Урок русского языка в 5 классе
«Сколько лексических значений имеет слово»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
— воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
— дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования;
— научить учащихся различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря, текстов художественной литературы;
— сформировать умение пользоваться толковым словарём и словарём синонимов;
— выстраивать композицию рассуждения.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей.
Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2. Слово учителя: обратите внимание на доску. Прочтем эпиграф. Слова не изобретаются Академиями: они рождаются вместе с мыслями, или в употреблении языка, или в произведениях таланта, как счастливое вдохновение. Н.М.Карамзин. — Как вы понимаете смысл этого высказывания?
— Как вы считаете, из чего состоит наш язык?
— А что такое слово?
Понаблюдаем! — Можно ли такую группу букв назвать словом: щар, скум, крыч?
— А почему шар это слово, а щар не является словом?
Делаем вывод! Слово- это группа звуков, которые имеют значение и существуют в речи как самостоятельные единицы.
— А как вы думаете, сколько слов в русском языке?
Слово учителя: Точно на это вопрос никто ответить не может. Известно, что в лингвистических картотеках их сотни тысяч. Неужели все эти слова знает каждый человек? Конечно, нет. Установили, например, что все, что написано А.С.Пушкиным- около 600 тысяч слов, многие слова он употреблял сотни раз. Например, слово дом- 493 раза, идти- 564 раза. Но это не значит, что он не знал других слов, просто эти слова чаще употребляются в речи. Было много других слов, которые он знал, но в его сочинениях они не использовались. Так и каждый человек знает больше, чем использует в устной и письменной речи.
Слово учителя: Перед вами 3 греческих слова, 3 названия разделов науки о языке: leksis … sintaksis… gonetika… Выберите то, которое в переводе с греческого обозначает слово?
— А что изучает лексика?
— Вспомним, что изучают другие разделы русского языка?
— А что общего у слов лексика и лексикон?
— Что обозначает это слово, узнать вам поможет предложение: ( записать в тетрадь) А.М.Горький советовал: « Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон». ( повторить предложения с прямой речью) ЛЕКСИКОЛОГИЯ- наука о словарном составе языка.
— Отгадайте загадку: Хранилище для слов
ЛЕКСИКОНОГРАФИЯ — наука по составлению словарей.
— А для чего нужен словарь?
Инсценирование. У нас в гостях словари. Ваша задача, ребята, по рассказам начала их рабочего дня узнать названия словарей.( выходят дети с эмблемами и коронами словарей) 1. СЛОВАРЬ ИНОСТАННЫХ СЛОВ. Я насчитываю 19 тысяч слов, которые пришли в русский язык из других языков. А утром мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. А я съел бутерброд, торт и выпил чашечку кофе с сахаром.( все слова показываются на карточках, где слово написано и есть картинка) 2. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. В речи комментатора то и дело мелькали слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось позвать на помощь всю эрудицию, чтобы растолковать: слалом— это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон— зимнее спортивное двоеборье, лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл- прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур. 3.СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать головой, шевелить мозгами. Как я называюсь, если в моих кладовых собрано столько близких по значению слов?
— Молодцы, ребята! Угадали название словарей! В словарях по алфавиту собраны слова. А какое значение могут иметь слова?
Работа со словом. Возьмем слово друг- м.р., ед.ч., 2 скл. Подруга- человек, с которым дружишь. Вспомните, какими словами можно определить лексическое значение слова ДРУГ?
ВЫВОД темы урока при помощи вопросов.
— Интересно ли вам узнать сколько лексических значений может иметь слово?
Записываем тему урока. — А как вы думаете, сколько лексических значений может иметь слово? ( в словарь не смотреть)
Сформулируем учебную задачу: 1. Выяснить, сколько значений может иметь слово. 2. Научиться работать со словарем.
|
Читают эпиграф.
Отвечают на вопросы. ( самая крупная единица языка – это текст, основной элемент языка- слово)
( группа букв, звуков)
( нет)
( нет значения, смысла)
Делают вывод.
Отвечают.
Слушают учителя.
