Методическая разработка урока в 9 классе
« Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Учитель русского языка и литературы: Дедова Наталья Сергеевна
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение.
Вспомогательные цели урока:
-
Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
-
Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
-
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедийный проектор;
-
экран;
-
раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Целеполагание
– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М. Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.
Презентация.
Слайд 1. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.
– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С.1 ГИА – сжатого изложения.
III. Актуализация знаний
Лингвистическая разминка
– Что такое изложение?
Ответ: Изложение — это письменный пересказ какого-либо текста своими словами.
Слайд 2. Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.
– Какие виды изложения вам известны?
Ответ: подробное, сжатое
Слайд 3. Подробное (содержание передается полностью и подробно) и сжатое (от глагола «сжать» — сократить, уменьшить в объеме).
— Какова цель сжатого изложения?
Слайд 4. Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли.
— Когда в жизни мы используем краткий пересказ?
Ответ: На уроках литературы кратко пересказываем повести, рассказы, эпизоды. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни.
– Какие приемы сжатия текста вы знаете?
Слайды 5,6.1. Исключение подробностей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать второстепенную информацию, повторы, уточняющие, поясняющие, вводные конструкции)
2. Обобщение (обобщение сходных эпизодов, явлений, действий – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи)
– Что должно остаться в тексте?
Слайд 7. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.
— Что такое микрототема?
Слайд 8. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
IV. Знакомство с этапами работы над текстом.
Слайд 9.
Учебная деятельность | |
| Как определить тему? Тема определяется различными способами: — по началу текста; — по ключевым словам; — по ключевым эпизодам; — по заглавию текста |
| Что помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; авторская позиция. |
|
|
| Композиция текста – построение текста (в повество-вании–это завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в рассуждении-тезис, доказательства, вывод). Тезис–положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена основная мысль. Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса — один из приемов сжатия текста
|
| Определить количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? Определите микротему каждого абзаца (Микротема – это тема фрагмента текста, его части). Сжато изложить каждую часть, опуская второстепенную информацию.
|
| Подумать, как связать части между собой. Использовать лексические (повтор, однокоренные слова, синонимы) и лексико– грамматические средства соединения частей текста.
|
|
|
Помните о главном условии: в сжатом изложении должно быть все ясно и понятно каждому человеку, который его прочтет
Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Слайд 10. Памятка « Как работать над сжатым изложением»
-
Прочитать текст, определить его тему и идею.
-
Выделить в тексте важные (существенные) мысли (микротемы).
-
Составить план, озаглавив каждую микротему.
-
В каждой части текста отметить главное.
-
Отметить то, что можно объединить.
-
Изложить сжато каждую часть. Подобрать обобщающие слова и предложения.
-
Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?
-
Обдумать средства связи между частями.
-
Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.
V. Практическая работа
– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий.
Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Чтение текста учителем
Текст
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
Задания
1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.
Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он до-бился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациен-тах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня луч-шая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к ис-кусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на ин-женера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зара-батывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
3. Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.
Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца | |
Я знаю много плохих специа-листов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. | Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. |
|
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия вы использовали? ( Исключение, обобщение)
Слайд 11. Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:
«Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно».
(27 слов)
4. Выпишите ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, напишите
свой вариант изложения второго абзаца.
Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца | |
Знаменитого актера Иннокен-тия Смоктуновского, было время, не брали ни в один те-атр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании ин-тересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Ка-кой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвра-щаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» | Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость. |
|
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия вы использовали? (Исключение, обобщение)
Слайды 12. Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца:
«Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».
( 39 слов)
5. Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения третьего абзаца.
Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца | |
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творчес-ком труде, чем-то приближаю-щемся к искусству. Это приб-лижение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его резуль-татах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на ин-женера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы чело-век, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждомразгорелась его собс-твенная «искра» – вот тогда иполучится настоящий человек. | Высшее наслаждение жизни– в творческом труде, в отноше-нии человека к нему, как к искусству. |
|
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия вы использовали? ( Исключение, обобщение)
Слайд 13. Перед вами один из возможных вариантов изложения третьего абзаца:
«В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе».
(37 слов)
6.Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
7. Подведение итогов
— Обратимся к содержанию текста. В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизнью? Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
Обсуждение ответов.
Слайд 14. После того как работа выполнена, проверяем, пользуясь памяткой.
ПАМЯТКА
« Как проверить написанное»
-
После написания текста на черновик, прочитай его 3 раза.
-
Первый раз читай с целью проверки содержания.
Ответь на вопросы:
— Передано ли основное содержание исходного текста?
— Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
— Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? — Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?
3.Второй раз читай с целью корректировки текста.
Ответь на вопросы:
— Можно ли текст назвать связным? — Правильно ли выделены абзацы? — Нет ли грамматических ошибок? — Нет ли речевых ошибок? — Выразительна ли речь?
4. Третий раз читай с целью проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Используй словарь!
5. После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.
— Итак, текст передан кратко, соответствует теме и идее.
— А теперь послушайте еще одно сжатое изложение этого рассказа (его написал взрослый образованный человек, не знакомый, однако, с правилами сжатия):
Слайд 15. « Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они работают, а свою профессию ненавидят. Они ошиблись в выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость.
В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» — вот тогда и получится настоящий человек».
— Как вы считаете, удалось ли автору передать текст сжато? Соответствует ли он теме рассказа и отражена ли главная мысль? ( В чем высшее наслаждение жизни?)
VI. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения
— Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:
Слайд 15
ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0-2 балла)
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.
VII. Рефлексия
Слайд 16.
– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое изложение?
Домашнее задание: повторить теоретический материал.
Слайд 17
Использованная литература
-
Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
-
С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык 2012. – М.: «Интеллект-центр»,2012.
-
Е.В.Бурцева. Работа с текстом при обучении сжатому изложению. Вестник ТГПУ. 2011 Выпуск 4 (106)
-
Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.- Ростов— на- Дону: Легион –М., 2010