Уроки обучения грамоте
Звуки [б] [б’] , буквы Б, б. Знакомство
Цели: -Познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б], [б’], учить давать характеристики звукам, читать слоги и слова с этими буквами;
— развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, артикуляционный аппарат, расширять угол зрения.
Оборудование: — плакаты с рисунками сказочных героев из сказки А. Толстого «Золотой ключик», таблицы Шульте, плакат-рисунок «Город букв», магнитофон, аудиосказка «Лесные музыканты», карточка с силуэтом Буратино для штриховки
Учебник: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько «Азбука»
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
—
Сегодня к нам на урок придёт один сказочный герой, а для того, чтобы узнать, кто это, послушайте загадку:
У отца был мальчик странный,
необычный – деревянный,
на земле и под водой
искал ключик золотой…
Всюду нос совал свой длинный,
кто же ЭТО?..
Буратино!
Вывесить плакат на доску
— Ребята, а кто помнит, куда папа Карло отправлял Буратино?
(в школу)
— Для чего? (чтобы быть умненьким и благоразумненьким)
— А куда он пошёл? (в театр)
— Правильно ли он сделал? …….Почему?
— Неужели он опять пошёл и сегодня не в школу, а в театр? Я сейчас посмотрю, может быть, он стесняется войти?
— Ой, посмотрите, всё же он пришёл в школу, он пришёл к нам
Появляется Буратино:
— Привет, привет! Ребята, можно я поучусь с вами? Я хочу быть таким же грамотным и умным как вы…
Привет, ребята! В школу я
давно прийти мечтал!
Но, не послушав папу, я
в театр вдруг попал.
Теперь я понял, что нельзя
безграмотным мне быть
и что без знаний нам сейчас
на свете не прожить!
— Ну, что ребята, пустим Буратино к нам на урок? ….
— Я знаю про ваш «Город Букв» и я очень хотел бы в него попасть, чтобы выучить все буквы, но пока я к вам шёл, на меня напал Бармалей и отнял ключ от двери, ведущей в этот город. Я еле убежал от него.
— Проходи, Буратино, садись! Будем искать ключ вместе.
Но для этого нам надо размять свои язычки и глазки, чтобы быть готовыми к встрече с любой неожиданностью.
-
Артикуляционная гимнастика.
а
ЧИТАЕМ ТВЁРДЫМИ ЗВУКАМИ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ
) Н М Л Р В П К Т З С Г Д
б) Л К а о у и е ы я
Г Р
С К
К Л
Н Т
В С
Р Л
в) чистоговорки
Ра-ра-ра — начинается игра,
ры-ры-ры — у мальчиков шары,
ро-ро-ро — у Раи новое ведро,
ру-ру-ру — продолжаем мы игру,
ре-ре-ре — стоит домик на горе,
ри-ри-ри — на ветках снегири,
ар-ар-ар — кипит наш самовар,
ор-ор-ор — созрел красный помидор,
ир-ир-ир — мой папа командир,
зу-зу-зу — мы поймали стрекозу,
ча-ча-ча – была Таня у врача,
жа-жа-жа – залетели два чижа,
г) скороговорка
все бобры добры для своих бобрят
-
Зрительные упражнения.
а) Таблицы Шульте
б) Фотоглаз (5 сек.)
ВЕТЕР — КОРЗИНА (Было ли это слово?)
ЗОНТИК
КОЗЛИК
КОРЗИНКА
ЛУКОШКО
IV. Знакомство с новыми буквами и звуками
-
Кто по ёлкам ловко скачет
и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
сушит на зиму грибы?
Белка
Слогозвуковой анализ слова
— Сколько слогов в этом слове?
(два)
— Какой слог ударный? (первый)
— Произнесите первый слог (бел-)
— Какой первый звук в нём слышите? [б’]
— Произнесите его вслух
— Какой это звук – гласный или согласный? (согласный)
— Докажите, почему
— Звонкий или глухой? (звонкий)
— Твёрдый или мягкий? (мягкий)
— Почему мягкий? (Е смягчает впереди стоящий согласный)
— Какая схема подходит к этому слову?
-
Вот так звери!
Нор не роют,
но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
инструмент не пилы – зубы.
