Конспект урока русского языка по теме «Правописание частицы НЕ со словами, называющими действие», проведённого в 3 классе

Цель: Создать условия для формирования знаний о правописании глаголов с отрицательной частицей НЕ и о возможности использования знаний в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Образовательные:

познакомить с отрицательной частицей НЕ; формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами.

  1. Развивающие:

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности.

  1. Воспитательные:

воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека; уважительное отношение к мнению других.

Метапредметные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

  • формировать способность к деловому сотрудничеству в группах.

Оборудование: 1. Карточки для контроля (22 шт.)

2. Карточки № 1 со словами (22 шт.)

3. Карточки № 2 с предложениями (22 шт.)

4. Каточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5

5.Мобильный класс (5 ноутбуков)

6. Мультимедиа установка

7. Презентация.

Ход урока:

Технологи

ческие этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организация внимания

— Тема нашего урока: «Написание частицы НЕ со словами, назы

вающими действие».

— Какие задачи стоят перед нами на уроке?

На доске выстраивается схема (в презентации):

Учиться

Узнать

Повторить

— А для чего нам необходимы все эти знания и умения?

Применять

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Повторить правило правописания приставок и предлогов.

— Вспомнить по каким признакам слова делятся на слова-предметы, слова-признаки и слова-действия.

— Узнать, как пишется частица НЕ со словами-действиями.

— Учиться писать частицу НЕ со словами-действиями.

— Для того чтобы без ошибок писать предложения.

— Чтобы наша речь была грамотной.

II. Актуализация ранее изученного

— Прежде чем приступить к работе, мы сейчас заполним карточку входного контроля. (Только строчки «я знаю» и «я умею»)

Работа в группах

— У вас на столах лежат карточки под № 1 со словами.

— Задание будете выполнять по группам.

I и V – выписать в строчку слова-названия

Дети заполняют карточку входного контроля.

Дети выполняют задание

II. Актуализация ранее изученного

предметов;

II и IV – выписать в строчку слова-названия действия;

III — выписать в строчку слова-названия признаков.

Проверка

— Объяснить, по какому признаку вы выписали данные слова.

Что? Что делать? Какой?

поход ходить цветной

железо цвести письменный

весна писать весенний

письмо убегать ходячий

— Выполняем следующее задание на карточке под № 2.

— Обсудите в группах как необходимо правильно записать слова в этих предложениях. Предложения записать в тетрадь.

Проверка

— Каждая группа объясняет написание одного слова.

(При)городный (по)езд (не)проходит мимо деревни. (Рас)катистый гром (про)нёсся (над)лесом.

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Слова-названия предметов отвечают на вопросы КТО? и ЧТО?, и обозначают предметы.

— Слва-названия действий отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?, ЧТО СДЕЛАТЬ?, т.д., обозначают действие предметов.

— Слова-названия признаков отвечают на вопросы КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?, КАКИЕ?, ЧЬЯ? И обозначают признаки предметов.

Дети выполняют задание в тетрадях.

Дети объясняю написание каждого слова.

— Если между частицей и словом можно вставить дополнительное слово, то это предлог и пишем отдельно от слова. Если нельзя вставить дополнительное слово – то это приставка и пишем вместе.

III.

Физминутка

а) Вытянуть правую руку вперед. Указательный палец медленно двигать вправо – влево. 
б) Глазами наблюдать за движением пальца, не поворачивая головы.
в) Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3-х, открыть глаза, посмотреть вдаль.

Глазами следим за точкой на экране (Слайд в презентации)

II. Изучение нового материала

Постановка проблемы

— А как вы написали слово НЕ ПРОХОДИТ?

— Почему вы пришли к такому решению данной задачи?

— Докажите, что это слово является словом-названием действий.

Ответы детей

— Потому что, между НЕ и ПРОХОДИТ нельзя вставить дополнительное слово, поэтому надо писать вместе.

— У слов-действий не бывает предлогов.

— Я знаю, что частица НЕ

II. Изучение нового материала

Работа с учебником

— Где можно найти информацию, подтверждающую наш ответ?

— Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте, как написание данного случая объясняет Анишит Йокоповна.

— Так чье предположение было верным?

— Так как пишется частица НЕ со словами-действиями?

всегда со словами действиями пишется раздельно.

— Отвечает на вопрос ЧТО НЕ ДЕЛАЕТ? и обозначает действие.

— В справочниках, энциклопедии, в учебнике.

Дети читают объяснение в учебнике

— Частица НЕ со словами-действиями пишется отдельно.

IV. Применение знаний и умений

Работа в тетрадях «Для самостоятельной работы»

— Откройте тетради на странице 33, Упр. 46.

— Прочитайте задание.

— Как на письме выделяются обращения?

— Какие слова можно вставить между частицей НЕ и словом-действием?

— Какое слово подходит в данном случае?

— Запишите первое четверостишие в тетрадь, частицу НЕ подчеркните.

Взаимопроверка

— Поменяйтесь тетрадями, проверьте своего соседа и на полях поставьте знак «+», если ваш член группы выполнил задание правильно, и знак «-», если есть ошибки.

Тест в программе Mytest

Ответы детей

— На письме обращения выделяются запятыми.

— Только, просто, очень.

— Очень.

Дети выполняют данное задание

V. Рефлексия

— На листочках для контроля заполните строчки «Я узнал» и «Я научился». У кого есть какие-либо сомнения или в тетради вам поставили «-», значит в карточке ставите знак «?»

— Поднимите руку, у кого все таки есть знак «?».

— Что вам необходимо сделать, чтобы на следующем уроке на этом месте появился знак «+»?

— Начертите на полях оценочную шкалу.

— Отметьте свой уровень работы в группе.

Дети заполняют карточку контроля.

— Необходимо дома поработать над этой темой.

VI. Итог урока

— Все ли задачи, поставленные на уроке, мы выполнили?

— И (если нет) почему?

VII. Домашнее задание

Стр. 64, упр. 67, правило стр.63

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here