Конспект урока русского языка в 5 классе
«Что изучает орфоэпия? Произношение ударных и безударных гласных звуков»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности обучающихся: коллективная, групповая.
Цели:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— знать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке, правилах произношения гласных звуков, элементах транскрипции;
— уметь правильно произносить ударные и безударные гласные звуки;
— выстраивать композицию рассуждения.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.
Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
2.Сообщение темы.
Оформление записей на доске и в тетрадях. Предлагаем самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Формулируют цели урока. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 3. Проверка домашнего задания. Чтение учащимися слов в соответствии с орфоэпическими пометами (упр. 202) 4.Беседа о слоге и ударении. — Какие вы знаете особенности ударения в русском языке? — Как можете подтвердить сведения о меняющемся характере ударения в русском языке? — Как правильно произнести малознакомое слово? 5. Выборочный диктант. — Я читаю отрывки из стихотворений, вы находите орфоэпические ошибки и записываете только те слова, в произношении которых неверно выделен ударный слог.(в тетрадях обозначьте правильное ударение).
Не те вы учили алфАвиты, Не те вас привалы манили, Иными их быть не заставите- Ищите иные! А.Вознесенский.
Пол был гол как сокОл. В рамы вместо стёкол Млечный Путь кусками вставлен был. Е.Евтушенко.
Он её и не видел в платьЯх; Больше всё в сапогах кирзовЫх, С санитарной сумкой, в пилотке На дорогах войны грозовых, Где орудья бьют во всю глотку. К.Симонов.
Плотницкий инстрУмент Сдержан и разумен Е.Евтушенко.
Бежит, подбрасывая груз, За автобУсом автобУс. С.Маршак.
И за эти земные кОрысти, Удивлённо меня кляня, Я уверен, что бог бы вскорости Вновь на землю столкнул бы меня. К.Симонов. |
Проверяют домашнюю работу.
Отвечают на вопросы.
Записывают слова с правильным ударением в тетрадь.
Оценивают друг друга. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: — воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; — прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); — учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 6. Работа с лингвистическим текстом. Упр. 206, стр. 75 — Что изучает орфоэпия? -Какова её роль? — Как можно научиться правильно говорить?
Чтение и анализ дополнительного теоретического материала на стр. 75 и рубрики «Возьмите на заметку!»
|
Учатся читать и понимать лингвистический текст.
| Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Комплекс упражнений для глаз. — Закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитайте до 5, откройте широко глаза и посмотрите вдаль. Посмотрите на кончик носа и переведите взгляд вдаль. Не поворачивая головы, делайте медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно. Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и в другую стороны. Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.
| Выполняют комплекс упражнений для глаз. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания Упр. 207(у) , 208(у), 209(у) произнесение слов в соответствии с орфоэпическими пометами. Упр. 213 Знакомство с орфоэпическим словарём Р.И.Аванесова – упр. 214 |
Отработка орфоэпических норм при хоровом чтении. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| — Исследование какой темы вели на уроке? — Какие понятия разобрали? — Удалось решить поставленную задачу? — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
| Учащиеся высказывают свое впечатление от урока | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|
7.Домашнее задание. | параграф 30, упр. 210
| Записывают домашнее задание. |
|