Уроки обучения грамоте

Звуки [б] [б’] , буквы Б, б. Знакомство

Цели: -Познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б], [б’], учить давать характеристики звукам, читать слоги и слова с этими буквами;

— развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, артикуляционный аппарат, расширять угол зрения.

Оборудование: — плакаты с рисунками сказочных героев из сказки А. Толстого «Золотой ключик», таблицы Шульте, плакат-рисунок «Город букв», магнитофон, аудиосказка «Лесные музыканты», карточка с силуэтом Буратино для штриховки

Учебник: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько «Азбука»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сегодня к нам на урок придёт один сказочный герой, а для того, чтобы узнать, кто это, послушайте загадку:

У отца был мальчик странный,

необычный – деревянный,

на земле и под водой

искал ключик золотой…

Всюду нос совал свой длинный,

кто же ЭТО?..

Буратино!

Вывесить плакат на доску

— Ребята, а кто помнит, куда папа Карло отправлял Буратино?

(в школу)

— Для чего? (чтобы быть умненьким и благоразумненьким)

— А куда он пошёл? (в театр)

— Правильно ли он сделал? …….Почему?

— Неужели он опять пошёл и сегодня не в школу, а в театр? Я сейчас посмотрю, может быть, он стесняется войти?

— Ой, посмотрите, всё же он пришёл в школу, он пришёл к нам

Появляется Буратино:

— Привет, привет! Ребята, можно я поучусь с вами? Я хочу быть таким же грамотным и умным как вы…

Привет, ребята! В школу я

давно прийти мечтал!

Но, не послушав папу, я

в театр вдруг попал.

Теперь я понял, что нельзя

безграмотным мне быть

и что без знаний нам сейчас

на свете не прожить!

— Ну, что ребята, пустим Буратино к нам на урок? ….

— Я знаю про ваш «Город Букв» и я очень хотел бы в него попасть, чтобы выучить все буквы, но пока я к вам шёл, на меня напал Бармалей и отнял ключ от двери, ведущей в этот город. Я еле убежал от него.

— Проходи, Буратино, садись! Будем искать ключ вместе.

Но для этого нам надо размять свои язычки и глазки, чтобы быть готовыми к встрече с любой неожиданностью.

  1. Артикуляционная гимнастика.

а

ЧИТАЕМ ТВЁРДЫМИ ЗВУКАМИ НА ОДНОМ ДЫХАНИИ

) Н М Л Р В П К Т З С Г Д

б) Л К а о у и е ы я

Г Р

С К

К Л

Н Т

В С

Р Л

в) чистоговорки

Ра-ра-ра — начинается игра,

ры-ры-ры — у мальчиков шары,

ро-ро-ро — у Раи новое ведро,

ру-ру-ру — продолжаем мы игру,

ре-ре-ре — стоит домик на горе,

ри-ри-ри — на ветках снегири,

ар-ар-ар — кипит наш самовар,

ор-ор-ор — созрел красный помидор,

ир-ир-ир — мой папа командир,

зу-зу-зу — мы поймали стрекозу,

ча-ча-ча – была Таня у врача,

жа-жа-жа – залетели два чижа,

г) скороговорка

все бобры добры для своих бобрят

  1. Зрительные упражнения.

а) Таблицы Шульте

б) Фотоглаз (5 сек.)

ВЕТЕР — КОРЗИНА (Было ли это слово?)

ЗОНТИК

КОЗЛИК

КОРЗИНКА

ЛУКОШКО

IV. Знакомство с новыми буквами и звуками

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

сушит на зиму грибы?

Белка

Слогозвуковой анализ слова

— Сколько слогов в этом слове?

(два)

— Какой слог ударный? (первый)

— Произнесите первый слог (бел-)

— Какой первый звук в нём слышите? [б’]

— Произнесите его вслух

— Какой это звук – гласный или согласный? (согласный)

— Докажите, почему

— Звонкий или глухой? (звонкий)

— Твёрдый или мягкий? (мягкий)

— Почему мягкий? (Е смягчает впереди стоящий согласный)

— Какая схема подходит к этому слову?

  1. Вот так звери!

Нор не роют,

но зато плотины строят.

Все они одеты в шубы,

инструмент не пилы – зубы.

