Учитель: Денисенко Наталья Александровна.

Личностно-ориентированный урок. Русский язык. 3 класс.

Тема: Род имени существительного.

Цели: учить определять род имён существительного, закрепить знания об имени существительном и его роли в нашей жизни.

Задачи: совершенствовать умение определять род имен существительных;

развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение,

классификация) через выполнение упражнений и игр;

развивать устную речь учащихся через умение отвечать, доказывать

свою точку зрения;

формировать умение работать самостоятельно, навык самоконтроля, самооценки.

Оборудование:

личностно-ориентированный план учащегося,

карточки с заданием,

карточки-помощь,

интерактивная доска.

Мотивационно-целевой этап.

Орфографическая минутка.

Операционный этап.

Теоретический этап.

Тест.

1 уровень.

2 уровень.

Помощь:

Имена существительные ты можешь образовать с помощью суффиксов:

-ев-

-от-

-ость-

-авиц-

-ок-

3 уровень.

Творческое задание.

Рефлексия.

— Посмотрите, какой сегодня прекрасный морозный день. И у нас в классе тепло и уютно. Я хочу пожелать вам на уроке удачи. И вы в парах пожелайте удачи друг другу.

— Запишите число, классная работа.

— Ребята, я предлагаю вам разгадать загадки и записать получившиеся ответы, называя орфограммы.

1) Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

2) Кто-то утром застеклил,

Как окошко, воду,

Чтоб карасик не простыл

В лютую погоду. (лёд)

3) Он рисует на стекле

Пальмы, звёзды, шарики,

Говорят, ему сто лет,

А шалит как маленький. (мороз)

4) На дворе – горой,

А в избе – водой. (сугроб)

5) Сказочная девочка,

Зимою к нам пришла,

Дедушке Мороз очень помогла. (Снегурочка)

— Что объединяет все эти слова? (зима)

Снег, лёд, мороз, сугроб, Снегурочка.

— Что ещё общего в этих словах? (Тема, это существительные, обозначают предмет, ед.ч.)

— Какое слово лишнее? (Снегурочка – одушевлённое, собственное, ж.р.)

— Давайте обобщим наши знания об имени существительном с помощью кластера.

Имя существительное

Постоянные признаки Непостоянные признаки

Одуш.-неодуш. Ед.ч., мн.ч.

Собств.-нариц. падеж

М.р., ж.р., ср.р.

— Какого рода наши слова?

— Как вы его определили? (повторение правила)

— Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

— Поставьте для себя цели на урок. Обсудите их в парах.

— Выслушаем некоторые из них.

— Давайте проверим прочность наших знаний по теме, а для этого выполним тест.

ТЕСТ.

1. Найдите верное определение:

Имя существительное – это …

А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Найдите слово, обозначающее предмет:

А) умный Б) быстро В) смех Д) едет

3. Какое слово лишнее?

А) река Б) свет В) книга Д) лента.

4. Найдите одушевленные имена существительные:

А) сказка Б) шутка В) девочка

5. По какому признаку сгруппированы слова:

Небо, окно, поле, платье, пальто.

А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода

Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода

6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:

А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный

7. Найди собственные имена существительные женского рода.

А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь

8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.

А) Хлебное поле заросло колосьями.

Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.

9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:

А) Лимон, банан, огурец.

Б) Помидор, карандаш, нос.

В) Шарф, огород, луч.

— Взаимопроверку наших работ, поменяйтесь с соседом по парте и проверьте по ключу.

— с какими знаниями мы подошли к уроку? Кто получил «5»? «4»?

— Кто не справился с работой?

— Какие испытываете затруднения?

— Что можно посоветовать этим ученикам?

— Посчитайте баллы.

— Это и будет тема нашего урока: Род имени существительного.

— Поставьте для себя цель на урок и обсудите её с соседом. (несколько вариантов прослушиваем)

— Перед тем как приступить к работе, давайте ещё раз повторим, как определить род имени существительного?

