Учитель: Денисенко Наталья Александровна.
Личностно-ориентированный урок. Русский язык. 3 класс.
Тема: Род имени существительного.
Цели: учить определять род имён существительного, закрепить знания об имени существительном и его роли в нашей жизни.
Задачи: совершенствовать умение определять род имен существительных;
развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение,
классификация) через выполнение упражнений и игр;
развивать устную речь учащихся через умение отвечать, доказывать
свою точку зрения;
формировать умение работать самостоятельно, навык самоконтроля, самооценки.
Оборудование:
личностно-ориентированный план учащегося,
карточки с заданием,
карточки-помощь,
интерактивная доска.
— Посмотрите, какой сегодня прекрасный морозный день. И у нас в классе тепло и уютно. Я хочу пожелать вам на уроке удачи. И вы в парах пожелайте удачи друг другу. — Запишите число, классная работа.
— Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки и записать получившиеся ответы, называя орфограммы.
1) Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось. (снег) 2) Кто-то утром застеклил, Как окошко, воду, Чтоб карасик не простыл В лютую погоду. (лёд) 3) Он рисует на стекле Пальмы, звёзды, шарики, Говорят, ему сто лет, А шалит как маленький. (мороз) 4) На дворе – горой, А в избе – водой. (сугроб) 5) Сказочная девочка, Зимою к нам пришла, Дедушке Мороз очень помогла. (Снегурочка)
— Что объединяет все эти слова? (зима)
Снег, лёд, мороз, сугроб, Снегурочка.
— Что ещё общего в этих словах? (Тема, это существительные, обозначают предмет, ед.ч.) — Какое слово лишнее? (Снегурочка – одушевлённое, собственное, ж.р.)
— Давайте обобщим наши знания об имени существительном с помощью кластера.
Имя существительное
Постоянные признаки Непостоянные признаки
Одуш.-неодуш. Ед.ч., мн.ч. Собств.-нариц. падеж М.р., ж.р., ср.р.
— Какого рода наши слова? — Как вы его определили? (повторение правила) — Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? — Поставьте для себя цели на урок. Обсудите их в парах. — Выслушаем некоторые из них.
— Давайте проверим прочность наших знаний по теме, а для этого выполним тест.
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение: Имя существительное – это … А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что? Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать? В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет: А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее? А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные: А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова: Небо, окно, поле, платье, пальто. А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода: А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода. А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода. А) Хлебное поле заросло колосьями. Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный: А) Лимон, банан, огурец. Б) Помидор, карандаш, нос. В) Шарф, огород, луч.
— Взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу. — с какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»? — Кто не справился с работой? — Какие испытываете затруднения? — Что можно посоветовать этим ученикам?
— Посчитайте баллы. — Это и будет тема нашего урока: Род имени существительного. — Поставьте для себя цель на урок и обсудите её с соседом. (несколько вариантов прослушиваем)
— Перед тем как приступить к работе, давайте ещё раз повторим, как определить род имени существительного?
1 уровень.
— Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.
Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, умница.
(проверка по ключу) — Вы ничего не заметили при проверке? Определите род. Почему вызвало затруднения? Есть слова общего рода, которые мы можно употреблять и по отношению к мужчинам, и к женщинам. Какие ещё такие слова вы можете назвать? — К словам ж.р. подберите СИНОНИМЫ. — Оцените свою работу, не забывайте о настроении.
2 уровень.
— От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.
Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.
(проверка фронтальная) — Почему получаются разные слова? (слова образуются с помощью приставок и суффиксов, их можно использовать разные) — Оценим свою работу.
3 уровень.
— Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.
Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.
— Назовите пословицу, которую встретили. Как понимаете её смысл? — Определили ли вы род слова сани? (только мн.число) — Правильность этого задания я проверю сама.
Творческое задание.
Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.
(чтение нескольких работ)
-Положите перед собой свой план. — Поднимите руку, кто выполнил теор.ур, 1 и 2 уровни. — Оцените работу на уроке. Кто работал на «5»? на «4»? — Достигли ли вы цели урока? — У кого что-либо не получалось? — Что мы им посоветуем? (Повторить правило) — Как изменялось настроение? — Выберите домашнее задание в соответствии с необходимым уровнем.
|
Личностно-ориентированный план уч-ся _______________________________
Необходимо знать (теоретический уровень) |
|
|
| Творческое задание | Оценка | |
2 урок |
| Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 |
|
|
Род имени сущест- витель- ного | Знаем 1. Что такое имя существительное. 2. Постоянные и непостоянные признаки. 3. Как определять род имени существительного.
| Карточка №1. | Карточка №2. Задание А.
Образуй имена сущ., определи род. | Карточка №2. Задание Б.
Составь предложение, определи род. | Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода. | Теор. уровень – 1 уров. – 2 уров. –
3 уров. – Тв.ур. — |
Дом. задание | Повторить правила определения рода имени существительного. с.107,108.
| Упр.243 | Упр.245 | Упр.246, озаглавь текст. |
|
|
Моё наст- рое- ние |
|
ТЕСТ.
1. Найдите верное определение:
Имя существительное – это …
А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?
Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Найдите слово, обозначающее предмет:
А) умный Б) быстро В) смех Д) едет
3. Какое слово лишнее?
А) река Б) свет В) книга Д) лента.
4. Найдите одушевленные имена существительные:
А) сказка Б) шутка В) девочка
5. По какому признаку сгруппированы слова:
Небо, окно, поле, платье, пальто.
А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода
Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода
6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:
А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный
7. Найди собственные имена существительные женского рода.
А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь
8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.
А) Хлебное поле заросло колосьями.
Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.
9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:
А) Лимон, банан, огурец.
Б) Помидор, карандаш, нос.
В) Шарф, огород, луч.