Плутахина Зинаида Егоровна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Тавровская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области»

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Правописание корней с чередованием гласных е – и»

Тип урока:  Открытие нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Регулятивные:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

Расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагается учащимся задание, написанное на доске:

изл…гать

р…стение

пол…жение

прик…саться

выг…рать

р…сточек

оз…рить

Выполняют задание, повторяют орфограммы, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь справочником.

Обучающиеся работают в группах

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Подготовленный ученик диктует фрагмент текста из учебника природоведения, в котором встречается орфограмма  «Чередование е – и в корне слова».

Учитель выводит текст на доску.

— Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Формулируют цель урока

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3. Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

На слайде даны две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

На слайде даны две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

разбирать – разберу

отпирать – отпереть

задирать – задеру

вытирать – вытереть

замирать – замереть

блистать – блестеть

расстилать – расстелить

выжигать – выжег

Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова.

Выделяют в слове корень.

Ставят ударение.

Определяют, какая гласная стоит за корнем.

Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи (п.1)

Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше,

сильные  — составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок».

Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне.

Если в слове есть И – хлопок.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

7 .Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение № 87  учебника.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

Упр.90

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

9. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».

Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение».

На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне _________ понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

10. Домашнее задание: п.17, стр. 296-297, упр.92.

Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1.Составить синквейн  на изученную орфограмму.

2. Написать  лингвистическую сказку о чередовании гласных в корне слова

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here