Конспект урока русского языка в 5 классе

«Что изучает орфоэпия? Произношение ударных и безударных гласных звуков»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид деятельности обучающихся: коллективная, групповая.

Цели:

— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

— применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

— знать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке, правилах произношения гласных звуков, элементах транскрипции;

— уметь правильно произносить ударные и безударные гласные звуки;

— выстраивать композицию рассуждения.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.

Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

2.Сообщение темы.

Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Формулируют цели урока.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

3. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися слов в соответствии с орфоэпическими пометами (упр. 202)

4.Беседа о слоге и ударении.

Какие вы знаете особенности ударения в русском языке?

— Как можете подтвердить сведения о меняющемся характере ударения в русском языке?

— Как правильно произнести малознакомое слово?

5. Выборочный диктант.

Я читаю отрывки из стихотворений, вы находите орфоэпические ошибки и записываете только те слова, в произношении которых неверно выделен ударный слог.(в тетрадях обозначьте правильное ударение).

Не те вы учили алфАвиты,

Не те вас привалы манили,

Иными их быть не заставите-

Ищите иные!

А.Вознесенский.

Пол был гол как сокОл.

В рамы вместо стёкол

Млечный Путь кусками вставлен был.

Е.Евтушенко.

Он её и не видел в платьЯх;

Больше всё в сапогах кирзовЫх,

С санитарной сумкой, в пилотке

На дорогах войны грозовых,

Где орудья бьют во всю глотку.

К.Симонов.

Плотницкий инстрУмент

Сдержан и разумен

Е.Евтушенко.

Бежит, подбрасывая груз,

За автобУсом автобУс.

С.Маршак.

И за эти земные кОрысти,

Удивлённо меня кляня,

Я уверен, что бог бы вскорости

Вновь на землю столкнул бы меня.

К.Симонов.

Проверяют домашнюю работу.

Отвечают на вопросы.

Записывают слова с правильным ударением в тетрадь.

Оценивают друг друга.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель:

воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;

прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);

учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

6. Работа с лингвистическим текстом.

Упр. 206, стр. 75

— Что изучает орфоэпия?

-Какова её роль?

— Как можно научиться правильно говорить?

Чтение и анализ дополнительного теоретического материала на стр. 75 и рубрики «Возьмите на заметку!»

Учатся читать и понимать лингвистический текст.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

4.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

— Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения

заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Упр. 207(у) , 208(у), 209(у) произнесение слов в соответствии с орфоэпическими пометами.

Упр. 213

Знакомство с орфоэпическим словарём Р.И.Аванесова – упр. 214

Отработка орфоэпических норм при хоровом чтении.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

6.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

— Исследование какой темы вели на уроке?

— Какие понятия разобрали?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

7.Домашнее задание.

параграф 30, упр. 210

Записывают домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here