Молчанова Наталья Николаевна учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе

( учебник Рамзаева Т.Г. )

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цель: Создать условия для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

УУД:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Личностные УУД: воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки; воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Планируемый результат

Формировать УУД:

Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (регулятивные УУД)

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)

умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • Раздаточный материал:

  1. Задание на каждую группу

  2. Карточки трех уровней

  • Рисунок березы

  • Листочки березы желтого, красного и зеленого цвета

  • Проектор, компьютер

  • Презентация Microsoft Power Point

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Пояснительная записка

Это первый урок по данной теме. Во 2 классе отводится на эту тему 9 часов.

Начинается урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского языка.

В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета, сами определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.

На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.

Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети вспомнили понятие «родственные слова». Новое понятие «корень»

дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.

Закрепление проходит в форме групповой работы, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов.

Самостоятельная работа проводится дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.

Все этапы урока старалась подвести к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

— Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2. Минутка чистописания

На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)

— Прочитайте слова.

— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. (е)

— На какие две группы она может разделить данные слова?

( в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,

в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й ] и [э] )

— Дайте рекомендации друг другу по написанию строчной и заглавной буквы

е Е (слайд 3)

Пропишите.

-Определите закономерность последовательности букв во втором ряду:

ера ерб ерв ер… (слайд 4)

( строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

— Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Словарно – орфографическая работа

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?

( береза)

— Какую букву нам нужно запомнить?

— Почему?

Назовите существенные признаки дерева березы.

( лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси — самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

— Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 5)

-А как бы вы назвали ласково березу?

( березонька, березка)

— Как называется гриб, который растет под березой?

( подберезовик)

— Как называется лес, в котором растут только березы?

( березняк)

— Сравните эти слова по значению.

( близкие по значению)

— Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

  1. Постановка учебной задачи

Ребята, кто помнит как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?

А может быть кто-то знает как называется эта общая часть родственных слов?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Чему хотели бы научиться?

Где может об этом узнать? ( у учителя, в учебнике, …)

Начнем с учебника.

  1. Формирование новых знаний

— Прочитайте правило в учебнике на с.43 (Рамзаева Т.Г.)

— Какие слова называются родственными? (слайд 7)

общая часть

общее значение

— Как называется общая часть родственных слов?

корень

— Как иначе называются родственные слова?

однокоренные

— Графически корень выделяется дугой ( показ)

— Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 8)

— Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм: (слайд 9)

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

6. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

7. Закрепление. Работа в группах. (слайд 10)

Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.

  1. Час, часок, часовщик, часть

  2. Нос, носильщик, носик, носатый.

  3. Морозный, холодный, мороз, морозить.

  4. Вода, водный, водичка, водить.

  5. Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

  6. Соринка, сор, сорвал, насорил.

Проверка (слайд 11)

— Что наблюдали в этом задании?

— Назовите два признака однокоренных слов.

  1. Упражнение для снятия напряжения с глаз (слайд 11)

  1. Самостоятельная работа

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках трех уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень — хлеб. У них есть общее значение:

хлебница —

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

— Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д…брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

  1. Итог

Над какой темой урока мы работали?

Что нового узнали?

Назовите два признака родственных слов.

Как иначе называются родственные слова?

  1. Рефлексия

— Закончите предложения: (слайд 13)

-Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха. (На партах у каждого ученика три вида листочков, на доске – дерево)

Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

ДЗ

Составить цепочку родственных слов с корнем лес.

С одним из слов составить предложение.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here