МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14 г. Брянска»
Конспект урока русского языка
в 6 классе
Обобщение по теме
«Гласные в приставках пре- , при-»
Подготовила учитель русского языка
Кореневкина Валентина Алексеевна
2012 год
Тема урока: Обобщение по теме «Гласные в приставках пре-, при-»
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по теме, совершенствовать орфографические навыки учащихся, развивать умение правильно использовать знания о правописании гласных в приставках, воспитывать уважение к русскому языку, повышать учебную мотивацию
Оборудование: таблицы о правописании приставок, карточки для индивидуальной работы, словари.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка цели и задач урока совместно с учащимися
1. Использование для постановки цели и задач урока записи на доске.
Один из учеников читает выразительно стихотворение.
Ох, приставки пре- и при-! Вы к чему же пр…вели?
Сижу и голову ломаю, ничего не понимаю.
Пр…клонить ее, пр…гнуть или, может быть, пр…ткнуть?
В школе часто говорят:
Пр…общай умения, чтоб успешно раздробить камень пр…ткновения!
2. Беседа
-
Ребята, тема урока записана на доске, подумайте о том, какую цель урока мы считаем самой важной?
-
Какие задачи мы должны сегодня разрешить?
-
(Учащиеся вовлечены в целеполагание урока. Главной целью урока они считают закрепление умений различать смысловые оттенки приставок пре-, при- и ставят перед собой различные задачи.
— Какие правила необходимо применить, чтобы вставить пропущенные буквы в наши стихотворные строчки?
(Учащиеся называют значение приставок для данных слов: приближение, неполное действие, словарное слово
Привели, приклонить, пригнуть, приткнуть, преткновения)
— Какие еще фразеологические обороты присутствуют в данном стихотворении? Что они обозначают?
Ломать голову- раздумывать, камень преткновения- трудный вопрос, задание, неразрешимая проблема
-
Учитель дополняет выводы учащихся о цели и задачах урока и отмечает, что на уроке учащиеся будут решать не только вопросы орфографии, но и используют свои знания для написания небольших сочинений на лингвистическую тему.
Ш. Словарно – орфографическая работа.
Задание: объяснить орфограммы в словах, составить 2- 3 словосочетания с записанными словами
Пр..градить, пр..хорошенький, пр..гореть, пр…коснуться, пр…держать, пр…брежный, пр..терпеть, пр…расти, пр…небрегать.
(Преградить- в значении пере-, прехорошенький- в значении очень, пригореть- неполное действие, прикоснуться- приближение, придержать- неполное действие, прибрежный- близость к чему- либо, претерпеть в значении пере- , прирасти- приближение, пренебрегать – запомнить.
IV. Разбор словосочетаний: преградить путь, прикоснуться к тайне, прибрежный камыш, пренебрегать опасностью и т.д.)
V. Словообразовательный разбор слова
ПРИБРЕЖНЫЙ (приставочно – суффиксальный)
VI. Синтаксическая пятиминутка: работа у доски (3 человека)
1- производит синтаксический разбор предложения
2- разбирает словосочетания: прибежал к оврагу, об этом овраге.
3- производит морфологический разбор глагола ПРИБЕЖАЛ
Ребенок уже пр…бежал к оврагу, хотел заглянуть в него, но вдруг перед ним вос…тали все толки об этом овраге. (И.А. Гончаров)
Грамматические основы: ребенок прибежал, толки восстали. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное.
Объяснение орфограмм в приставках.
Прибежал к оврагу (глагольное, вид связи- управление)
Об этом овраге (именное, вид связи- согласование)
VII. Индивидуальная работа по карточкам (3 задания на 2 варианта)
1.Выполнить тестовые задания
Найти ряд, где пропущена одна и та же буква.
Вариант 1
А- пр…кратить, зам…реть, пр…красный (ответ)
Б- пр…выкать, соб…рать, затм…вать
В- пр…школьный, пр…восходный, зап…реть
Вариант 2
А- пут…шествие, пр…знать, пр…казать
Б- пр…пятствие, заж…гать, соб…реет
В- пр…шить, пр…ладить, расст…лать (ответ)
2. Образовать новые слова с помощью приставок пре-, при-, обратить внимание на то, что с некоторые слова могут быть использованы с обеими приставками.
1 вариант- творить (ся), клеить, город, опасный
2 вариант- сесть, щурить, клонить, пр…терпеть (ся)_
3.Заменить фразеологизмы синонимами
1 вариант- пр…возносить до небес, пр…держи язык
2 вариант- пр…расти корнями, пр…вратиться в слух
VIII. Самостоятельная дифференцированная работа
1группа- Составить небольшой рассказ по данному началу на тему
«Приключение в лесу, на речке…» с использованием опорных слов.
1. Однажды, пр…ключение, случилось, мы, речка, лес, в,с.
2. Мы пр…ятно, время, проводить, друзья.
3. Услышать пр…громкий, крик.
4. Кто- то, показалось, что, пр…зывать, помощь, на.
5. Пр…близиться, место, мы, где, раздаваться, шум, к.
6. Дополнить данное начало своими предложениями.
2 группа — составить рассказ на лингвистическую тему «Роль приставок пре- , при- , в нашей жизни».
3 группа- работа с предложенным текстом.
Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, обозначить приставки пре-, при- . Разобрать указанные предложения, составить их схемы.
Через полчаса свечение моря пр…кратилось. «Коршун» пр…ближался к экватору. Со временем все уже пр…выкли к жестокой качке. Люди пр…смотрелись к водяным горам по которым быстро несется маленькая лодка. Было досадно что пр…ходится пр…терпевать трудности.
Первые две лодки пр…чалили и им бросили концы. У пр…стани толпились незнакомые люди. Командир пр…казал всем высадиться на берег.
1 вариант – «Люди присмотрелись к водяным горам…»
2 вариант – «Первые лодки причалили к берегу, и им бросили концы»
Определить способ образования слова:
1 вариант – незнакомые
2 вариант – невольно
IX. Проверка выполнения заданий, оценивание учащихся.
X. Подведение итогов урока, чтение стихотворения, работа с орфограммами:
Я вижу, вы уж осмелели,
С приставками сейчас на ты,
В работе с ними пр…успели, успешно пр…творив мечты.
Использованная литература:
1.Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
Русский язык в 6 классе
Москва. Просвещение 2010 год
2. Е.М. Сергеева
Тесты по русскому языку 6 класс
Издательство «Экзамен» Москва 2011год
3. В.П. Сычева
Тесты по русскому языку
Издательство «Экзамен» Москва 2007 год
4.Дидактический материал к учебнику русского языка 6 класса
Москва «Просвещение» 1990 год