Конспект урока русского языка по теме «Правописание частицы НЕ со словами, называющими действие», проведённого в 3 классе
Цель: Создать условия для формирования знаний о правописании глаголов с отрицательной частицей НЕ и о возможности использования знаний в повседневной жизни.
Задачи:
-
Образовательные:
познакомить с отрицательной частицей НЕ; формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами.
-
Развивающие:
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности.
-
Воспитательные:
воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; уважительное отношение к мнению других.
Метапредметные:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
-
формировать способность к деловому сотрудничеству в группах.
Оборудование: 1. Карточки для контроля (22 шт.)
2. Карточки № 1 со словами (22 шт.)
3. Карточки № 2 с предложениями (22 шт.)
4. Каточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5
5.Мобильный класс (5 ноутбуков)
6. Мультимедиа установка
7. Презентация.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
I. Организация внимания | — Тема нашего урока: «Написание частицы НЕ со словами, назы вающими действие». — Какие задачи стоят перед нами на уроке?
На доске выстраивается схема (в презентации):
Учиться
Узнать
Повторить
— А для чего нам необходимы все эти знания и умения?
Применять
| Учащиеся отвечают на вопросы: — Повторить правило правописания приставок и предлогов. — Вспомнить по каким признакам слова делятся на слова-предметы, слова-признаки и слова-действия. — Узнать, как пишется частица НЕ со словами-действиями. — Учиться писать частицу НЕ со словами-действиями. — Для того чтобы без ошибок писать предложения. — Чтобы наша речь была грамотной. |
II. Актуализация ранее изученного | — Прежде чем приступить к работе, мы сейчас заполним карточку входного контроля. (Только строчки «я знаю» и «я умею») Работа в группах — У вас на столах лежат карточки под № 1 со словами. — Задание будете выполнять по группам. I и V – выписать в строчку слова-названия | Дети заполняют карточку входного контроля.
Дети выполняют задание |
II. Актуализация ранее изученного | предметов; II и IV – выписать в строчку слова-названия действия; III — выписать в строчку слова-названия признаков. Проверка — Объяснить, по какому признаку вы выписали данные слова. Что? Что делать? Какой? поход ходить цветной железо цвести письменный весна писать весенний письмо убегать ходячий
— Выполняем следующее задание на карточке под № 2. — Обсудите в группах как необходимо правильно записать слова в этих предложениях. Предложения записать в тетрадь.
Проверка — Каждая группа объясняет написание одного слова. (При)городный (по)езд (не)проходит мимо деревни. (Рас)катистый гром (про)нёсся (над)лесом. |
Учащиеся отвечают на вопросы: — Слова-названия предметов отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?, и обозначают предметы. — Слва-названия действий отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?, т.д., обозначают действие предметов. — Слова-названия признаков отвечают на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?, ЧЬЯ? И обозначают признаки предметов.
Дети выполняют задание в тетрадях. Дети объясняю написание каждого слова. — Если между частицей и словом можно вставить дополнительное слово, то это предлог и пишем отдельно от слова. Если нельзя вставить дополнительное слово – то это приставка и пишем вместе. |
III. Физминутка | а) Вытянуть правую руку вперед. Указательный палец медленно двигать вправо – влево.
Глазами следим за точкой на экране (Слайд в презентации) |
|
II. Изучение нового материала | Постановка проблемы — А как вы написали слово НЕ ПРОХОДИТ? — Почему вы пришли к такому решению данной задачи? — Докажите, что это слово является словом-названием действий.
| Ответы детей — Потому что, между НЕ и ПРОХОДИТ нельзя вставить дополнительное слово, поэтому надо писать вместе. — У слов-действий не бывает предлогов. — Я знаю, что частица НЕ |
II. Изучение нового материала |
Работа с учебником — Где можно найти информацию, подтверждающую наш ответ? — Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте, как написание данного случая объясняет Анишит Йокоповна. — Так чье предположение было верным? — Так как пишется частица НЕ со словами-действиями? | всегда со словами действиями пишется раздельно. — Отвечает на вопрос ЧТО НЕ ДЕЛАЕТ? и обозначает действие.
— В справочниках, энциклопедии, в учебнике. Дети читают объяснение в учебнике
— Частица НЕ со словами-действиями пишется отдельно. |
IV. Применение знаний и умений | Работа в тетрадях «Для самостоятельной работы» — Откройте тетради на странице 33, Упр. 46. — Прочитайте задание. — Как на письме выделяются обращения?
— Какие слова можно вставить между частицей НЕ и словом-действием? — Какое слово подходит в данном случае? — Запишите первое четверостишие в тетрадь, частицу НЕ подчеркните.
Взаимопроверка — Поменяйтесь тетрадями, проверьте своего соседа и на полях поставьте знак «+», если ваш член группы выполнил задание правильно, и знак «-», если есть ошибки.
Тест в программе Mytest
| Ответы детей
— На письме обращения выделяются запятыми. — Только, просто, очень.
— Очень. Дети выполняют данное задание
|
V. Рефлексия | — На листочках для контроля заполните строчки «Я узнал» и «Я научился». У кого есть какие-либо сомнения или в тетради вам поставили «-», значит в карточке ставите знак «?» — Поднимите руку, у кого все таки есть знак «?». — Что вам необходимо сделать, чтобы на следующем уроке на этом месте появился знак «+»?
— Начертите на полях оценочную шкалу. — Отметьте свой уровень работы в группе.
| Дети заполняют карточку контроля.
— Необходимо дома поработать над этой темой.
|
VI. Итог урока | — Все ли задачи, поставленные на уроке, мы выполнили? — И (если нет) почему? |
|
VII. Домашнее задание |
Стр. 64, упр. 67, правило стр.63
|
|