1 уровень.

— Выпишите имена существительные в 3 столбика по родам.

Мечтал, облако, бродил, метель, мороз, волшебник, праздник, идёт, удача, небо, дерево, умница.

(проверка по ключу)

— Вы ничего не заметили при проверке? Определите род. Почему вызвало затруднения? Есть слова общего рода, которые мы можно употреблять и по отношению к мужчинам, и к женщинам. Какие ещё такие слова вы можете назвать?

— К словам ж.р. подберите СИНОНИМЫ.

— Оцените свою работу, не забывайте о настроении.

2 уровень.

— От имён прилагательных образуйте и запишите имена существительные, определите род.

Холодный, магический, праздничный, синий, красный, добрый, старый, снежный, радостный, сказочный, суровый.

(проверка фронтальная)

— Почему получаются разные слова? (слова образуются с помощью приставок и суффиксов, их можно использовать разные)

— Оценим свою работу.

3 уровень.

— Из слов строчки составьте предложения. Определите род имён существительных.

Одеты, шубки, в, деревья, белые. Готовь, сани, телегу, летом, зимой, а. Лепят, снеговика, на, мальчики, улице.

— Назовите пословицу, которую встретили. Как понимаете её смысл?

— Определили ли вы род слова сани? (только мн.число)

— Правильность этого задания я проверю сама.

Творческое задание.

Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.

(чтение нескольких работ)

-Положите перед собой свой план.

— Поднимите руку, кто выполнил теор.ур, 1 и 2 уровни.

— Оцените работу на уроке. Кто работал на «5»? на «4»?

— Достигли ли вы цели урока?

— У кого что-либо не получалось?

— Что мы им посоветуем? (Повторить правило)

— Как изменялось настроение?

— Выберите домашнее задание в соответствии с необходимым уровнем.

Личностно-ориентированный план уч-ся _______________________________

Тема

Необходимо знать (теоретический уровень)

Творческое задание

Оценка

2 урок

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Род

имени

сущест-

витель-

ного

Знаем

1. Что такое имя существительное.

2. Постоянные и непостоянные признаки.

3. Как определять род имени существительного.

Карточка №1.

Карточка №2.

Задание А.

Образуй имена сущ., определи род.

Карточка №2.

Задание Б.

Составь предложение, определи род.

Составь и запиши сочинение на тему «Зима», не используя существительные среднего рода.

Теор.

уровень –

1 уров. –

2 уров. –

3 уров. –

Тв.ур. —

Дом.

задание

Повторить правила определения рода имени существительного. с.107,108.

Упр.243

Упр.245

Упр.246, озаглавь текст.

Моё

наст-

рое-

ние

ТЕСТ.

1. Найдите верное определение:

Имя существительное – это …

А) Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы кто? что?

Б) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В) Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Найдите слово, обозначающее предмет:

А) умный Б) быстро В) смех Д) едет

3. Какое слово лишнее?

А) река Б) свет В) книга Д) лента.

4. Найдите одушевленные имена существительные:

А) сказка Б) шутка В) девочка

5. По какому признаку сгруппированы слова:

Небо, окно, поле, платье, пальто.

А) неодуш. им. сущ. ср. рода В) одуш. им. сущ. ср. рода

Б) нариц. им. сущ. м. рода Г) собств. им. сущ. ср. рода

6. От глагола ЛЕТАТЬ образуйте однокоренное имя существительное женского рода:

А) лётчик Б) полёт В) лётчица Д) летательный

7. Найди собственные имена существительные женского рода.

А) Аннушка Б) бабушка В) Игорь

8. Укажите предложение, в котором подлежащее является именем существительным среднего рода.

А) Хлебное поле заросло колосьями.

Б) По утрам Дюймовочка съедала зёрнышко.

9. Укажите строчку, слова в которой сочетаются со словом красный:

А) Лимон, банан, огурец.

Б) Помидор, карандаш, нос.

В) Шарф, огород, луч.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here