Плутахина Зинаида Егоровна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области»
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Правописание корней с чередованием гласных е – и»
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Регулятивные:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся. Предлагается учащимся задание, написанное на доске: изл…гать р…стение пол…жение прик…саться выг…рать р…сточек оз…рить
| Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником. Обучающиеся работают в группах | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника природоведения, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». Учитель выводит текст на доску. — Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему? | Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы. Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Формулируют цель урока | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
|
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения | На слайде даны две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.
| Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
| На слайде даны две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. разбирать – разберу отпирать – отпереть задирать – задеру вытирать – вытереть замирать – замереть блистать – блестеть расстилать – расстелить выжигать – выжег
Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.
| Выделяют в слове корень. Ставят ударение. Определяют, какая гласная стоит за корнем. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. | Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания | Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму. | Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи (п.1)
Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные — составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные: оценивание усваемого содержания.
|
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Игра «Хлопок».
Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне.
Если в слове есть И – хлопок.
| Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке |
7 .Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает выполнить упражнение № 87 учебника. | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Работа в парах. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях | Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону. Упр.90
| Учащиеся выполняют задание.
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий.
|
9. Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».
Рефлексия Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне _________ понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения.
| Учащиеся в группах выполняют задание.
Учащиеся заканчивают предложения. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
10. Домашнее задание: п.17, стр. 296-297, упр.92. Для сильных учащихся дополнительно – варианты: 1.Составить синквейн на изученную орфограмму. 2. Написать лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова
|
|
|
|