Учитель: Магон В.П.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Суффикс и его роль в слове.

Задачи:

актуализировать знания учащихся о роли суффиксов в нашей речи;

развивать умение разбирать слова по составу;

развивать сообразительность, мышление, память;

воспитывать культуру речи, чувство коллективизма и

индивидуальности учащихся, взаимопомощь;

Цель: научить детей разбирать слова по составу.

Оборудование: учебник русского языка для 3 класса Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, индивидуальные задания на карточках (для повторения), презинтация Power Point, проектор с экраном.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний ( проверка д/з, упр.5)

— Начнём урок с проверки д/з.

— Что нужно было знать, чтобы его выполнить?

— Ребята, что такое окончание?

— Основа?

— Назовите основу и окончание в словах, которыми можно назвать спортсменов.

— В слове с уменьшительно-ласкательным значением.

— Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием, несмотря на то, что много пропустили.

2.Введение в тему урока

— Ребята, какое у Вас сегодня настроение?

— Какой праздник приближается?

И сегодня к нам на урок пришла лесная гостья. (слайд 1)

— Как мы её можем назвать?

Ель, ёлка, ёлочка. (слайд 2)

— Что это за слова? Докажите.

Запишите эти слова. Выделите окончания и основу. Прочитайте. (слайд 3)

.- А теперь выделите корень.(слай 4)

— Из каких частей состоит слово ель ?

— Какая часть слова стоит между корнем и окончанием в словах : елка, ёлочка?

Вспомним 2 класс.

— Выделите суффикс? (слайд 5)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о суффиксе и его роли в словах.

3.Усвоение нового материала

3.1. Откройте учебник на с.131 Упр.193

— Прочитайте задание самостоятельно.

— Прочитай слова. Река, речушка, реченька, речная (рыба)

— Что у них общего?

— А чем они отличаются? (высказывают свои предположения)

— Ребята, чтобы полно ответить на этот вопрос Вам необходимо выполнить следующее задание.

(Спиши. Найди и выдели в этих словах окончания и основу. Выдели корень.

-А затем ответьте на вопросы. Какое явление ты наблюдаешь в корне? Какую часть слова осталось обозначить? Для чего она служит?)

— Ребята, какой вывод можем сделать?

(Суффиксы служат для образования новых слов.)

ФИЗМИНУТКА

4. Повторение изученного материала.

4.1 Читаем следующее упр.194

Продолжим работу по учебнику

— Прочитайте стихотворение.

— Обратите на выделенные слова.

— Какое значение вносят в слова суффиксы -ик- , -ек- ? (С помощью этих слов автор выразил отношение мальчика, к щенку: его любовь, сочувствие, доброту.)-ласкательное значение

-А теперь выберите и запишите 3-5 слов с безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму.

— А у доски Антон выпишет слова с безударными гласными в приставках. Обозначит орфограмму.

4.2 Работа в парах.

-Ребята, я на каждую парту положила схемы частей слова по порядку.

Но в класс забежал снеговик и всё перепутал.

Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места.

Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием.

4.3 Разбор слов по составу

-Посмотрите на снеговика. Он рад, что Вы исправили его ошибки.

Давайте покажем ему на ёлочку.(слайд 6)

— Дети посмотрите, как изменилась наша гостья? (На ней появились игрушки.)

— Игрушки не простые, на них записаны части слова, с которых нужно составить слова.(слайд 7)

— Составьте слова.

Фонарик

Хлопушка

Снежинка

(слайд 8)

— Запишите слова. Разберите по составу. Прочитайте.

-Проверьте.( слайд 8)

— А теперь составьте из данных слов мини – текст и озаглавьте.(2-3 уч.)

5. Подведение итогов урока

Итог урока помогут подвести гости, которые всегда приходят к лесной красавице.

-Кто эти гости?(слайд 9)

-Сейчас они проверят, как вы были внимательны на уроке. (слайд 10) вопросы

Молодцы!

— А ещё дед Мороз много знает о суффиксах и Вам расскажит. Приведите примеры (лапушка, лёгонький, маленький)

6. Выставление отметок.

А теперь заполните тесты, которые лежат у Вас на партах, я проверю, как вы усвоили материал.

— А сейчас сами себя проверьте.

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

6. Д/З

С.140 Упр.7

Спасибо за урок!

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

Тест

Корень – это … .

Окончание – это… часть слова.

Окончания служат для… слов… .

Основа слова – это… .

Суффикс служит для … .

Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова это … .

Разобрать слово по составу – это значит … .

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here