Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 6 города Томска
Конспект урока русского языка
«Правила переноса слов»
Автор: Серякова Елизавета Михайловна,
учитель начальных классов
Класс: первый
Цель урока: развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове, переносить слова
Планируемыми результатами изучения данной темы является сформированность следующих умений:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;
– делить слова на слоги, переносить слова по слогам, ставить ударение;
– списывать с печатного образца, используя правильные начертания букв, соединения;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
: Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
–учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме
– слушать и понимать речь других;
– учиться работать в паре;
Личностные результаты:
-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
— формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД Технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) | |||||||||||||||||||||||
Оргмомент Психологический настрой | Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно. | Дети приветствуют друг друга и учителя. | Личностные результаты: —развиваем умения выражать свои эмоции;
| ||||||||||||||||||||||
Стадия вызова. а)Актуализация знаний
б)Постановка целей урока
| Это солнышко пришло к нам на урок и осталось с нами. Оно поможет нам в изучении темы урока. -Откройте рабочую тетрадь. Поставьте точку на верхней строке. Что мы запишем здесь?
С какого этапа мы начинаем урок русского языка? – Почему мы начинаем с чистописания? Предварительный анализ и рисование узора.
cо це лн
Какие слоги встретились? Что такое слог? Какое слово можно составить из этих сочетаний?
Как определить, сколько в слове слогов?
Подчеркните сочетание, которое нельзя назвать слогом? Докажите, почему.
– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? – Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили? – Как вы думаете, на какой вопрос мы будем отвечать на уроке? (тема урока записана на «солнышке») А на лучиках записаны правила переноса слов (Приложение 1) – Сегодня вы узнаете некоторые правила переноса, потренируетесь в переносе слов |
Дети открывают рабочую тетрадь. -Дату(комментированная запись числа)
-МКП Ответы детей Дети пишут узор.
Сочетание согласного(ых) и гласного.
Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников. Без гласного слог не существует.
Мы перенесём это слово.
Предположения детей.
На уроке мы будем учиться переносить слова с одной строки на другую. | Познавательные УУД: — развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций,
Регулятивные УУД: — осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ Выберите лучший узор и раскрасьте его красным цветом. Пусть ваше «солнце» тоже засияет.
Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; | ||||||||||||||||||||||
Стадия осмысления.
Прием «Веришь- не веришь»
| А начнем мы со знакомого вам приема «Веришь-не веришь» У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица.
Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…» Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-»
На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока. |
Наиболее вероятные варианты ответов
| Регулятивные УУД: — развиваем умение высказывать своё предположение на основе знакомого и незнакомого материала Коммуникативные УУД: умение работать в паре.
| ||||||||||||||||||||||
б)Открытие новых знаний.
Прием «Кластер»
| -Чтобы ответить на вопросы, которые мы перед собой поставили, надо составить план действий или алгоритм переноса слов. Как вы думаете, какой будет первый шаг при переносе слов? Каким будет второй шаг?
-А чтобы узнать эти правила, надо выполнить это задание: разделить слова для переноса. Действовать будем по правилу: сначала разделим на слоги Почему не разделили слово стол?
Сможем ли мы перенести это слово с одной строки на другую, если оно не делится на слоги? Значит, какие слова мы не сможем перенести ? Итак, одно из правил: слова, в которых один слог, не переносим (открываю первое правило на «луче») Кто прочитает его по схеме? (Приложение 1) А что можно сказать, о словах яма и змея, можно ли их перенести? Я открою вам секрет: одну букву переносить или оставлять на строке нельзя! Это правило №2 (открываю на «луче») Прочитайте схему (Приложение 1) А слова весна, птица, зайка, масса сможем мы перенести по слогам? Первое и главное правило: слова переносятся по слогам (открываю «луч») Повторяем Микроитог: какие из этих слов мы можем перенести с одной строки на другую? Давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике. Запишите эти слова, разделяя их чертой для переноса, поставьте в словах ударение, выделите гласные. |
Алгоритм
1)Надо мысленно разделить слово на слоги. 2)Перенести слово по правилу
Я/ма, вес/на, стол, пти/ца, зме/я, зай/ка, мас/са. В слове стол 1 слог, его нельзя разделить на слоги. Нет
Слова, в которых один слог
Ответы детей.
Да
Весна, птица, зайка, масса.
Вес-на, пти-ца, зай-ка, масс-са. | Регулятивные УУД: прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Познавательные УУД: представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы; Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
| ||||||||||||||||||||||
в)примене-ние открытого знания Работа в парах
| Сейчас вы будете работать в парах. Но сначала настроимся: повернемся друг к другу лицом, улыбнемся и сыграем в игру «Дрозд»
Задание: на листочке у вас записаны слова. Разделите их вертикальной чертой для переноса (Приложение 2) Кто готов к ответу, покажите знаком (пара берет друг друга за руку и поднимает руки вверх) Расскажите, как выполнили задание.
Запишите слова, разделяя чертой для переноса, поставьте ударение, выделите гласные.
Нарисуйте на полях «Светофорик» и оцените свою работу: зеленый цвет — вся работа красиво и аккуратно оформлена; желтый– получилось, но не всё; красный – сегодня пока не получилось, но я буду стараться. | Дети играют в игру «Дрозд»:ты –дрозд, я-дрозд, у тебя-нос, у меня-нос, у тебя щечки аленькие, у меня щечки аленькие, мы с тобой два друга, любим мы друг друга.
Ответы детей.
Пес-ня, кни-га, шос-се, май-ка. | Коммуникативные УУД: умение работать в паре. Регулятивные УУД: — осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: — развиваем умения извлекать информацию из схем,
ТОУУ
Самооценка «Светофорик» Вероятный вариант ответа
| ||||||||||||||||||||||
Рефлексия Возврат к таблице «Веришь ли ты, что…»
| — А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях. — Я снова читаю вопросы. В 3-й строке вы ставите нужный знак. — По каким вопросам ваше мнение совпало? Объясните, почему. — По каким вопросам изменилось? Почему?
|
Наиболее вероятные варианты ответов
| Коммуникативные УУД: умение работать в паре. Познавательные УУД: — развиваем умения извлекать информацию из схем, обобщать и классифицировать по признакам; | ||||||||||||||||||||||
Самооценка «Лесенка»
Домашнее задание
| Покажи с помощью ступенек, как ты поработал на уроке.
Придумайте и запишите по одному слову на каждое правило.
|
| ТОУУ
Личностные результаты: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |
Список использованной литературы
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя- М.: Просвещение, 2008.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Поурочное планирование к учебнику «Русский язык (первые уроки)», 1 класс образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2004 г.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Учебник «Русский язык (первые уроки)», 1 класс образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2012 г.
Загашев И.О., Заир – Бек С. И.. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Козырь А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
Планируемые результаты начального общего образования Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой — М.: Просвещение, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт
Приложение 2
Ёжик, песня, лист, книга, шоссе, майка.
13