МБОУ «ОО Каплинская школа »

Урок русского языка

в 9 классе

( автор программы и учебника и программы М.М.Разумовская)

Урок в 9 «А» классе провела

учитель Аболмасова Н.Н.

в рамках семинара по межсетевому взаимодействию

Старый Оскол

2013

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста;

Цели урока: показать структурированное восприятие содержания текста;

умения выделять в нём микротемы; определять в них главное, существенное; отсекать второстепенное

Ход урока:

1.Слово учителя. Презентация.

-Что вы знаете о компрессии текста?

-Словарная работа (подберите синоним к слову компрессия)

Компрессия — сжатие

-При сжатии любого текста необходимо помнить: (Памятка для учащихся)

Опускаются:

— диалоги,

-пространные описания природы,

-описания чувств, настроений.

сохраняются

-ключевые слова и обороты речи,

-наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

Основные содержательные приемы компрессии:

-разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

-свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

-разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной;

-свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

Основные языковые приемы компрессии:

1.Замены:

-замена однородных членов обобщающим наименованием;

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

-замена предложения или его части указательным местоимением;

-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

-замена сложноподчиненного предложения простым.

2.Исключения:

-исключение повторов;

-исключение фрагмента предложения;

-исключение одного или нескольких из синонимов.

3.Слияния:

-слияние нескольких предложений в одно

Последовательность операций при сжатии текста:

-определение стиля исходного текста;

-уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

-определение типа текста;

-анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

-выполнение чернового варианта;

-проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств

2.Чтение текста учителем

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем —медициной, экономикой, техникой, он может и должен предста­вить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в. пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уро­ку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни — в ее непредсказуемо­сти. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей — как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только несколь­ким людям, завтра может пригодиться многим.

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его — зна­чит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоп­равданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, что­бы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных уси­лиях или сожалений о неиспользованном времени.

(По И. Милославскому) (212 слов)

-Словарная работа )

-Натюрморт (из фр.) – жанр в изобразительном искусстве (главным образом живописи и графики), посвященный изображению крупным планом неодушевлённых предметов: цветов, фруктов.

Инфантилизм (из лат.) – физическая и психическая недоразвитость организма

3. Проверка глуби­ны и точности восприятия исходного текста.

1. Какая проблема поднимается в этом тексте?

а) необходимость компьютерной грамотности в современ­ном мире

б) ответственное отношение к получению знаний

в) природа человеческой одаренности

г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

2. Какой тип речи используется в этом тексте?

a)повествование

б) рассуждение

в) описание и рассуждение

г) повествование и рассуждение

3. Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть сле­дующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»!

а) 1-2

б)5

в) 7-8

г)10

4. Самостоятельная работа. Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место про­пусков необходимые слова.

Словарная работа

Аннотация (из лат.) – краткое изложение содержания книги, статьи с критической оценкой её и библиографическим указателем, отзывом о нём.

Приложение №2

Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?»

Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или_________ Конечно, никто из нас до кон­ца не может угадать, какие знания ему будут__________

Однако мы должны задумываться о том, на что тратим дра­гоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.

6. Подготовка к написанию сжатого изложения (черновая подготовка).

Приложение №3

(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..

{Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.)

Можно ли (как?)________________ интересоваться (в-1; разными

отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями).

(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от приро­ды, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто инте­ресно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

{Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию (Парцелляция — такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

предложении № 4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________.

(5)Чем бы современный школьник ни занимался в буд­щем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.

(Устраним в этом предложении однородные члены).

____________ _________________ __________________ ________________

____________________

(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир ко­торой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)

(7)Но прелесть жизни — в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей — как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может приго­диться многим.

Жизнь (какая?)__________. Может быть, (замените под­черкнутую часть предложения № 8 обобщающим поняти­ем) придется (что делать?)__________в пустыне, как же

тогда без знаний о__________?! {Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить).

(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ста­вить его — значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

(Объединим предложения № 10 и 11; союз, который ис­пользуется как средство связи с предыдущим предложении ем, следует оставить) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.

(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горь­ких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

(Предложение №12 мы целиком опустим, предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного место­имения.) Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.

7.Рефлексия. Выразить своё отношение к уроку путем подбора:

-существительное

-прилагательное, прилагательное

-глагол, глагол, глагол

— словосочетание

— предложение

8. Оценки

9. Домашнее задание:

-ГИА, вариант №6, подготовить презентацию по проверке глуби­ны и точности восприятия исходного текста (сильные ученики)

— сжать текст.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here