МБОУ «ОО Каплинская школа »
Урок русского языка
в 9 классе
( автор программы и учебника и программы М.М.Разумовская)
Урок в 9 «А» классе провела
учитель Аболмасова Н.Н.
в рамках семинара по межсетевому взаимодействию
Старый Оскол
2013
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста;
Цели урока: показать структурированное восприятие содержания текста;
умения выделять в нём микротемы; определять в них главное, существенное; отсекать второстепенное
Ход урока:
1.Слово учителя. Презентация.
-Что вы знаете о компрессии текста?
-Словарная работа (подберите синоним к слову компрессия)
Компрессия — сжатие
-При сжатии любого текста необходимо помнить: (Памятка для учащихся)
Опускаются:
— диалоги,
-пространные описания природы,
-описания чувств, настроений.
сохраняются
-ключевые слова и обороты речи,
-наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
Основные содержательные приемы компрессии:
-разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
-свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)
-разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной;
-свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)
Основные языковые приемы компрессии:
1.Замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчиненного предложения простым.
2.Исключения:
-исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения;
-исключение одного или нескольких из синонимов.
3.Слияния:
-слияние нескольких предложений в одно
Последовательность операций при сжатии текста:
-определение стиля исходного текста;
-уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
-определение типа текста;
-анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
-выполнение чернового варианта;
-проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств
2.Чтение текста учителем
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будущем —медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в. пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни — в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей — как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (П)Не ставить его — значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
(По И. Милославскому) (212 слов)
-Словарная работа )
-Натюрморт (из фр.) – жанр в изобразительном искусстве (главным образом живописи и графики), посвященный изображению крупным планом неодушевлённых предметов: цветов, фруктов.
— Инфантилизм (из лат.) – физическая и психическая недоразвитость организма
3. Проверка глубины и точности восприятия исходного текста.
1. Какая проблема поднимается в этом тексте?
а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире
б) ответственное отношение к получению знаний
в) природа человеческой одаренности
г) причины охлаждения людей к получению новых знаний
2. Какой тип речи используется в этом тексте?
a)повествование
б) рассуждение
в) описание и рассуждение
г) повествование и рассуждение
3. Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание: «Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»!
а) 1-2
б)5
в) 7-8
г)10
4. Самостоятельная работа. Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова.
Словарная работа
Аннотация (из лат.) – краткое изложение содержания книги, статьи с критической оценкой её и библиографическим указателем, отзывом о нём.
Приложение №2
Вначале автор ставит вопрос: «_____________________?»
Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему __________или_________ Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут__________
Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.
5. Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.
6. Подготовка к написанию сжатого изложения (черновая подготовка).
Приложение №3
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..
{Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.)
Можно ли (как?)________________ интересоваться (в-1; разными
отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями).
(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
{Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений № 2 и 3, а также парцелляцию (Парцелляция — такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
предложении № 4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «____________________» и, поняв это,__________или__________.
(5)Чем бы современный школьник ни занимался в будщем — медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.
(Устраним в этом предложении однородные члены).
____________ _________________ __________________ ________________
____________________
(6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение № 6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)
(7)Но прелесть жизни — в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей — как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
Жизнь (какая?)__________. Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения № 8 обобщающим понятием) придется (что делать?)__________в пустыне, как же
тогда без знаний о__________?! {Предложение № 9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить).
(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его — значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.
(Объединим предложения № 10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложении ем, следует оставить) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.
(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
(Предложение №12 мы целиком опустим, предложение № 13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о__________, лучше на него ответить как можно__________.
7.Рефлексия. Выразить своё отношение к уроку путем подбора:
-существительное
-прилагательное, прилагательное
-глагол, глагол, глагол
— словосочетание
— предложение
8. Оценки
9. Домашнее задание:
-ГИА, вариант №6, подготовить презентацию по проверке глубины и точности восприятия исходного текста (сильные ученики)
— сжать текст.