор пишет о хороших событиях в его жизни).
– Какие части включает концовка письма?
(Подпись.)
Задание № 3. (слайд 10)
– Прочитайте выразительно стихотворение С. Маршака
«Письмо в редакцию»
– Чем интересно это послание? (оно смешное)
– На чем основан комический эффект? (на смешении стилей)
– Какие стили здесь смешаны? (официально – деловой, художественный, разговорный).
– Приведите примеры этих стилей из данного стихотворения.
Задание № 4.
– Прочитайте письмо Н.В.Гоголя матери 1830 г. (слайд 11)
– Каким стилем написано письмо?
– Найдите эпитеты, олицетворения и другие художественные средства.
– Какие это письма? (личные).
– Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным).
– А деловые? (официально – деловым ).
– Читая письмо, мы точно слышим голос этого человека, улыбаемся вместе с ним или грустим.
– Как вы думаете, давно ли появилась почта?
– Лена и Настя подготовили сообщение об истории развития почты.
(Приложение, слайды с 13 – 20)
– Спасибо девочкам, благодаря им мы очень много узнали об истории развития почты в России.
– Почта развивается, совершенствуется. Появилась электронная почта, электронные почтовые ящики, адреса. Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. Только традиционные письма позволяют увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания. Кроме того, письма – одна из наиболее романтичных форм общения между влюблёнными людьми.
– Что это значит? Эпоха старого доброго письма уходит в прошлое?
– Вы получали задания по группам.
1 группа.
– Узнать, какое количество писем получают ваши родственники, друзья, знакомые. (слайд 21)
Вывод: меньше писать не стали. Не у каждого есть электронный адрес, а вот адрес дома и обыкновенный почтовый адрес есть у всех.
2 группа.
– Опросить родственников, знакомых, учителей при помощи чего они обмениваются информацией.
(слайд 22)
Вывод: люди стали больше пользоваться компьютером.
3 группа.
– Узнать у взрослых и детей получали ли они письма в своей жизни?
Хотят ли получать? ( слайд 23 )
Вывод: каждый человек в своей жизни, хотя бы раз получал письмо, но с появлением электронной почты забыли про письма, хотя получать хотят многие.
– Чтобы получить письмо, нужно кому – то его написать, чтобы завязалась переписка.
Существует определённый этикет составления корреспонденции:
-
Письма пишутся на хорошей бумаге
-
С левого края бумаги и донизу оставляется поле одинаковой ширины
-
Пишите письма, поздравления от руки, а в официальных случаях можно напечатать
-
Перед отправкой проверьте орфографию
-
Складывается письмо текстом внутрь
-
На любом конверте проставляется обратный адрес
Структурные элементы письма:
-
Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться).
-
Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь.
-
Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание.
-
Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям
-
Если тебе писали о чём-то плохом, грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь.
-
Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме.
-
Сообщи новости, расскажи о своих радостях, печалях.
-
Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.
V. Закрепление пройденного.
– Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы
Ролевая игра «Почта»
2 почтальона, остальные адресаты
Ход игры: одна половина участников – адресаты, вторая половина – адресанты.
Адресанты вытягивают фамилию, кому будут писать, подписывают адрес (ряд), фамилию,
дом(парта), пишут небольшие послания, опускают в почтовый ящик, почтальоны разносят по улицам.
Слушание текстов писем (с разрешения)
– Захотелось ли вам продолжить переписку? Ответить на письмо?
– Что больше понравилось писать или читать?
Письмо – это частичка души человека, который делится с другими радостью или разделяет грусть.
Некоторым людям трудно общаться по телефону, подбирать слова или подстраиваться под чьё – то настроение. А иногда бывает, что собеседник постоянно перебивает, не даёт возможности высказаться и тогда письмо – прекрасная возможность рассказать о том, тебя волнует.
VI. Рефлексия
– Сегодня вы познакомились с одним из видов письменных речевых жанров – письмом. Почему же в наш «громкий век» письмам нет цены? Готовы ли вы писать письма, несмотря на разнообразные современные средства коммуникации?
– Как вы думаете, будет ли рад ваш друг, когда получит письмо? Кому было интересно писать письмо своему другу?
– Наш урок подошел к концу. На ваших столах лежат лепестки ромашки. Если вам все понятно по теме и урок понравился, то выберите лепесток с восклицательным знаком. Если остались вопросы, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка).
VI. I Д/З Написать письмо
-
С чего начинается Родина?»;
-
«Письмо на космическую орбиту», тема посвящена Году российской космонавтики;
-
«Мама, папа, я — спортивная семья», тема посвящена Олимпийским играм в Сочи 2014 года;
-
«Письмо в 1941-й год», тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны;
-
«Герой нашего времени»;
-
«Учусь у М.В. Ломоносова», тема посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова.