МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект урока русского языка
по теме:
«Правописание мягкого знака в конце слова»
2 класс
Подготовила
учитель начальных классов
Калинкина Любовь Анатольевна
г. Фролово
2014г.
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Правописание мягкого знака в конце слова.
Цель методическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную и групповую формы организации познавательной деятельности.
Цель урока:
-
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
-
Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова.
Задачи:
Образовательные:
-
Закрепить представление учащихся о способе обозначения мягкости согласных звуков;
-
Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки;
-
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком.
Развивающие:
-
Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
-
Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.
Воспитательные:
-
Воспитывать осознанное отношение к учёбе;
-
Включить учащихся в коллективную деятельность;
-
Продолжить формирование умения работать совместно с другими учащимися (нравственное воспитание);
-
Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.
Формируемые УУД:
-
личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
-
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
-
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
-
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить рассуждения об объекте.
Оборудование: учебник «Русский язык», ч.1, А.В.Полякова, 2011г., 15 карточек для парной работы, 30 карточек для проведения рефлексии, 30 карточек для проверки усвоения темы, иллюстрация Мягкого знака, презентация, видеоролик «Рысь»
Ход урока:
I. Организационный момент. Этап самоопределения к деятельности.
Цель: Включение в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок —
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Ребята, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете этот урок. Я думаю, что такое же приподнятое настроение будет у всех и в конце урока.
ДЕВИЗ УРОКА: «МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ».
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.
1. Каллиграфическая минутка.
— Я желаю вам успешной и плодотворной работы. Начнём работу узора из букв.
Запись « узора из букв»
— Выполним разминку.
Большой пальчик мы потрем,
Указательный пожмем,
Средний с вами мы погладим,
Безымянный – пощипаем.
А мизинчик разотрём.
Кистью дружно мы стряхнем
И писать начнем.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
ьмьяьгькьиьйь ьзьньаькь
(Задание: записать в тетрадях письменными буквами)
— Подчеркните букву, которая чаще встречалась в «узоре».
— Прочитайте слова, которые спрятались в «узоре» (мягкий знак)
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Появляется картинка Мягкий знак.
Мягкий знак предлагает нам орфографическую разминку для тренировки памяти и внимательности.
2. Мозговой штурм. Орфографическая разминка. Упражнение «Фотоглаз» (Чтение и запоминание)
-Напишите слова по памяти. (Проверка с доски)
карась
тополь
рысь
тетрадь
олень
кровать
— Какое слово «лишнее»? (Рысь, так как состоит из одного слога, а все остальные двусложные)
Рубрика «Хочу всё знать»
— Что вы знаете об этом животном? (ответы детей)
— Кошка с кисточками на ушах. Размерами рысь со среднюю собаку, длина не больше метра, а вес всего 18 кг. Выглядит очень интересно: надменный взгляд и изящные уши с кисточками. Они не просто украшение, а своеобразная антенна, которая помогает животному слышать даже самые тихие звуки. Если кисточки отрезать, то слух у рыси сразу притупляется. Ещё очень много интересного вы можете прочитать в детской энциклопедии «Я познаю мир. Животные»
(Просмотр видеоролика «Рысь» ) Продолжаем развивать наш кругозор.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
— Что объединяет все эти слова?
(Во всех словах встречается мягкий знак на конце слова, он смягчает согласный звук.)
Сформулируйте тему нашего урока. (Письмо мягкого знака на конце слова)
Поставьте цели.
-
Показать значение мягкого знака на конце слов.
-
Упражнять в написании слов с ь в конце слова.
Наблюдаю – замечаю – размышляю — делаю выводы.
Итак: мы узнаем на уроке еще много интересного о мягком знаке.
Проблемный вопрос: Для чего нужен мягкий знак в конце слова?
Проведём исследовательскую работу.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: Построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению.
1. Мягкий знак очень робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём. У мягкого знака слишком мягкий характер, поэтому он не обозначает звука и смягчает согласные.
— Попробуйте и вы побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.
Как превратить слова:
мел — в мелкое место;
угол — в топливо;
шест — в число?
Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чём их различие?
мел — мель
угол — уголь
шест — шесть
— Сравните слова по количеству букв.
— А по числу звуков? — Почему? (не обозначает звука)
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
— Одинаково ли произносится звук [л] в первом и во втором словах?
— Какая буква показывает, что согласный звук [л] надо произносить мягко?
— Когда Ь обозначает мягкость согласного?
— Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Мягкий знак пишется после буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово
Часто просится.
— Что ещё меняет мягкий знак?
Какой вывод можем сделать? Вывод: Может менять смысл слова.
Ь – мягкий знак
— обозначает мягкость согласного звука;
— не обозначает звука;
— может менять смысл слова.
Физкультминутка
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе меньше ходить,
Эти лёгкие движения
Предлагаю тебе повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – будь готов.
Теперь и вы все отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
V. Развитие умений. Применение полученных знаний.
Цель: Усвоение нового способа действий. Включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.
1. Закончи предложение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце слова.
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту _______. (дверь )
В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий ______. (лось)
От зубастых щук таясь, стороной проплыл _______. (карась)
Думаю, известно всем, дней в неделе ровно ______. (семь)
День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня ______. (кровать)
Не робей, но берегись, в том лесу, где бродит ______. (рысь)
2. Самостоятельная работа по учебнику. Упр. 113. Проверка по эталону с экрана компьютера.
3. Игра.
— Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.
4. Работа в парах. «В одиночку не одолеешь и кочку». Одному человеку не легко, а вместе — любая работа по силам.
— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком на конце слова.
— У вас на столах лежат карточки. Что нужно сделать? (По рисунку угадать слово и записать на строчках) Чья пара выполнит первой, то показывает знаком.
Работаем в паре __________________________________________________________
1. 2. 3. 4. 5.
6.
1. _______________
2. _______________
3 _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________ Оцените свою пару:
— мы справились с заданием, мы довольны собой.
— настроение хорошее, нам было трудно, но мы справились.
— Задание слишком трудное, нам нужна помощь.
5. А почему у нашего гостя Мягкого знака числа? Мы оказались на уроке математике? что предлагает нам Мягкий знак?
Числа 5, 6, 7, 8, 9, 10. Запишите слова. Подчеркните ь.
VI. Рефлексия деятельности
Цель: Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке;
организация фиксации неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности
1. — Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли?
— Какие выводы про ь можете сделать?
— Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.
2. У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или скучно? Всё ли вы поняли? Выберите из двух предлагаемых вариантов тот, который вам больше подходит, и подчеркните его ручкой.
1. На уроке я работал активно / пассивно.
2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен.
3. Урок для меня показался коротким / длинным.
4. Материал урока мне понятен / непонятен.
5. Материал урока полезен / бесполезен.
6. Материал урока интересен / скучен.
Ребята выполняют рефлексию
3. — Вот закончился урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Все старались всё понять
думать и запоминать.
4. А в подарок вам от Мягкого знака необычное задание. Если вы правильно вставите в нужные слова ь, то увидите что- то интересное, вас ждёт сюрприз.
сол . | пен . | ден . | воз . | |
гном .
| олен . | сон . | мост . | куст . |
нос . | пят . | кон . | рыс . | слон .
|
крот . | плот . | дом . | лен . | стол .
|
стул .
| шмел . | дожд . | осен . | мак . |
Вы сегодня – молодцы!
Отвечали как бойцы!
Всем спасибо за урок!
Список использованной литературы
1. Учебник «Русский язык», ч.1, А.В.Полякова, 2011г.
2. Ширшова Ю.В. Орфография в загадках. // Начальная школа – 2001 – №2.
3. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика — в рифмовках занимательных. М.: Просвещение, 1995.
4. Морозова С.Л. Её величество – орфография. Игровое пособие по правописанию для начальных классов. М.: Финансы и статистика, 1997.
5. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. // Начальная школа – 1997. — №4.