(leksis лексис)
( словарный состав языка) (синтаксис изучает словосочетание и предложение, фонетика- звуки и буквы)
( это однокоренные слова)
Записывают определение в словарики.
( Словарь)
Записывают определение в словарики.
( помогает узнавать значение незнакомых слов)
( лексическое, грамматическое)
— картинкой; — подобрать синоним: товарищ, приятель; — подобрать однородные слова дружок, дружить, дружно; — посмотреть в толковом словаре
( да) | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: — воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; — прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); — учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
Наблюдение. — Обратимся к толковому словарю в учебнике с.308. Понаблюдаем. Найдите слова диалог и золотой. Обратите внимание на словарные статьи. — Чем отличаются словарные статьи? — Что необычного в словарной статье « золотой»?
Обратимся к опорному конспекту:
Стр. 88 (схема)
ВЫВОД: — Какие слова будут называться однозначными? Многозначными? Выяснение лексического значения слова. С. 89 № 251 — Сколько значений у слова – корень-? Не спешите отвечать, сравните со словарем.( схема) 4 значения есть в словаре. А какого значения нет в словаре?
С. 89- рассмотрите рисунок. Какое значение слова корень он иллюстрирует? Вывод: корень- значимая часть слова
|
Работают с толковым словариком учебника. есть несколько значений
(математический корень)
| Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Зарядка для ума ( игровой момент для развития памяти, творческих способностей) Найти спрятанное слово
1) Ах, не трогайте меня – Обожгу я без огня. 2) Стоит копна посреди двора, Спереди вилы, сзади – копна. 3) Говорить – не говорит, слышать – не слышит, А все знает и нам объясняет. 4) Под Новый год пришел он в дом Таким румяным, толстеньким. Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез.
Ребята, а слово КОНЬ однозначное или многозначное? Какое из его значений имеется ввиду в загадке? Не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. 1.- животное ( лошадь, конь) 2- шахматная фигура 3- длинный брус для гимнастических упражнений. ( Дети делают выбор) Какие еще многозначные слова вы знаете? ( ключ, кисть, кнопка)
|
| Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
Лингвистический анализ текста «Снежинки» ( по Д. Кайгородову)
Жили — были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землей. Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать. Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку. И все-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали о том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целостности свой хрупкий наряд. Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов. 1.О чем этот текст?
2. Какую мысль хотел донести до нас автор?
3. Найдите во 2 предложении многозначные слова выяснение лексического значения слова земля. ЗЕМЛЯ- 1. Третья от Солнца планета
2. Твердая поверхность нашей планеты
3. Почва- рыхлое вещество
4. Страна, государство
5. Территория, которая находится во владении
4. В данном тексте какое значение у слова земля?
5. Какое значение имеет слово шестигранный?
6. Как понимаете слово стая? В прямом или переносном значении употреблено слово в данном тексте? ( в переносном)
7. Что обозначает слово хрупкий?
8. С какими словами сочетается слово хрупкий?
9 С какими словами сочетается в переносном значении?
10.В каком значении употреблено хрупкий наряд
11. Найдите слова, которые говорят о снежинках в переносном значении и мы представляем их как живыми
Вывод: Для чего используются изобразительно-выразительные средства языка?
Сделаем вывод урока: Сколько значений может иметь слово? ( ответы ребят)
|
Слушают текст.
( о снежинках)
показано разнообразие, красота снежинок, их цель- долететь до земли и сохранить свой наряд
выяснение лексического значения слова земля.
( оторваться от земли)
( копать землю)
( Родная земля)
( фермерские земли)
(поверхность земли)
( 6 граней, сторон у камня)
( группа птиц одного вида)
( легко распадающийся на части, непрочный, нежный)
( лед, стекло, человек, девочка, ребенок, фигура)
ребенок, человек
( в переносном)
/олицетворение/ ( жили-были, родились, были похожи, выросли, думали, ложились)
( чтобы придать образность, выразительность, поэтичность)
| Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
|
Я на уроке научился… Мне понравилось… Я могу…
| Учащиеся высказывают свое впечатление от урока | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание. | 4. Домашнее задание: & 33, упр.253, подготовиться к контрольному диктанту.
| Записывают домашнее задание. |
|