Бобры
Слогозвуковой анализ слова
— Сколько слогов в этом слове? (два)
— Какой слог ударный? (второй)
— Произнесите первый слог (боб-)
— Произнесите первый звук в этом слоге [б]
— Какой это звук – гласный или согласный? (согласный)
— Докажите, почему
— Звонкий или глухой? (звонкий)
— Твёрдый или мягкий? (твёрдый)
— Какая схема подходит к этому слову?
— Так вот, ребята, для обозначения этих ДВУХ звуков – твёрдого согласного [б] и мягкого согласного [б’] служит буква Б.
— Давайте поселим эту букву в наш «Город Букв».
— Ой, а он-то закрыт! А как же нам быть-то с ключом от города?..
— Далёко, далёко за морем
Стоит золотая стена,
В стене той заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но где этот ключик — не знаю,
Никто не рассказывал мне.
Буратино с парты тянет руку:
— Сначала сделаем физминутку, а потом узнаем!
Буратино выходит к доске…
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся, РАЗ нагнулся, ДВА нагнулся,
Ключик, видно, не нашёл и руками нам развёл…
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!
Появляется Бармалей:
Бармалей — Ха-ха-ха, а вы забыли, что ключ-то у меня!
Буратино — Отдай нам ключ. Мы пойдём в «Город Букв», чтобы узнать их и стать умненькими и благоразумненькми!
Бармалей — Если справитесь с моими заданиями, то получите ключик!
Для начала прочитайте слоги и текст!
Хорошо, Бармалей, мы постараемся справиться твоими заданиями…
На доске: БА БЫ — В каких слогах буква Б звучит мягко?
БО БЕ Почему?
БУ БИ
-
Работа с учебником
Чтение текста, стр. 103 «Бобры»
— Бармалей! Мы всё прочитали! Отдашь нам ключик?
— Нет, у меня для вас ещё есть задание! Почитайте описание персонажей сказки «Приключения Буратино» и угадайте, о ком идёт речь…
У каждого ребёнка на парте лежит лист с текстом:
-
Он жил в каморке под лестницей, и у него ничего не было, кроме красивого очага…
Папа Карло.
-
Вдруг нос сам стал вытягиваться, расти и получился такой длинный и острый, что Карло даже удивился…
Буратино
3. Из-за занавеса высунулся человек, такой страшный с виду – у него была густая длинная нечёсаная борода, выпученные глаза, и огромный рот лязгал зубами…
Карабас-Барабас
-
Это была самая красивая кукла с кудрявыми голубыми волосами и огромными синими глазами…
Мальвина
-
Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе – часы…
Артемон
— Ребята, Бармалей приготовил для вас ещё одно задание:
Прослушайте сказку и запомните все слова, в которых будут встречаться звуки [б] и [б’]… (включается магнитофон)
…………………………………………..
Бармалей:
— Молодцы! Вы справились с моими заданиями.
Вы поработали, друзья,
на славу, вижу я!
И стыдно стало мне
за свой поступок этакий плохой…
Поэтому вам ключик золотой
верну обратно в класс,
чтоб «Город Букв» открыт всегда
для вас был, и для нас!
Получите ключ, который вам нужен!
— Ну, вот, теперь мы можем поселить нашу букву «Б» в свой домик. Обратите внимание, что живёт она в паре с буквой «П». Это парные буквы по звонкости-глухости.
V. Итог урока
— С какой буквой мы сегодня познакомились?
— Для обозначения каких звуков она служит?
— Дайте им характеристику.
— Это звуки согласные, звонкие, твёрдые/мягкие, парные…
Буратино:
— Ребята, Анна Викторовна, мне так понравилось у вас на уроке, так было интересно, что я решил тоже пойти в школу и учиться, стать умненьким и благоразумненьким! А в память о нашем совместном уроке я дарю вам свою фотографию, но она чёрно-белая. Ведь когда-то давно, когда меня создавал Папа Карло, цветной фотографии ещё не было. Поэтому её надо дома аккуратненько раскрасить…
Бармалей:
— А я завтра приду и проверю… Ха-ха-ха… Я ведь могу и забрать назад ключ этот!
Буратино:
— А я ещё хочу вас угостить за хороший урок моими любимыми ирисками – «Золотой ключик»!
Бармалей и Буратино:
— До свидания, ребята, до свидания, Анна Викторовна!
— Ну, что, ребята, понравился вам наш сегодняшний урок?
— А мне понравилось, как вы сегодня на уроке активно работали. Молодцы! Урок окончен…