Бобры

Слогозвуковой анализ слова

— Сколько слогов в этом слове? (два)

— Какой слог ударный? (второй)

— Произнесите первый слог (боб-)

— Произнесите первый звук в этом слоге [б]

— Какой это звук – гласный или согласный? (согласный)

— Докажите, почему

— Звонкий или глухой? (звонкий)

— Твёрдый или мягкий? (твёрдый)

— Какая схема подходит к этому слову?

Так вот, ребята, для обозначения этих ДВУХ звуков – твёрдого согласного [б] и мягкого согласного [б’] служит буква Б.

— Давайте поселим эту букву в наш «Город Букв».

— Ой, а он-то закрыт! А как же нам быть-то с ключом от города?..

— Далёко, далёко за морем

Стоит золотая стена,

В стене той заветная дверца,

За дверцей большая страна.

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но где этот ключик — не знаю,

Никто не рассказывал мне.

Буратино с парты тянет руку:

— Сначала сделаем физминутку, а потом узнаем!

Буратино выходит к доске…

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся, РАЗ нагнулся, ДВА нагнулся,

Ключик, видно, не нашёл и руками нам развёл…

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!

Появляется Бармалей:

Бармалей — Ха-ха-ха, а вы забыли, что ключ-то у меня!

Буратино — Отдай нам ключ. Мы пойдём в «Город Букв», чтобы узнать их и стать умненькими и благоразумненькми!

Бармалей — Если справитесь с моими заданиями, то получите ключик!

Для начала прочитайте слоги и текст!

Хорошо, Бармалей, мы постараемся справиться твоими заданиями…

На доске: БА БЫ — В каких слогах буква Б звучит мягко?

БО БЕ Почему?

БУ БИ

  1. Работа с учебником

Чтение текста, стр. 103 «Бобры»

— Бармалей! Мы всё прочитали! Отдашь нам ключик?

— Нет, у меня для вас ещё есть задание! Почитайте описание персонажей сказки «Приключения Буратино» и угадайте, о ком идёт речь…

У каждого ребёнка на парте лежит лист с текстом:

  1. Он жил в каморке под лестницей, и у него ничего не было, кроме красивого очага…

Папа Карло.

  1. Вдруг нос сам стал вытягиваться, расти и получился такой длинный и острый, что Карло даже удивился…

Буратино

3. Из-за занавеса высунулся человек, такой страшный с виду – у него была густая длинная нечёсаная борода, выпученные глаза, и огромный рот лязгал зубами…

Карабас-Барабас

  1. Это была самая красивая кукла с кудрявыми голубыми волосами и огромными синими глазами…

Мальвина

  1. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе – часы…

Артемон

— Ребята, Бармалей приготовил для вас ещё одно задание:

Прослушайте сказку и запомните все слова, в которых будут встречаться звуки [б] и [б’]… (включается магнитофон)

…………………………………………..

Бармалей:

— Молодцы! Вы справились с моими заданиями.

Вы поработали, друзья,

на славу, вижу я!

И стыдно стало мне

за свой поступок этакий плохой…

Поэтому вам ключик золотой

верну обратно в класс,

чтоб «Город Букв» открыт всегда

для вас был, и для нас!

Получите ключ, который вам нужен!

— Ну, вот, теперь мы можем поселить нашу букву «Б» в свой домик. Обратите внимание, что живёт она в паре с буквой «П». Это парные буквы по звонкости-глухости.

V. Итог урока

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Для обозначения каких звуков она служит?

— Дайте им характеристику.

— Это звуки согласные, звонкие, твёрдые/мягкие, парные…

Буратино:

— Ребята, Анна Викторовна, мне так понравилось у вас на уроке, так было интересно, что я решил тоже пойти в школу и учиться, стать умненьким и благоразумненьким! А в память о нашем совместном уроке я дарю вам свою фотографию, но она чёрно-белая. Ведь когда-то давно, когда меня создавал Папа Карло, цветной фотографии ещё не было. Поэтому её надо дома аккуратненько раскрасить…

Бармалей:

— А я завтра приду и проверю… Ха-ха-ха… Я ведь могу и забрать назад ключ этот!

Буратино:

— А я ещё хочу вас угостить за хороший урок моими любимыми ирисками – «Золотой ключик»!

Бармалей и Буратино:

— До свидания, ребята, до свидания, Анна Викторовна!

— Ну, что, ребята, понравился вам наш сегодняшний урок?

— А мне понравилось, как вы сегодня на уроке активно работали. Молодцы! Урок окончен…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here