КОНСПЕКТ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Выполнила: Земцова Ольга Тимофеевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4 пос. Анджиевский,

г.Минеральные Воды, Ставропольского края.

Электронный адрес: O_Zemcova@mail.ru

Тема урока: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Класс: 2

Форма проведения: урок – учебное занятие.

Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Цель урока: создание условий для выведения правила написания разделительного мягкого знака в словах.

Формируемые УУД:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ: — наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные — формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные — развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные — умение слушать и вступать в диалог. Умение договари –

ваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при

выполнении учебной задачи.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийны проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки

для групповой работы.

Этапы урока

Деятельность учителя (указать содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся (виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

1.Стадия вызова

1.Организационный момент

— Прочитайте слова известного французского театрального деятеля:

«Как приятно знать, что ты что-то узнал!»

Мольер

— А вы как думаете, прав был Мольер? Почему?

— Давайте в конце нашего урока еще раз ответим на этот вопрос.

2. Актуализация знаний.

Словарная работа.

(на интерактивной доске появляются слова)

Ребята, дорога, день, осина, береза, девочка.

— Найдите лишнее слово.

-Спишите слова, подчеркните непроверяемые безударные гласные.

(На доске появляется запись)

ДЕНЬ

ДРУЗЬЯ

— Произнесите слова. Что вы можете сказать о втором слове?

«КОРЗИНА ИДЕЙ»

— Расскажите своему соседу по парте, что вы вспомнили.

— Каждая пара назовите какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя того, что скажут другие.

( Учитель записывает на интерактивной доске в корзине все предположения уч-ся)

(Картинка корзинки, а в ней запись:

Наши идеи

— Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке и чему учиться?

Самопроверка наличия необходимых учебных материалов.

Слушаем мнения детей.

— Лишнее слово день. В нем мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного звука.

Индивидуальная работа.

Делают предположения.

Ученики вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по этой теме (индив.)

Происходит обмен информа цией в парах.

Дети произносят то, что обсудили друг с другом или записали в тетрадях.

— Не просто о мягком знаке, а о разделительном ь. Будем учиться правильно писать слова с разделительным ь.

2.Стадия осмысления

1.Сообщение темы урока.

(На доске появляется запись темы урока)

— Правильно, сегодня мы будем учиться разли- чать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснять написание разделительного мягкого знака в словах.

— Мы с вами проверим, верны ли ваши предположения.

2. Получение новой информации.

— Продолжим работу над словом:

друзья

— Сколько звуков и букв в слове друзья?

й,

— Назовите звуки.

— Какая буква пишется на месте звука ?

— Произнесите пары слов:

ПОЛЮ (грядки)

ПОЛЬЮ (грядки)

Л,

-Как они произносятся?

— Какой звук вы слышите после звука

в каждом слове?

Й,

-Приведите свои примеры слов, где после согласного мягкого звука слышим согласный мягкий звук и последующий гласный звук.

— Сделайте вывод: когда в словах пишется

разделительный мягкий знак?

— ЕСТЬ ЛИ В НАШЕЙ КОРЗИНЕ ИДЕЙ ТАКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ?

Физминутка музыкальная для глаз «Чебура- шка» ( используем интерактивную доску).

Задание 2

— Прочитайте:

Ателье, бельё, вьют, судья, ручьи.

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

-Произнесите звуки, которые обозначены этими буквами в данных словах.

— Подчеркните одной чертой ь, двумя – буквы, перед которыми он пишется.

-Сделайте вывод.

— ЕСТЬ ЛИ В НАШЕЙ КОРЗИНЕ ИДЕЙ ТАКОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ?

— Что оказалось лишним в КОРЗИНЕ ИДЕЙ? Почему?

Задание 3

— Прочитайте слова и объясните, почему в них

надо писать разделительный мягкий знак?

( Вьюнок, листья, жильё, счастье, обезьяна, ульи, братья)

Приём » Толстые и тонкие вопросы». 

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

— Перед какими ….

(буквами пишется разделительный ь)?

— Почему в некоторых словах …..

(необходим раздели- тельный ь) ?

— В словах с раздели- тельным ь после сог -ласного мягкого зву- ка, какой ….(слышит- ся звук)?

— Что будет, если …..

(из слов исчезнет разделительный ь) ?

— Шесть звуков и шесть букв.

Д р у з,й а

— Мягкий знак.

Дети наблюдают, сравнивают.

Й,

У

— По-разному.

-В первом — , во 2 —

а затем гласный звук у.

Семья, льёт, вьюга, ручьи.

Записывают в тетрадь.

— Если после согласного звука слышим звук й, ,а потом идет гласная буква, то пишется разделительный ь.

Ученики находят и оставляют в КОРЗИНЕ ИДЕЙ (если этого не было, то записываем).

Чтение и запись слов.

— Е, ё, ю, я, и.

Дети произносят звуки.

Выполняют задание.

— Разделительный ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

Ученики находят и оставляют в КОРЗИНЕ ИДЕЙ (если этого не было, то записываем).

В учебнике находят и читают. Объясняют согласно выводам.

Работа в группах.

Дети получают карточки и заполняют их.

Группы озвучивают вопросы и формулируют правильные ответы.

3.Стадия рефлексии

Задание (на доске запись)

Руч..и, пол..я, плат..е, врем..я.

— Вставьте, где надо, разделительный мягкий знак. Над словом напишите, какие звуки обозначает последняя гласная буква.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

(На интерактивной доске появляется запись)

йи а йэ а

РУЧЬИ, ПОЛЯ, ПЛАТЬЕ, ВРЕМЯ.

Техника «КЛАСТЕР»

— Попробуйте в группах составить кластер, используя «старые» и «новые» знания по теме урока.

( По ходу проверки на доске появляется кластер)

Разделительный мягкий знак

2

3

1

1.Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделитель- ный мягкий знак.

2. Разделительный мягкий знак пишется после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

3. Разделительный мягкий знак — это орфограмма, так как он не обозначает звука, а пишется между буквой, обозначающей согласный звук и буквой, обозначающей гласный звук, если слышим звук й.

Подведение итогов урока.

  — Какую роль выполняет в словах разделительный мягкий знак?

— Какие из наших предположений   оправдались?

— Что нового для себя вы узнали на уроке?

Какие чувства вы испытываете, когда узнаёте то, что не знали раньше?

— Все, что вы узнали сегодня на уроке, запишите в виде синквейна. (Тема «Знак»)

(Используют в работе карточку – помощницу)

Правила написания «Синквейна»:

  • на 1-ой строчке — одно слово — существительное – это и есть тема синквейна

  • на 2-ой– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

  • на 3-ей- три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  • на 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение (4-6 слов)

  • На 5-ой – одно слово, выражающее свое личное отношение к теме синквейна (слово – ассоциация, синоним, антоним).

— Прочитайте свои синквейны (по желанию).

(На доске появляется запись)

«Как приятно знать, что ты что-то узнал!»

Мольер

— Так прав был Мольер, который написал это более 400 лет назад? Почему?

Домашнее задание.

Индивидуальная работа.

Самопроверка по образцу.

Самооценка с помощью смайлика.

Работа в группах.

Проверка.

Дети думают, формулируют ответы, делятся впечатлениями, рассуждают.

Индивидуальная работа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here