КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Выполнила: Земцова Ольга Тимофеевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4 пос. Анджиевский,
г.Минеральные Воды, Ставропольского края.
Электронный адрес: O_Zemcova@mail.ru
Тема урока: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Класс: 2
Форма проведения: урок – учебное занятие.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Цель урока: создание условий для выведения правила написания разделительного мягкого знака в словах.
Формируемые УУД:
-
ПРЕДМЕТНЫЕ: — наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.
-
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
А) Познавательные — формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Б) Регулятивные — развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
В) Коммуникативные — умение слушать и вступать в диалог. Умение договари –
ваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при
выполнении учебной задачи.
-
ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: мультимедийны проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки
для групповой работы.
Деятельность учителя (указать содержание заданий и методические приемы) |
Деятельность обучающихся (виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы) | ||||||||
1.Стадия вызова
|
1.Организационный момент
— Прочитайте слова известного французского театрального деятеля: «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер — А вы как думаете, прав был Мольер? Почему?
— Давайте в конце нашего урока еще раз ответим на этот вопрос. 2. Актуализация знаний. Словарная работа. (на интерактивной доске появляются слова) Ребята, дорога, день, осина, береза, девочка. — Найдите лишнее слово.
-Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные. (На доске появляется запись)
ДЕНЬ
ДРУЗЬЯ
— Произнесите слова. Что вы можете сказать о втором слове?
«КОРЗИНА ИДЕЙ»
— Расскажите своему соседу по парте, что вы вспомнили.
— Каждая пара назовите какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя того, что скажут другие. ( Учитель записывает на интерактивной доске в корзине все предположения уч-ся)
(Картинка корзинки, а в ней запись: Наши идеи
— Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке и чему учиться?
|
Самопроверка наличия необходимых учебных материалов.
Слушаем мнения детей.
— Лишнее слово день. В нем мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного звука. Индивидуальная работа.
Делают предположения.
Ученики вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по этой теме (индив.) Происходит обмен информа цией в парах.
Дети произносят то, что обсудили друг с другом или записали в тетрадях.
— Не просто о мягком знаке, а о разделительном ь. Будем учиться правильно писать слова с разделительным ь. | |||||||
2.Стадия осмысления
| 1.Сообщение темы урока. (На доске появляется запись темы урока) — Правильно, сегодня мы будем учиться разли- чать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах. — Мы с вами проверим, верны ли ваши предположения. 2. Получение новой информации. — Продолжим работу над словом:
друзья
— Сколько звуков и букв в слове друзья?
й, — Назовите звуки. — Какая буква пишется на месте звука ? — Произнесите пары слов: ПОЛЮ (грядки) ПОЛЬЮ (грядки)
Л, -Как они произносятся? — Какой звук вы слышите после звука в каждом слове?
Й, -Приведите свои примеры слов, где после согласного мягкого звука слышим согласный мягкий звук и последующий гласный звук. — Сделайте вывод: когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
— ЕСТЬ ЛИ В НАШЕЙ КОРЗИНЕ ИДЕЙ ТАКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ?
Физминутка музыкальная для глаз «Чебура- шка» ( используем интерактивную доску).
Задание 2 — Прочитайте: Ателье, бельё, вьют, судья, ручьи. — Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? -Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами в данных словах. — Подчеркните одной чертой ь, двумя – буквы, перед которыми он пишется. -Сделайте вывод.
—— ЕСТЬ ЛИ В НАШЕЙ КОРЗИНЕ ИДЕЙ ТАКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ? — Что оказалось лишним в КОРЗИНЕ ИДЕЙ? Почему?
Задание 3 — Прочитайте слова и объясните, почему в них надо писать разделительный мягкий знак? ( Вьюнок, листья, жильё, счастье, обезьяна, ульи, братья)
Приём » Толстые и тонкие вопросы».
|
— Шесть звуков и шесть букв.
Д р у з,й а —
— Мягкий знак.
Дети наблюдают, сравнивают.
Й,
У — По-разному. -В первом — , во 2 — а затем гласный звук у.
— Семья, льёт, вьюга, ручьи. Записывают в тетрадь.
— Если после согласного звука слышим звук й, ,а потом идет гласная буква, то пишется разделительный ь.
Ученики находят и оставляют в КОРЗИНЕ ИДЕЙ (если этого не было, то записываем).
Чтение и запись слов. — Е, ё, ю, я, и.
Дети произносят звуки.
Выполняют задание. — Разделительный ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Ученики находят и оставляют в КОРЗИНЕ ИДЕЙ (если этого не было, то записываем).
В учебнике находят и читают. Объясняют согласно выводам.
Работа в группах. Дети получают карточки и заполняют их.
Группы озвучивают вопросы и формулируют правильные ответы.
| |||||||
3.Стадия рефлексии
|
Задание (на доске запись) Руч..и, пол..я, плат..е, врем..я. — Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какие звуки обозначает последняя гласная буква. — Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (На интерактивной доске появляется запись)
йи а йэ а РУЧЬИ, ПОЛЯ, ПЛАТЬЕ, ВРЕМЯ.
Техника «КЛАСТЕР» — Попробуйте в группах составить кластер, используя «старые» и «новые» знания по теме урока. ( По ходу проверки на доске появляется кластер)
Разделительный мягкий знак
2
3
1
1.Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделитель- ный мягкий знак. 2. Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. 3. Разделительный мягкий знак — это орфограмма, так как он не обозначает звука, а пишется между буквой, обозначающей согласный звук и буквой, обозначающей гласный звук, если слышим звук й.
Подведение итогов урока. — Какую роль выполняет в словах разделительный мягкий знак? — Какие из наших предположений оправдались?
— Что нового для себя вы узнали на уроке? Какие чувства вы испытываете, когда узнаёте то, что не знали раньше?
— Все, что вы узнали сегодня на уроке, запишите в виде синквейна. (Тема «Знак») (Используют в работе карточку – помощницу)
Правила написания «Синквейна»:
— Прочитайте свои синквейны (по желанию). (На доске появляется запись) «Как приятно знать, что ты что-то узнал!» Мольер — Так прав был Мольер, который написал это более 400 лет назад? Почему?
Домашнее задание.
|
Индивидуальная работа.
Самопроверка по образцу.
Самооценка с помощью смайлика.
Работа в группах. Проверка.
Дети думают, формулируют ответы, делятся впечатлениями, рассуждают.
Индивидуальная работа. |